Образование Стрельба в школе в Казани подробности «Берут контракт, а потом не знают, как его исполнять». Кто и как охраняет детей в школах Екатеринбурга

«Берут контракт, а потом не знают, как его исполнять». Кто и как охраняет детей в школах Екатеринбурга

Разбираемся, смогут ли охранники защитить детей от угрозы

Как правило, в школах только один пост охраны 

После трагедии в Казани, где вооруженный парень расстрелял учеников и преподавателей, родители по всей стране невольно задумались о том, могут ли они быть спокойны за своих детей, пока те находятся в школе. В Екатеринбурге 165 школ, гимназий и лицеев. Как правило, охраняет каждую всего один человек.

Предприятие, которое будет оказывать «услуги по охране и обеспечению внутриобъектового и пропускного режима» — так это обычно звучит в документации госзакупок, — выбирается через конкурс. С конца 2019 года и до начала 2021-го мы нашли два десятка закупок от нескольких школ города. Цена рассчитывается по количеству человеко-часов, один стоит от 72 до 87 рублей. Как правило, в школах всего один круглосуточный пост охраны на входе, охранники работают посменно.

— Охрана в школе, по моему мнению, это видимость работы, и не более.

«Чем охранник отличается от технички, непонятно. Сидит такой дедок в черной одежде с нашивками, смотрит в телефон»

Вечером у нас в школе дети на спортивные занятия приходят, и вообще может пройти кто угодно, совершенно спокойно, охранник через каждые полчаса ходит курить. Я, пока ребенка жду, регулярно слышу, как он по телефону болтает с применением ненормативной лексики и рассказывает коллеге, как в какой-то другой школе охранял и ему не заплатили, — говорит Инга, мама второклассника одной из екатеринбургских школ.

Через турникет, по словам екатеринбурженки, при желании может пройти любой человек:

— Не знаю, может, днем как-то серьезнее там всё, но ощущения того, что дети защищены от действительно реальной угрозы, совершенно не складывается. Зато родителей в школу не пускают. Забор вокруг школы есть, но территория открыта, и, слава богу, — люди через школу могут пройти на соседнюю улицу. Я считаю, что безопасность в школе должна быть сформирована дружелюбной средой прежде всего и четким алгоритмом действий в случае угроз — будь то пожар, террорист или больной на всю голову человек. А то, на что сейчас бюджетные деньги уходят (слава богу, хоть не наши), — это так, показуха.

В ЧОП уверяют, что современных систем пропуска недостаточно для того, чтобы гарантировать в школе безопасность

«Должно быть минимум трое охранников»


Мы поговорили с руководителями двух ЧОПов, которые регулярно выигрывают конкурсы и заключают контракты со школами. Оба попросили не называть их организации, но рассказали, как устроена работа изнутри. По словам Дмитрия Иванова, помощника руководителя одной из компаний, особенных требований к сотрудникам, которые направляются в школы, нет — это должны быть лицензированные охранники возрастом до 65 лет. В охрану, по его словам, чаще всего идут отставные сотрудники силовых структур и вернувшиеся из армии молодые люди.

Основная задача охранника — контроль пропускного режима и охрана имущества. В школах есть видеонаблюдение, на случай ЧП есть тревожная кнопка. При этом Дмитрий считает, что один человек не может гарантировать эффективную безопасность школьников и учителей.

— Оптимально — должно быть минимум трое охранников, потому что, как правило, территории школы большие, бывает несколько входов в здание, всё это одним человеком просто не проконтролировать, — говорит он. — На территорию школы много кто хочет пройти, и с собаками погулять, и просто поболтаться.

Леонид (имя изменено. — Прим. ред.), собственник другого ЧОПа, отмечает, что в больших школах может быть два поста охраны, но это редкость.

— Одного поста недостаточно, надо и контролировать пропускной режим, и обходы делать, и территорию осматривать, и внутренние помещения, следить за порядком. Плюс у человека есть свои физиологические требования. Это тоже не учитывается при контрактах, нам говорят: «Это ваше дело, присылайте замену, пусть обедает, а кто-то другой за него сидит». Вот такой подход.

