Образование 1 Сентября мнение «Какие моральные устои нарушает фото в купальнике?» Юрист — о травле школьных учителей

«Какие моральные устои нарушает фото в купальнике?» Юрист — о травле школьных учителей

Юлия Федотова объясняет, почему педагога может обидеть каждый

Источник:

По закону, наши учителя должны соблюдать нравственные и этические нормы, но что это такое, мы знаем, по сути, только на словах. Юрист из Екатеринбурга Юлия Федотова в своей колонке показывает, к каким печальным последствиям могут привести такие завышенные требования к педагогам.

Практически каждый год в Сети обсуждают тот или иной конфликт, связанный с поведением педагога. В этот раз, например, власти Хабаровска начали проверку по факту исполнения танца живота во время торжественной линейки в честь Дня знаний в одной из школ. Неоднократно были на слуху случаи, когда учителя увольняли за фото в купальнике, что повлекло всероссийский флешмоб и прекрасный перформанс. Во флешмобе, кстати, я тоже участвовала как вузовский преподаватель в прошлом. Учителей увольняли за фотосессии давно минувших лет, а также требовали уволить и за покупку белья. Насколько это законно?

«Значит ли это, что учитель в России, помимо адских перегрузок и дурацкой бумажной работы, должен еще отказаться от личной жизни, соцсетей и фото?»

В соответствии со статьей 48 ФЗ «Об образовании» педагог обязан в своей деятельности «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики». И если с правовыми нормами в целом понятно — это то, что в законе записано, и их хотя бы можно прочитать, то как быть с «нравственными» и «этическими»? Что это за нормы такие и в чём между ними разница? Где они записаны?

Минпросвещения в 2019 году подготовило Примерное положение о нормах профессиональной этики для педагогических работников. Там пафосно указано, что «педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы; воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей; избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Ну то есть опять же мало что прояснилось.

При этом Трудовой кодекс России содержит норму — в статье 336, которая допускает увольнение педагога за применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. Вряд ли можно поспорить с ее адекватностью, однако возможность уволить учителя за «совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением работы» (п. 8 ст. 81 ТК РФ) представляется ни чем иным, как предельно неопределенной нормой, которая может повлечь за собой злоупотребления со стороны работодателя.

Нигде нет определения «аморального проступка». Закон приписывает возможность его совершения только лицу, выполняющему воспитательные функции, и при этом указывает, что проступок должен быть таким, что их выполнение в дальнейшем просто невозможно. Критерии опять же оставлены на усмотрение работодателя.

Казалось бы — поступок должен касаться непосредственно ученика и оказывать на него негативное воздействие. Вряд ли можно оспорить увольнение учителя, который, например, ударил либо оскорбил воспитанника. Но купальник-то при чем?

«В нерабочее время учитель может вести себя как хочет и явно не обязан читать лекции дома»

Однако судебная практика так не считает. Суды, трактуя закон, необоснованно, на мой взгляд, применяют повышенные требования к поведению педагогов как на работе, так и в быту. Например, в Карелии суд счел законным увольнение учительницы, привлеченной к административной ответственности за вождение машины в пьяном виде. По мнению суда, «для педагога воспитательная функция является основным содержанием его работы, что возлагает на него повышенные требования в части соблюдения морально-этических требований как в быту, так и на работе». И тот факт, что правонарушение не повлекло какого бы то ни было резонанса, не было совершено на глазах у учеников и вообще на них никак не повлияло, потому что они об этом не знали, судом учтен не был. Важно было лишь то, что педагог нарушила «моральные устои и принятые в обществе нормы поведения». Каким образом это повлияло на дальнейшую способность учителя выполнять воспитательные функции, я не знаю.

Я только одного понять не могу: «моральные устои» и правила поведения — они для педагогов и для простых граждан одни или разные? Если одни — то какие «моральные устои» нарушает факт фотографирования в купальнике? Учителям нельзя вести соцсети с чем-то личным? А если учительница разведется — ее тоже надо уволить? А если вне брака родит ребенка? А если учитель — атеист? Или, упаси боже, либерал?! Или гей? Тоже увольнять?..

Итого. Закон предъявляет к учителям завышенные требования, давая работодателю широкие и трудно оспариваемые возможности для их увольнения за поведение, чуть выходящее за рамки традиционной «Марьиванны». В том числе — в сфере не подлежащей вмешательству со стороны государства бытовой и личной жизни. Это вряд ли будет способствовать притоку в школы молодых, инициативных и свободомыслящих кадров, которые действительно смогут научить детей мыслить критически и широко.

Согласны с автором?

Да
Нет

С началом нового учебного года неизбежно появляются новые поводы для скандалов. Так, в Нижнем Тагиле учитель оказался под угрозой увольнения из-за того, что проспал линейку 1 сентября. А возле школы на Уралмаше бабушки выстроились «живым щитом», чтобы не пустить родителей через свой двор.

Также прочитайте колонку екатеринбурженки, где она перечисляет десять причин своей нелюбви к школьному образованию.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
160
Форумы
ТОП 5
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Знакомства
Объявления