Красивая высокая блондинка Анна Пасынкова рушит стереотипы о том, что в науку идут скучные ботаники. Она могла бы сделать карьеру фотомодели или танцовщицы, но занимается этим, как хобби, а себя посвятила науке, став физиком-экспериментатором. В свободное время она читает доклады на научных слэмах. Но фотографы даже в маршрутке замечают красивую девушку и просят побыть моделью на съемке.
Однажды Анна ехала в маршрутке, вышла на своей остановке, и следом за ней пошел незнакомый молодой человек. Оказалось, что его девушка-фотограф загорелась желанием поснимать Анну, но постеснялась подойти сама и попросила своего парня.
— Фотография и моделинг — это тоже творчество. Для меня это формат «А давайте, почему бы не попробовать!». Сначала меня фотографировала моя одноклассница, потом двоюродная сестра. А прямо моделинг начался с той самой маршрутки. Я согласилась, попала в эту компанию, познакомилась через стилиста Юлию Бариеву с фотографом Дарьей Джалеловой, и теперь время от времени принимаю участие в fashion-съемках, — рассказала Е1.RU девушка.
По словам Анны Пасынковой, для себя она давно решила, что профессия должна быть связана с интеллектом. С детства она занималась танцами, и продолжает сейчас, но они остались на уровне хобби.
— Интеллект, как минимум, останется с тобой дольше, чем рафинированная модельная внешность. Поэтому я решила, что зарабатывать на жизнь я буду благодаря интеллекту, — отмечает она. — На мой взгляд, образование — это единственный реально работающий социальный лифт. Ты можешь планировать свое будущее, спланировать его на несколько лет вперед. И ты можешь постоянно знакомиться с чем-то новым. Если освоил что-то в науке, то и разные веяния в инвестициях, например, сможешь освоить. Образование очень важно. Чем больше людей знает, как всё устроено, основные законы, по которым существует окружающий нас мир, тем лучше.
Мама Анны — учитель физики, бабушка и дедушка преподавали физику в университете.
— В школе я любила технические предметы, мне всегда это нравилось. Сначала я училась в обычной школе рядом с домом, потом поступила в наш Специализированный учебно-научный центр (теперь СУНЦ УрФУ), в математико-экономический класс. Это было непросто, но я очень благодарна лицею за знания и за людей, которых там встретила. Это прекрасное место, где можно получить хорошее образование бесплатно, поступить туда по своим знаниям, — рассказывает Анна.
Потом она поступила на физфак тогда еще УрГУ, с третьего курса бакалавриата погрузилась в науку. И сломала еще один стереотип — о том, что ученые мало зарабатывают.
— Моим научным руководителем стала Галина Курляндская. Благодаря ей я сейчас работаю в науке. Я участвовала в большом количестве экспериментов, нахожусь в обществе людей, которые обожают науку, это меня вдохновляет и в такой среде хочется работать еще и еще. Я была исполнителем трех больших грантов, в одном была руководителем, еще будучи аспиранткой. Конечно, это не совсем типичная история, но мне повезло, — рассказывает девушка.
Анна Пасынкова работает на стыке фундаментальной и прикладной науки.
— Работа ученого заключается в том, чтобы построить гипотезу и ее проверить. Объектом наших исследований являются магнитные материалы. Прикладной аспект задачи — это создание детектора слабых магнитных полей, который послужит для определения дефектов в материалах или биодетектирования. Фундаментальная часть — создание и исследование свойств новых магнитных материалов, за ними будущее, — рассказала девушка.
При этом она умеет интересно и доходчиво рассказывать о своей работе, чтобы было понятно школьнику, да и вообще любому человеку, далекому от физики.
— Есть высказывание, приписываемое физику с прекрасным чувством юмора Ричарду Фейнману, о том, что, если не можете объяснить 5-летнему ребенку, чем вы занимаетесь, значит, вы — шарлатан. Когда я готовлю какой-то доклад для школьников, то его уровень сложности выше, чем когда я делаю доклад на какой-нибудь научпоп. Так устроена наша память, ведь взрослые люди последний раз имели дело с физикой давно и к ней не возвращались, — объясняет Анна Пасынкова.
Она читала лекции про мифы о магнетизме. Объясняла, что невозможно двигать предметы силой мысли, что «шапочка из фольги защитит от 5G» — полный бред.
— Во вселенной существует только 4 фундаментальных взаимодействия, а других не бывает. Ты не можешь подвинуть предмет, не коснувшись его, но можешь выдумать для этого какие-то хитрости. В интернете есть список так называемых когнитивных искажений, когда мы готовы поверить, что черное — это белое, если люди вокруг так говорят, — объясняет Анна.
Сейчас Анна работает младшим научным сотрудником кафедры магнетизма и магнитных наноматериалов Института естественных наук и математики УрФУ и Лаборатории перспективных магнитных материалов Института физики металлов УрО РАН, защитила кандидатскую диссертацию. Девушка скептически относится к тому, что за границей у ученых больше возможностей.
— Я бы хотела поучиться в другой стране на «PostDoc» — это такой формат работы после получения степени, чтобы посмотреть, как устроена работа в другой научной группе, университете. Но только с этой позиции, а не с той, что «у соседа трава зеленее». Проблемы есть везде и всегда. Единственный выход, в какой бы стране ты ни работал, это не сидеть на месте, — говорит Анна.
Прочитать о других необычных ученых можно в проекте УрФУ про ученых-иностранцев. Их в одном УрФУ больше сотни — это ученые из Индии, Японии, Турции, Китая, Польши, Германии и, конечно, из Великобритании. Например, Джеймс Уайт — настоящий британский ученый. Джеймс любит гулять по центру города, например, по проспекту Ленина, и приезжие иногда принимают его за местного — спрашивают, как куда-то пройти. Еще иногда он ходит в английские пабы, говорит, что они в Екатеринбурге отменные — мясо отличной прожарки, а вот русская кухня нравится не вся. Джеймс не любит гречневую кашу, называет ее «адская еда».