Представим, что учителя ставят оценки не только ученикам, но и школе в целом. Вот так берут и раз в год оценивают систему образования. Открывают дневник и думают: «Так. За отношение к учебе поставлю классу тройку. А вот родители в этом году молодцы, не грубили и вели себя достойно — держите четверку. Администрация школы снова подкачала, нагрузила лишней работой, поэтому только двойка». А чиновники внимательно читают эти оценки и делают так, чтобы педагогам работалось хорошо и на работу они шли с удовольствием.
В профессиональный праздник Е1.RU вместе с педагогами екатеринбургских школ заполнили «дневник учителя». По всей строгости и справедливости они выставили отметки системе образования. По пятибалльной шкале они оценили зарплату, учебную нагрузку и «бесплатную» нагрузку, которая нередко валится особенно сильно на молодых педагогов. А еще — уровень знаний учеников, отношение родителей и администрации школы, «задолбанность» от родительских чатов, удобство электронных дневников, ЕГЭ и реформу образования.
Мы опросили восемь учителей из разных екатеринбургских школ. Спросили и тех, кто только-только пришел работать, и тех, кто проработал несколько лет (и не сбежал из школы), и педагогов с большим опытом. Отметки ставили по привычной пятибалльной шкале, где 1 — хуже некуда, а 5 — всё отлично.
Педагоги оценивали систему образования честно и без всякого снисхождения, а мы сложили получившиеся оценки и вывели среднее арифметическое. Так уж вышло, что чаще всего учителя ставили школьной жизни тройки, но и четверки тоже есть. А вот пятерок в этот раз система образования не заработала.
Вот некоторые комментарии педагогов, почему они поставили такие оценки.
Зарплата
— Я бы не сказала, что зарплата в школе маленькая, я в целом довольна. Оценка 4, — оценила заработок учительница одной из екатеринбургских школ Анастасия.
— Если убрать большую нагрузку, то зарплата будет 18 тысяч. Если брать нагрузку больше, то с учетом всей бумажной работы жить становится некогда. Оценка 3, — прокомментировала учительница Анна.
— Я считаю, что сейчас учителя зарабатывают достаточно, чтобы обеспечить себя и свои потребности. Оценка 4, — говорит Виктория.
Нагрузка
— На данный момент я довольна своей нагрузкой, она адекватна. Но я знаю, что большинство учителей берет большое количество часов и тяжело с этим справляется. До позднего вечера на работе, на личную жизнь не остается времени. Моя оценка 4, — поделилась Виктория.
Отношение администрации к учителям
— Школьная администрация держится за свои места руками, ногами и зубами, поэтому если недовольный родитель пошел с жалобой выше школы, то виноватым всегда сделают учителя, как в той истории с десятиклассницей, которой не оказалось в списках 1 сентября. За отношение администрации оценка 3, — отметила Анна.
Реформа образования и ЕГЭ
— Про эти два пункта даже ничего цензурного не лезет в голову. В общем, угробили образование реформами и ЕГЭ. Оценка 1, — считает Анна.
— О ЕГЭ можно много чего рассказывать, это шаблонность. ЕГЭ — не показатель знаний у детей. О реформе образования много споров и разногласий. Как таковой реформы и нет в России, лишь на словах «всё сделано замечательно и правильно». Но всё сделано не для людей. Ставлю оценку 2, — рассказала Виктория.
— ЕГЭ оценю на 4 балла, потому что это удобная система, по которой абитуриентов зачисляют в вузы, а из минусов мне не нравится организация, хотя при этом якобы соблюдаются одинаковые условия для каждого, — рассказала Анастасия.
Уровень знаний у детей
— С каждым годом становится больше детей от социально неответственных родителей. Сейчас дети не хотят работать с учебниками, не выполняют домашнее задание, не умеют находить информацию в учебниках, даже в интернете лень найти. У них один источник знаний — ГДЗ. Уровень знаний у детей оцениваю на 3, — говорит Анастасия.
— Уровень знаний детей всё больше расстраивает, чем радует. Есть столько возможностей развиваться, учитель организует различную работу с детьми. Очень много вкладываешь знаний, труда, сил, но результат не всегда оправдывается, и не всегда понимаешь из-за чего так происходит. Ставлю оценку 3, — считает Виктория.
Отношение детей к учителю
— Дети бывают разные. Есть те, в кого вложили многое, и это заметно. А есть дети, которые не знают элементарных правил поведения. Иногда бывает тяжело, но это того стоит, несмотря на разногласия, даже сами дети учат себя чему-то новому, а не только ты сам. Поэтому оценка 5, — призналась Виктория.
Отношение родителей к учителю
— Большинство родителей, конечно, адекватные. Если идешь навстречу, то и тебе пойдут, а есть такие кадры, которые, не разобравшись в ситуации, бегают по министерствам, прокуратурам, лишь бы писать жалобы, или просто игнорируют твои слова. Оценка 3, — рассказала Анастасия.
Электронные дневники
— Ставлю оценку 3. С одной стороны, это очень удобно, но беда в том, что мы до сих пор ведем бумажные журналы, и вот эта двойная никому не нужная работа очень сильно раздражает, — говорит Анастасия.
— Меньше бумажной работы, упрощенная работа, но больше времени проводишь за компьютером. Это минус. Моя оценка 4, — рассказала Оксана.
Родительские чаты
— Родительским чатам ставлю 5. У меня родители состоят в нескольких чатах. В том, где есть я, всегда только важная информация, никаких лишних диалогов, — отметила Дарья.
— Родительские чаты — это отдельная тема для разговора. Учителю в них лучше не состоять. Учитель должен передавать информацию через одного родителя. Так будет лучше для всех, — призналась Виктория.
Обязательно прочитайте большое интервью школьного учителя, в котором он честно рассказывает, что его больше всего бесит в своей работе.