В Екатеринбурге три недели назад открылась частная школа «Изюм». За год обучения родители здесь отдают по 300 тысяч рублей. Сейчас в образовательном учреждении всего 30 детей: это шесть классов с нулевого до четвертого. В каждом классе — от 4 до 8 детей. Учеников в основном привозят на машинах — в автопарках родителей иномарки, в том числе Porsche, Lexus и новенькие Toyota, но некоторые приходят и пешком
Школа расположилась в здании бывшего отеля «Усадьба Орехово» в Европейском микрорайоне, рядом с Академическим. Журналисты E1.RU побывали на экскурсии в учебном заведении, чтобы выяснить, отличается ли образование здесь от обычного, каково работать с детьми и родителями из обеспеченных семей и выгодно ли открывать такой бизнес в Екатеринбурге.
Что есть в частной школе
За забор школы можно пройти, только позвонив в домофон — территория закрытая из соображений безопасности. В трехэтажном здании бывшей гостиницы расположились учебные кабинеты, спортивные залы, небольшая кухня и столовая.
В классах для каждого ребенка стоит отдельная парта с выдвижными ящиками. Во всех кабинетах есть санузлы — наследство гостиничных номеров. Здесь не только туалеты класса люкс, но и душевые кабины.
— О таких санузлах, наверное, мечтают в любой муниципальной школе, — делится директор школы Екатерина Безгачева. — Мы не стали демонтировать душевые, оставили их. Мы делали ремонт, но только в тех местах, где это было необходимо.
Два кабинета отведены для нулевого класса — спальня и игровая комната. Здесь шестилетние дети готовятся к школе. У них частично сохраняется расписание детского сада — обеденный сон и много подвижных игр. Сон-час для них необязательный, дети могут играть в соседнем кабинете в настольные игры с педагогом. Нулевой класс — это аналог подготовительной группы детского сада, но в стенах школы.
В коридорах организованы места, где школьники проводят перемены. На каждом этаже настольные игры, теннисный стол и сенсорная комната с небольшими песочницами.
На кухне для детей разогревают еду. В школе трехразовое питание — завтрак, обед и полдник. Большинство родителей заказывают еду через школу, обеды привозят из кейтеринговой компании. Но некоторые мамы и папы собирают еду детям самостоятельно — из-за аллергии или особых вкусовых предпочтений.
Как проходит день в школе
Дети проводят в школе время с 8 утра до 6 вечера. В 08:30 все классы собираются на общую зарядку, потом педагог читает сказку-притчу. С 09:00 начинаются уроки: русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО, физкультура, технология и английский язык.
Здесь уже в начальных классах занятия ведут учителя-предметники. Дети сидят в отдельных классах, а разные педагоги приходят к ним. Все учебники и тетради школьники хранят на полочках в своем кабинете.
— У нас нет отметок в школе вообще, есть баллы успешности. За труд ребенок получает их, — объяснила Екатерина Безгачева. — Ученик сам выбирает, будет ли делать дополнительные задания. Снимается стресс от того, что школьник с чем-то не справляется, ведь он не получает двойки. Если возникают вопросы, он может спокойно задать их учителю.
Во вторую половину дня детей сопровождают кураторы-наставники, закрепленные за каждым классом. После уроков педагог сопровождает детей на обед, прогулку, полдник, кружки и помогает готовить домашнюю работу.
— Мы стараемся освободить родителей от обязанности делать с ребенком уроки, часто это разрушает отношения. Все домашние задания ребята делают вместе с педагогом, который может помочь и правильно объяснить, если возникают сложности, — отмечает директор.
В сенсорной комнате проводит занятия с песком психолог. Кроме того, со школьниками работают логопед и нейропсихолог. В расписании есть прогулки и двигательные игры. Среди кружков в школе — жонглирование, карате, изучение китайского и английского языков, творческая студия, где школьников учат рисунку, живописи и композиции. Также проходят занятия по вокалу и танцы.
Дресс-код отсутствует
Внешний вид школьников и учителей в этой частной школе не похож на традиционный для образовательных учреждений. Многие мальчики и девочки ходят на математику в спортивных костюмах и кроссовках, педагоги носят джинсы. По словам Екатерины Безгачевой, это осознанное решение: дети должны одеваться так, как им нравится.
— Это часть нашей философии. Ребенок носит ту одежду, в которой ему комфортно. У нас нет классической формы: белый верх, черный низ. С родителями мы обговариваем, что дети должны приходить в чистой и опрятной одежде, но в стиле мы их не ограничиваем, — объясняет директор. — В будущем мы хотим создать свой бренд одежды, это будет еще одним вариантом для формы.
