В Уральском федеральном университете развивается траектория бакалавриата «Организация и экономика машиностроительного производства». Заведующая кафедрой организации машиностроительного производства Института новых материалов и технологий УрФУ Мария Прилуцкая ответила на вопросы о перспективном направлении, выпускающем инженеров-экономистов.
— Сегодня часто можно услышать, что образование отстает от требований работодателей. Так ли это?
— Знаете, в случае с инженерами-экономистами мы скорее говорим об опережении: в программе, например, есть модули по цифровым технологиям. Наша кафедра с ведущими предприятиями области определила требования к профессии, которые отражены в стандарте «Инженер-экономист машиностроительной организации». Благодаря этому выпускники могут получить квалификацию, подтвержденную работодателями.
«Из года в год кафедра выпускает бакалавров и магистров-экономистов и организаторов производства с неизменно высоким уровнем подготовки. Наше предприятие ежегодно направляет студентов-целевиков на инженерно-экономическую подготовку, чтобы, вернувшись на завод, они решали важнейшие задачи, связанные с развитием производства». Сергей Свинин, заместитель генерального директора по персоналу ПАО «МЗИК»
— Говорят, что всех экономистов скоро заменит искусственный интеллект…
— Это произойдет с рутинными бухгалтерскими и расчетными операциями. Как аналитики и постановщики задач инженеры-экономисты будут востребованы всегда. Они планируют развитие бизнеса, оценивают эффективность инвестиций, проводят экспертизу проектов, разрабатывают и внедряют инструменты организации труда и производства, выводят на рынок идеи технологического предпринимательства и стартапы.
— Кем работают ваши выпускники?
— У выпускников широкий спектр трудоустройства. Они работают специалистами планово-экономических отделов и цехов, служб материально-технического снабжения, отделов бережливого производства, отделов маркетинга и продаж на ведущих предприятиях области (Машиностроительный завод им. Калинина, Уральский оптико-механический завод, Уральский завод гражданской авиации и др.).
Кроме промышленных предприятий работодателями для экономистов традиционно выступают IT-компании, инжиниринговые и сервисные фирмы, организации кредитно-финансового сектора, которым для ведения бизнеса с промышленными партнерами нужны специалисты с отраслевой инженерно-экономической подготовкой.
«По окончании обучения обладаешь достаточными навыками и знаниями для работы в прогрессивных компаниях. Еще во время обучения мои компетенции позволили попробовать себя и в технологическом отделе, и в отделе организации и мотивации труда, и на должности мастера участка. Полученные знания открыли двери для сотрудничества с аудиторско-консалтинговой компанией Ernst & Young в качестве специалиста проекта по повышению организационной эффективности». Дарья Сигинова, выпускница 2021 года
— Почему инженеров-экономистов готовят именно в техническом направлении «машиностроение» Института новых материалов и технологий УрФУ?
— При ответе на вопрос хотелось бы сослаться на книгу известного ученого и консультанта бизнеса Генри Минцберга «Требуются управленцы, а не выпускники МВА». Общий посыл бестселлера: для эффективного развития производства необходимо знать технологию и организацию. Такой же точки зрения придерживался и Генри Форд. Хороший экономист, способный развивать промышленный бизнес, должен иметь базовые инженерные компетенции и понимать потребности коллег-технологов, конструкторов и других.
— Сложно ли учиться на траектории «Организация и экономика машиностроительного производства»?
— Когда учиться интересно, то оказывается, что это и несложно. Обучение построено на проектной основе, с выполнением реальных задач предприятий. Практически все дисциплины дублируются электронными курсами, что позволяет студенту повторить непонятый материал или наверстать пропущенный. Наши студенты становятся победителями в командных чемпионатах WorldSkills и Case-in, участвуют в исследовательских прикладных проектах, побеждают в конкурсном отборе по формату «Стартап как диплом».
«Я никогда в жизни не жалел, что получил инженерно-экономическое образование. Годы напряженной учебы, а затем работы на факультете сформировали меня как специалиста, позволили быть рядом с замечательными людьми, крупными учеными, дали друзей на всю жизнь. Традиции подготовки высококвалифицированных специалистов, экономическое образование которых подкреплено обширными знаниями оборудования и технологий базовых отраслей, были заложены еще в годы становления и роста кафедры. Эти традиции одной из лучших кафедр УрФУ сохраняются и развиваются и сейчас». Владимир Черкашин, выпускник кафедры 1974 года, советник президента Сбербанка, с 2000 по 2020 год — председатель Уральского банка Сбербанка России
— Как поступить на программы инженерно-экономической подготовки в Институт новых материалов и технологий УрФУ?
— На траектории бакалавриата «Организация и экономика машиностроительного производства» могут учиться студенты, поступившие на укрупненную группу направлений «машиностроение» Института новых материалов и технологий УрФУ. В 2021 году выделено 205 бюджетных мест.
Инженерно-экономическая программа магистратуры предлагает 10 мест очной и 15 мест заочной форм обучения, возможно заключение контракта. Подробнее о поступлении.
Все вопросы можно задать заместителю ответственного секретаря приемной комиссии Института новых материалов и технологий УрФУ Эльвире Агаевой: тел. +7 967 909 91 16, эл. почта inmt.urfu2020@mail.ru, страничка «ВКонтакте».