На первый взгляд это обычная школа. Перед входом — баскетбольная площадка, где играют рослые парни. Ведут мяч — прыжок, бросок — и мяч летит в кольцо. Но слышны только удары мяча — между собой ребята общаются жестами.
Мы приехали в свердловский центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо», где учатся дети с нарушениями слуха со всей области, многие из них приходят сюда, не умея говорить. Сегодня здесь последний звонок. Только выпускаться будут не девятый и одиннадцатый классы, а десятый и двенадцатый — учебная программа немного растянута. Впереди у ребят ЕГЭ, как в обычной школе.
— Причины нарушения слуха у детей разные, чаще всего это наследственность. Бывает и так, что у здоровых родителей появляется глухой ребенок. Независимо от этого шанс стать счастливым человеком есть у каждого. Все зависит от личностных установок ребят, — рассказывает Е1.RU директор школы Светлана Киселева, ведя нас по коридорам.
Труднее в этой ситуации слышащим семьям. Такие родители либо учатся вместе с ребенком жестовому языку, либо приспосабливаются и придумывают свой язык.
— С одной стороны, хорошо, когда в семье свой язык: отношения внутри семьи гармоничные. Но, когда дети приходят в школу, их приходится переучивать.
— Говоришь ребенку: «За тобой мама пришла», а он смотрит и не понимает.
В школе учатся 136 детей из Екатеринбурга и области. Городские ребята ходят только на уроки, а ученики из области живут в интернате. Домой уезжают на выходные, не чаще, чем раз в две недели.
Повсюду в здании висят плакаты с изображением бытовых предметов, их названиями с указанием ударения и простыми диалогами.
— Как пройти на второй этаж?
— Где твоя спальня?
— Как зовут твоего воспитателя?
Как поясняет директор школы, это необходимо для того, чтобы ребята, постоянно видя эти плакаты, проговаривая слова и фразы, пополняли свой словарный запас.
Пока десятиклассники и двенадцатиклассники готовятся к последнему звонку, у других идут уроки. Заходим на урок к первоклашкам.
Класс маленький — в нем всего пять парт, которые стоят не по рядам, а в одну линию. Класс оборудован специальной звукоусиливающей аппаратурой — на столе учителя стоит микрофон, чтобы ребята его лучше слышали. И перед каждым учеником тоже микрофон — с его помощью они контролируют свою речь. Все микрофоны связаны между собой. Учит ребят слабослышащая учительница, но если не знать об этом, то сложно догадаться. Четко артикулируя, она зачитывает ребятам примеры и спрашивает, что получилось. Разве что говорит негромко — это такая особенность у глухих, им сложнее регулировать громкость произношения.
Учительница плавно проводит рукой во воздуху, как дирижер. Правильное дирижирование помогает детям контролировать дыхание, ритм, темп, ударение.
— Учитель остановил руку — слово закончилось, — поясняют педагоги.
Ребята пока невнятно называют правильные ответы.
— Я не поняла. Повтори. Скажи снова, — просит учитель.
Если прислушаться, то тоже начинаешь постепенно разбирать речь ребят.
Если не знать о том, что перед тобой глухой ребенок, можно принять его за застенчивого маленького иностранца. Отвечает на вопросы негромко, немного коверкает слова, вглядывается в лицо, чтобы прочитать по губам. Учиться разговаривать ему сложно. То, что здоровому человеку дается само собой, от глухого требует больших усилий — определенной поставки языка, гортани. Нужны постоянные тренировки, чтобы речь стала внятной.
Кроме общих уроков в «Эхе» много индивидуальных занятий. На такие уроки учителя ходят с веером, который выполняет функцию экрана. Школьники хорошо умеют читать по губам — так привычнее. Прочтут по губам и ответят на вопрос, а надо, чтобы этот вопрос они именно услышали, поэтому учитель закрывает рот экраном — веером. Учительница разложила на столе перед первоклассником карточки со слогами и картинками, из них надо правильно сложить слово. Сложить — просто, произнести — трудно.
— Со-ба-ка-а, — растягивая слоги, произносит Кирилл. — Са-мо-о-о-ё-о-от.
Идем дальше — заходим на урок труда в столярную мастерскую. Если в обычной школе ученики часто считают технологию ерундовым предметом, то здесь этот урок один из главных. Потому что в будущем ребята, как правило, выбирают профессию, где надо работать руками. Идут в повара, швеи, столяры, парикмахеры, фотографы, спортивные инструкторы. Выбирают такие специальности, где речь не главное, но есть возможность увидеть результат своей работы.
