На этой неделе главная тема — начало нового учебного года. В эти дни кто-то переживает за своих первоклассников, волнуется за выпускников, вздыхает, как быстро растут дети, и утирает невольные слезы. Для многих других это повод вспомнить свою школу — хорошим и плохим словом, кому как повезло.
Автор и редактор из Екатеринбурга Надежда Литвинова написала колонку о том, почему не любит школу, в том числе и как мама школьницы.
Школу я не люблю.
Любила мысль о ней первые два месяца первого класса, а потом всё, как отрезало. Притом учиться я всегда любила и люблю до сих пор. Книжки читала сама с 4 лет — в том числе детям в садике. Но школа как идея и система вызывает у меня стойкий протест, отвращение и тошноту.
Ну, во-первых, чья это идея — собирать детей к 8 утра? Почему этот умный кто-то решил, что это будет эффективно? Особенно зимой в Сибири, где солнце появляется к 12 часам. Да мозг просто спит в 8 утра! Я более-менее легко адаптируюсь к офисному режиму, но это не делает меня жаворонком. Сложные задачи мне по-прежнему легче решать вечером. А в 8 утра я просто физически не способна решать алгебру или запоминать даты сражений!
Во-вторых, школа не имеет никакого отношения ко всем накопленным богатейшим познаниям мира, к философии, гуманизму. У нее другая задача. Есть программа и план, есть дурацкие оценки (оценки чего? Уровня познания? Задумайтесь над этим сюром). Всё это нивелирует стремление растущего человека к новому. Я это поняла в первые месяцы первого класса — что на все мои «почему» в лучшем случае я получу ответ «узнаете об этом позже», в худшем — «это не входит в программу».
В-третьих, я училась в самой обыкновенной школе, в классе из 30+ человек было намешано и умных, и откровенных дебилов, которым учеба эта вообще никуда не упёрлась. Они ржали все уроки напролет и гнобили одноклассников на переменках.
«Я за отсев людей как минимум по интересам»
В-четвертых, уроки физкультуры... Это моя отдельная боль. Ну не спортивный я человек. Мне это скучно, сложно, неинтересно. Когда наступили свободные 90-е, в нашей школе проводили эксперимент. Разрешили вместо прыжков через козла и бессмысленного бега по кругу проводить уроки современных танцев (тогда был в моде хип-хоп) или аэробику под музыку. В первом классе нас водили на танцы вместо одного урока физкультуры. Как сейчас помню, это было по вторникам. Вот это было здорово! Но недолго. Современные дети, слава богу, имеют больше возможностей для выбора. Я же училась в рабочем поселке, где была одна обычная школа и одна музыкальная. Вот и весь выбор.
В-пятых, отношение учителей к ученикам. Несмотря на все ворчания педагогов на современных детей, которым слова не скажи, которые умеют отвечать и знают свои права («какие умные!»), я очень довольна произошедшими изменениями. В нашем детстве учителя могли позволить себе оскорбить ученика, стукнуть его линейкой, обозвать (уверяю вас, литературное «корова» из уст педагога, который никогда не ругается матом, звучит не менее обидно), а уж крики и постоянное нарушение личных границ — вообще не считались чем-то особенным. Конечно, были и интеллигенты, которые обращались к детям на «вы», говорили тихим, строгим голосом, их любили, уважали и слушались. Но таких было меньшинство.
В-шестых, суббота! Учебная суббота — это садизм, это издевательство над ребенком, который физически не успевает отдохнуть за один день, и над родителями, которые с какого-то перепуга должны в свой законный выходной вскакивать в 7 утра, чтобы проводить чадо в школу (см. пункт 1).
«Ну и, разумеется, разные длительные активности отменяются для всей семьи — потому что всем в школу»
Седьмой пункт имеет отношение к школе моего детства, но всё меньше — к современной. И это хорошо. Это тотальная уравниловка — от формы до меню в столовке (например, я до тошноты с детства не люблю черный сладкий чай, но всем наливали только его). Люди — разные, дети — разные! И это хорошо. Я активно ненавижу всё, что связано с формой и приглаживанием под единый стандарт.
Восемь. Школа — это тотальный стресс. И если в моем детстве это было по крайней мере неопасно для жизни, то сегодня мы то и дело читаем о детских суицидах после несданного экзамена. Что это? Почему? Дети, да неважны все эти экзамены, вместе взятые!!! Не важнее вашей жизни!
Девять. Это уже мои ворчалки как мамы школьницы. Я не понимаю, почему учителя постоянно норовят вовлечь родителей в процесс. Я категорически отказывалась делать с дочерью уроки (объяснить непонятное — да, но не сидеть два часа с ней рядом, контролируя упражнения!). У меня просто есть собственная жизнь, и на это нет времени. Я не хочу проводить бессмысленные конкурсы и ездить в музей всем классом. И моя дочь не хочет. Просто потому что мы обе не любим быть в толпе, а принуждать к общению — это насилие. К сожалению, некоторые учителя и родители этого категорически не понимают.
Ну и десять. Когда ты оканчиваешь школу, она из твоей жизни не исчезает. Зловещим призраком она сопровождает тебя всю жизнь. Мне 43 года, и я до сих пор вздрагиваю и напрягаюсь 1 сентября. Еще целый год мне нужно вставать в 7 утра, чтобы приготовить завтрак дочке.
«Еще год мне нужно ходить на родительские собрания, цель которых единственная — собрать с родителей денег»
Я с легкостью набрала 10 пунктов, за что я не люблю школу, и могла бы продолжить список. Плюсов вряд ли смогла бы насочинять хотя бы половину из этого.
Согласны с автором?
Новый учебный год уже успел доставить родителям немало хлопот. Так, некоторые из них обескуражены учебным расписанием, а на Уралмаше бабушки выстроились в живой щит и мешают взрослым пройти к школе.
Не обошлось и без курьезов — в Нижнем Тагиле учитель проспал праздничную линейку, за это его отстранили от занятий и классного руководства. Всю информацию про 1 Сентября мы собираем в специальном разделе.