Могут ли молодые учителя справиться с классом
В частной школе 15 педагогов, большинство — молодые. На вопрос о том, не переживает ли директор, что неопытные педагоги могут не справиться даже с небольшим классом детей, она объясняет, что был строгий отбор кадров.
— Не было концепции, что я выбираю только молодых педагогов. На собеседовании мне важно понять, что человек готов работать, его взгляды на образование сходятся с нашими, — отметила Екатерина Безгачева. — Всё лето мы готовились к учебному году, проводили тренинги для педагогов, становились командой. Я не набираю учителей, которые относятся к школе как к работе от звонка до звонка.
Юлия Брюханова — педагог русского языка и литературы, она 28 лет проработала в бюджетной школе. Здесь она заняла должность замдиректора по учебной деятельности. По ее словам, молодых педагогов не бросают более опытные коллеги, она сама часто помогает решать конфликтные вопросы.
— Молодые педагоги, которые только пришли, находятся в контакте с опытными специалистами, со мной как с завучем и не остаются с проблемами наедине. Мы делаем ставку на молодых и перспективных учителей. Не так много выпускников педагогических вузов, которые бы хотели работать с детьми, очень важно сохранить это желание, — считает замдиректора.
Юлия Брюханова объяснила, что в частной школе учителя работают по 18 часов при ставке в 36 часов. В оставшееся время педагоги готовятся к урокам, занимаются собственным развитием, обсуждают проблемные вопросы с руководством, консультируются с психологом.
Все богатые дети — избалованы?
— У нас нет очень богатых людей с заводами и пароходами, — говорит замдиректора. — Детей сюда приводят родители, стоящие на ногах, которые хотят дать качественное образование ребенку. Избалованность у некоторых присутствует, она связана не столько с обеспеченностью родителей, сколько с неумением мам и пап общаться с детьми. Родители, которым нужна помощь, консультируются с нашими психологами и педагогами.
«Некоторые родители думают, что большое количество игрушек, вкусняшек и поездок компенсируют общение с ребенком»
По мнению опытного учителя, главное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Если у школьника проблемы, не надо их отрицать.
— С начала года прошло три недели, это период адаптации, и мы уже успели столкнуться с некоторыми конфликтами. Бывают у детей истерики, отказ что-либо делать на занятии. Не все родители могут принять, что у ребенка какие-то проблемы, — поделилась замдиректора. — Работать с родителями достаточно сложно. Мамы и папы некоторые не готовы были к обратной связи, даже когда им говоришь об успехах ребенка. То есть были случаи, что мы объясняем: ребенок молодец, делает успехи, а родитель начинает плакать, потому что раньше в школе никогда не слышал похвалу.
«У третьеклассников и четвероклассников своя судьба, сложные истории в частных или муниципальных школах. У этих детей не было интереса к учебе»
Заместитель директора считает, что главная проблема бюджетных школ — в переполненности классов.
— Еще несколько лет назад некоторые дети просто не любили ходить учиться. Сейчас основная часть учеников ненавидит школу. Я заходила в класс в последнее время в муниципальной школе и понимала, что меня здесь все не рады видеть, учитель ассоциируется со вселенским злом, — отметила Юлия Брюханова. — Попытаться увлечь детей очень тяжело. В муниципальной школе сейчас это практически невозможно из-за количества детей в классе: 30 первоклассников невозможно научить писать, каждому нужно поставить руку.
Сколько платят родители и почему частная школа — невыгодный бизнес
Родители школьников платят за обучение в месяц 28 тысяч рублей, еще около 5 тысяч отдают за организованное питание. При поступлении они оплачивают вступительный взнос — порядка 50 тысяч рублей.
Несложно посчитать, что, учитывая количество детей (в школе 30 учеников), расходы на зарплаты сотрудников, аренду помещения и коммунальные услуги будут выше, чем доходы от этого бизнеса.
— Проект работает с 1 сентября, частная школа требует больших вложений. У нас есть партнеры и спонсоры. В принципе, открытие инициировал центр «Белый слон», частная школа стала новым отделением большого образовательного центра, — отметила директор. — Возможно, это где-то рискованно, но вкладываться в детей и образование очень важно. У нас нет опасений, что через год школа закроется. Коллектив делает всё, чтобы добрать классы и развивать проект.
Почитайте также четыре истории о проблемах в частных и государственных школах. Ранее родители рассказывали о домашнем обучении детей. Посмотрите репортаж из екатеринбургской школы, где дети учатся по советским учебникам сталинской эпохи.