По словам Леонида, есть одно дополнительное требование к работе в образовательных организациях — сотрудник должен пройти «обучение по коммуникабельному обращению с гражданами».

«Кто меньше цену дал, тот и выиграл»


Оба представителя охранных предприятий отмечают, что ставка, по которой разыгрываются контракты, занижена и находится на грани рентабельности.

— Я не знаю, откуда они эти цифры берут, как вы думаете, за сколько вы бы пошли работать? — говорит Дмитрий Иванов. — Отсюда и кадровый голод в охранных организациях. Если Росгвардия выставляет по 300 [рублей за час работы одного сотрудника], почему охранные предприятия по 74 рубля конкурсы проводят? Это бюджет, сколько денег выделяют, столько и выставляют.

— Ставка очень низкая, — подтверждает Леонид. — Они играются в тендерах по 44-ФЗ, основной критерий — цена. Кто меньше цену дал, тот и выиграл. Еще, бывает, проводят в виде аукциона, это еще хуже. Но многие предприятия на это идут, лишь бы хотя бы какой-то контракт взять, а потом не знают, как его исполнять. Рентабельная ставка — от 150 рублей в час, это минимум. За счет низкой ставки, конечно, страдает качество услуг, и зарплата будет соответствующая. Предприятие ведь не может работать себе в убыток.

Режим работы охранника — сутки через трое. При соблюдении такого графика он имеет восемь смен в месяц и может заработать от 10 400 до 12 000 рублей (1300–1500 рублей за смену). Найти работников на такую зарплату сложно.

Стоимость одного часа работы одного сотрудника охраны во многих школах — 75 рублей. При круглосуточном режиме за год получается 657 тысяч рублей. Это деньги, которые школа заплатит предприятию. Сам охранник получит 50–60 рублей в час

— Такой бизнес не выгоден, — говорит Леонид. — Мы уже от многих школ отказались, где-то не смогли выиграть, потому что опустили цену до невозможности. Старые объекты не бросаем, но проверки постоянные в связи с этими событиями, [нападением на школу в Казани], тоже нервируют.

«Наверное, будем закругляться со школами. Прибыли нет, только одни головные боли»

Начальник охраны группы охранных предприятий «Медведь» Игорь Лычкин отмечает, что основная причина, почему на входе в школу, скорее всего, будет сидеть охранник предпенсионного возраста, а не физически подготовленный молодой мужчина, — именно стоимость услуг, которую предлагают образовательные учреждения.

— Скажу утрированно, но система закупок убивает отрасль. Зарегистрировать предприятие несложно, поучаствовать в торгах по самому нижнему ценнику — тоже. Вопрос, как потом работать. Есть такие, кто набрал персонал, пообещал много, а не заплатил ничего. Недобросовестные работодатели есть и в охранной деятельности, — сказал он.

В департаменте образования Екатеринбурга E1.RU ответили, что стоимость охранных услуг определяется на основе коммерческих предложений самих ЧОПов и мониторинга средней рыночной цены и составляет 75–80 рублей в час.

После трагедии в Казани много обсуждалось, что в школе нужна вооруженная охрана. Но собеседники E1.RU уверены, что делать этого нельзя.

— Я категорически против оружия в детских учреждениях, — говорит Дмитрий Иванов.

— Это не решит вопрос, — добавляет Леонид. — У нас в банках сидели вооруженные охранники, а нападения всё равно совершались. Самое главное — вовремя нажать кнопку тревожной сигнализации и ограничивать с помощью рамок, металлоискателей, турникетов допуск лиц, чтобы не пронесли запрещенные предметы и вещества.

Всю информацию о стрельбе в Казани мы публикуем в этом разделе. Также мы делали разбор, может ли казанская трагедия повториться в школах страны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
146
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная екатеринбурженка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
«Деми Мур неидеальна? Да вы издеваетесь!» Почему хайповый фильм «Субстанция» — это оскорбление для всех женщин
Анна Макушина
Журналист
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления