Основная волна ЕГЭ у выпускников заканчивается на этой неделе. Им еще предстоит сдать информатику, но педагоги уже снимают «первый урожай» стобалльников. На этот раз за репортажем про самых везучих выпускников мы отправились не в престижную гимназию, а в обычную школу № 138 на Эльмаше. Там учителя торжествуют: целых две стобалльницы, это и правда очень впечатляющий результат.
Мария Суворова получила сто баллов по литературе. Она признается, что просто очень любит читать. Если бы Маше пришлось выбирать книги, с которыми было бы не скучно на необитаемом острове, то одной из них стали бы «Алые паруса» Александра Грина.
— Автор прожил тяжелую жизнь, но ему удалось написать повесть, которая до сих пор вдохновляет людей, — объясняет Мария свой выбор. — Это книга о том, что каждый человек может творить чудеса своими руками, мы все на это способны, если захотим.
Последний год для старшеклассников стал настоящим испытанием. Подготовку к экзаменам дополнила нервотрепка, связанная с пандемией. По словам Маши, поддерживать рабочий настрой весь год очень сложно, но помогали учителя и родители. В теме сочинения ей попалось «Преступление и наказание» — не самое простое произведение.
— Я писала о роли Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова, — говорит Мария. — Я написала о том, что в нашей литературе существует много ярких женских образов, которые помогали двигаться главным героям. И Маша Миронова из «Капитанской дочки», и Наташа Ростова из «Войны и мира». Соня — одна из этих героинь. Родион Раскольников своим поступком отдалился от общества, но и Соня отдалена от него, и она тот человек, который умеет по-настоящему жалеть Раскольникова, ее любовь спасает его.
Маша признается, что сам по себе Достоевский — это сложная литература, и книгу ей, несмотря на большую любовь к чтению, было осилить тяжело. На уроках произведение разбирали по частям, детально, и постепенно удалось прочитать книгу целиком.
— Я собираюсь связать свою жизнь с литературоведческой специальностью, — делится своими планами на будущее Мария Суворова. — Филология мне очень близка. Возможно, будущая работа будет связана с рекламой или журналистикой.
Марина Габитова, учитель литературы, которая помогала готовиться стобалльнице, сегодня очень горда собой — это и для нее победа, ее первые сто баллов.
— Сто баллов по литературе трудно набрать. Речевую ошибку допустил — и баллы полетели, — говорит Марина Александровна. — Я Маше всегда говорила, что будет сто, а она не верила. Когда пришли результаты — не поверила, сказала, что, наверное, будет перепроверка. Но никакой ошибки нет.
По словам учителя, современным подросткам действительно трудно вчитываться в тексты, понимать их глубокий смысл, часто они читают по верхушкам.
— Да, когда начинаешь разбирать текст с глубоким анализом, они не видят того, что видим мы, подтекста, что хотел сказать автор, — рассказывает учитель. — Математике научить можно, а читать научить нельзя. Может быть, нужно заинтересовывать книгами, которые были бы ребятам интересны, понятны, выбирать литературу по возрасту. Конечно, программа строится на классике, но немножечко мы в наш список включаем и современную литературу. Кстати, в этом наши дети и сами могут нас чему-то научить.
В топе популярной классики у современных подростков — «Отцы и дети» Тургенева. Как считает Марина Габитова, тема нигилизма очень понятна ребятам, которые сами переживают возраст, когда хочется отрицать и протестовать. Мальчишкам часто неплохо заходит «Преступление и наказание» — это хоть и специфический, но все-таки детектив. А вот «Война и мир» — по-прежнему коллективная казнь для старшеклассников.
— Если в классе книгу смогли прочитать пять человек — это уже хорошо, — признается педагог. — Их пугает объем, они не сразу понимают, что это энциклопедия русской жизни.
Вера Ягодкина — вторая выпускница-стобалльница — была круглой отличницей с первого класса. Она привыкла всегда быть первой и лучшей во всем. Несмотря на то что пока наилучший результат у нее по русскому (экзамен по информатике еще впереди), Вера собирается заняться в будущем программированием или веб-дизайном.
— Мне мама пятачок подарила, под пятку положила, — смеется Вера. — Просто я много читаю, а в экзамене большинство заданий о том, как грамотно пишутся слова. Для меня это было не так сложно. Вот часть с сочинением — это сложно, сочинения — не мой конек. Честно, не думала, что получу максимум за эту часть. Но мне попался текст Паустовского, про природу. С точки зрения анализа это довольно понятный текст. А вообще мне больше нравится зарубежная литература, любимый писатель — Нил Гейман, я у него прочитала все, что есть. Еще люблю детективы, Конана Дойла.
Будучи девушкой читающей и грамотной, Вера признается, что ее коробит, если кто-то рядом говорит «ихний», например, но, к счастью, большинство ее друзей говорят грамотно. На вопрос, почему она хочет поступать на специальности, связанные именно с IT и дизайном, девочка объясняет, что эти сферы развиваются стремительно, а ей нравится постоянная смена и усложнение задач — такой характер. К тому же она, помимо прочего, окончила художественную школу и даже имеет опыт работы — придумывает и рисует логотипы.
Ее учитель Светлана Герасимова вовсе не разочарована тем, что звездная ученица не идет в филологи или учителя русского.
— Вера училась в технологическом классе, она уже свой выбор сделала, — говорит педагог. — Вообще, по моему опыту, дети-математики часто даже лучше усваивают язык, чем дети-гуманитарии. Это мое личное мнение, конечно, можете с ним не соглашаться: дети, обладающие аналитическим складом мышления, лучше понимают законы грамматики, пунктуации, понимают язык как систему. Так что пусть Вера реализует себя там, где хочет, а русский язык ей во всем поможет.
Для Светланы Герасимовой ученица Вера — это тоже первая в практике стобалльница. По мнению педагога, это и ее учительская победа и огромная радость. Вообще, говорит педагог, конечно, нельзя не заметить, как снижается общий уровень грамотности у школьников, но она не видит катастрофы в том, как дети общаются в тех же мессенджерах, это новый язык, своего рода сленг, главное — чтобы своему учителю по русскому они так не писали.
Мы попросили педагога рассказать, какие ошибки в речи сейчас стали особенно заметными и распространенными.
— Типовая ошибка — «то, что», — не задумываясь, ответила Светлана Герасимова. — Это замечаю теперь постоянно, и в устной, и в письменной речи: «Ты слышал то, что?..» Правильно, конечно: «Ты слышал, что?..»
Почитайте интервью с Андреем Красовским, внуком знаменитого ученого — он рассказал, зачем вообще нужно «натаскивать» детей на высокие баллы ЕГЭ.
Также мы публиковали интервью с выпускницей прошлого года, сдавшей на сто баллов сразу два экзамена.