В столярной мастерской — полка с красивыми фигурками животных, которые ребята вырезали из фанеры. Подходим поближе и случайно задеваем сложенные в кучу доски, они с грохотом падают. Мы с фотографом на секунду пугаемся шума, но ребята не обращают внимания — не слышат.
— Наш десятиклассник Ваня мечтает стать водителем, ему очень нравится все, что связано с машинами. Но из-за нарушений слуха он сможет водить только личный автомобиль. Зато сможет работать в автомастерской — пойдет в колледж учиться на эту профессию, — поделились с Е1.RU учителя.
Как рассказывают педагоги, ошибочно думать, что чем громче будешь говорить, тем лучше тебя услышит глухой человек. Громкость речи — далеко не самый главный фактор, гораздо важнее четкая артикуляция.
Выходим в коридор — выпускники уже готовы. Завязывают друг другу красные ленты, улыбаются, активно жестикулируют. Сегодня их праздник, где они будут петь и танцевать, хотя музыку не слышат и петь в обычном понимании не умеют.
— Они не слышат музыку, только частоты и ритм. Показываешь ритм руками, ногами, голосом, насколько возможно, ребята ухватывают ритм, смотрят друг за другом — и получается танец. Конечно, это все не быстро. Сначала долго репетируем без музыки, потом под музыку, — объясняет хореограф ребят Алла Тарасова.
Научиться жестовому пению — большой труд. Надо выучить песню, пропеть ее вместе с фонограммой, одновременно показывая весь текст жестами. Из-за нарушения слуха у ребят есть проблемы с вестибулярным аппаратом, поэтому выучить движения и плавные покачивания тоже непросто. На свой последний звонок они выучили вальс и станцевали его не хуже выпускников обычных школ.
— Дети из «Эха» принимают участие в наших концертах в Детской школе искусств, есть совместные номера с учениками музыкальной школы, есть сольные.
Эти совместные концерты — очень нужное дело, ребята знакомятся на них и потом подолгу дружат, общаются в мессенджерах. Это особенные дети, другие. И не так мы им нужны, как они нам. Они учат нас быть добрее, — говорит хореограф.
Преподает жестовое пение детям педагог с нарушениями слуха, но это не помешало ей получить режиссерское образование, работать учителем и участвовать в подготовке спектаклей Коляда-театра.
Впереди у выпускников ЕГЭ, как в обычных школах. Отличия в том, что увеличено время на выполнение и некоторые задания заменены — например, сочинение заменено на изложение. Инструктаж проводит сурдопедагог.
— Ребята, как в обычной школе, решают, до какого класса учиться — до десятого или до двенадцатого. После выпуска чаще всего поступают в колледжи, но есть ребята, которые выбирают вузы, заочную форму. Заочное обучение ребятам доступнее, потому что есть время на ознакомление с материалом, — поясняют учителя.
Ученики «Эха» очень спортивные. Ребята участвуют во всероссийских соревнованиях для глухих. Среди школьников есть победители по катанию на сноуборде, футболу, баскетболу. Вообще спорт здорово помогает ребятам поверить в себя, победить свои слабости.
— Самое главное в адаптивной физической культуре — это инвентари, барьеры. Из-за того, что дети глухие, получение информации у них ограничено, вестибулярный аппарат не развит от рождения. Важно, чтобы дети не останавливались из-за этого. Пока оптимизмом держимся, если будем падать, будем снова подниматься, — рассказывает учитель физкультуры Григорий Ременник.
У ребят есть серьезные спортивные достижения на спартакиадах для людей с инвалидностью. Последние два года наши школьники входят в состав сборной России для глухих.
Как признался Григорий Ременник, его единственная мечта — проведение региональной спартакиады для глухих.
— Поучаствовать в соревнованиях командой из десяти человек очень здорово, а командные виды спорта не развивают — это жалко.
— Наша задача — не просто дать образование детям, а социализировать их. Показать, что их мир не ограничен обществом глухих. Они полноценные члены нашего общества и они могут добиться всего, границы они ставят только в своей голове. Мы стараемся сломать эти границы и показать, что мир открыт для них, — рассказала Е1.RU заместитель директора школы по воспитательной работе Екатерина Князева.
Подробности о том, как в других школах Екатеринбурга проходит последний звонок, можно почитать здесь. Выпускные в городе планируют провести, как и «Ночь музыки», 25 июня.