На Урале в поселке Полуночном в Ивдельском городском округе в школе-интернате голодают дети манси. По словам педагога Анны Воронковой, детей кормят пищей, к которой они не привыкли.
— Вся еда идет в помойку и собакам: коричневая рыбная котлета непонятного вкуса и запаха, жесткая печень, черный хлеб, гречка — всё это непривычная для них еда. Я обратилась по просьбе родителей к директору: можно нам чуть больше белого хлеба вместо черного? — Директор: «Написано 30 г черного и 30 г белого — будет 30 г». А как же национальные особенности школьного меню? Мусульманам же не дают свинину. Дети манси тоже много чего просто не едят. Но Ольге Николаевне всё равно.
В школе-интернате после жалоб провели проверку.
— Отвратный молочный суп с вермишелью. Детей прессанули так, что они съели всё и сказали, что вкусно. А кто сказал, что нет, — ему взрослые тети сказали, что он врет, — говорит Анна Воронкова. — Это 8 маленьких партизан, которые с 1 сентября защищают себя от невкусной, некачественной и непривычной пищи. Их мамы далеко, они работают в лесу и ждут октября, чтобы приехать. Я с ними на связи. У детей болят животы. А комиссия из администрации Ивделя отчиталась перед губернатором Свердловской области, что всё хорошо.
По словам Анны Воронковой, она приехала в эту школу-интернат по направлению от Академии наук, должна была помогать детям по учебе, заниматься творческой работой по сохранению и развитию мансийского языка.
— Я три дня смотрела, как дети не едят столовскую пищу, и перестала есть ее сама. У меня есть деньги и свобода сходить в магазин, а у них не всегда. Особенно свобода. То, что детям манси готовят в столовой, я не знаю, для кого. Для чьих-то собак? Дети это не едят. Я тоже не всегда могу, а я ем всё. А это открытка, которую сделали дети на занятии, — рисовали портреты. Она на мансийском. Там написано: «Я хочу есть». Это нормально? Скажите, на одной чаше весов отчеты ивдельских чиновников, что детям всё нравится и мамы не жалуются. На другой — заявление мам губернатору с просьбой принять меры по корректировке меню и эта открытка.
Также Анна отметила, что дети поступили в школу в поселке Полуночном с родным мансийским, русский у них второй.
— Это уникальное явление. Директор отрицает этот факт на публике — «а то нам придется нанимать учителя мансийского». В интернате живут только дети манси. Зато вокруг них целая инфраструктура: воспитатели, ничего не знающие о культуре народа манси, не имеющие опыта работы с русским языком как неродным, орут на детей за то, что плохо едят и тихо говорят. И некому это увидеть, потому что дети не жалуются, а родителей в школу не пускают. Пандемия и антитеррористическая безопасность. Директорша угрожает мамам закрытием интерната, при этом всеми силами старается перевести сюда детей манси, которые учатся в городе. Есть мансийская комната на первом этаже. Там лежат мансийские журналы для детей и мансийская газета «Луима Сэрипос». И мансийские книги. Но туда дети должны отпрашиваться у воспитателей и спускаться. То есть комната есть, но к ней много препятствий.
Анна говорит, что она с родителями просят для детей манси мансийской еды — мяса и белого хлеба для школьной столовой. И маму манси поваром.
— Всего тут около 50 человек ивдельских манси, и они живут в лесу и ведут традиционный образ жизни, — говорит Анна. — У меня тут 4 мамы, которые уже 2 года обеспокоены, что дети плохо питаются в школе, а мам туда не пускают. У одной девочки развился гастрит, у других двух болят животы. Мы хотим, чтобы меню было согласовано с родителями по канонам манси — натуральное мясо, белый хлеб, картошка и рис. Домашняя еда. Овощи в достаточном количестве, а не редкий помидор или ¼ апельсина.
По словам Анны Воронковой, в связи с проверкой ее попросили покинуть интернат. 22 сентября туда должен был приехать Роспотребнадзор.
— У нас с мамами манси, которые работают в лесу, маленькая победа. На их заявление губернатору Свердловской области приехал Евгений Преин (управляющий администрацией Северного управленческого округа Свердловской области. — Прим. ред.). На повестке — корректировать меню под национальные потребности манси, найти сертифицированных поставщиков лосятины и оленины. Увеличить количество белого хлеба для детей. Михель (глава Ивдельского городского округа. — Прим. ред.) согласился на два куска по 30 г как одолжение.
В Екатеринбурге родители тоже недовольны школьным питанием детей. Они рассказали о синих котлетах и вонючей запеканке.