В этой колонке руководитель детского сада из Екатеринбурга Ксения Марьяненко рассуждает о проблеме адаптации детей в детском саду. Этот период часто сопровождается для малышей сильным стрессом, но не все родители придают этому значение. Что важно знать, когда впервые отдаешь сына или дочку в детский коллектив, — в авторской колонке мамы и педагога. В своей предыдущей колонке Ксения рассказывала об инклюзии в Екатеринбурге.
Началось большое майское комплектование в детские сады. И если родители обычно рады этому событию, то детей, которые впервые идут садик, впереди ждет непростой период адаптации.
Почему привыкание к детскому саду у ребенка может проходить тяжело? Для мамы 2–3 года декрета зачастую пролетают как один миг, это просто еще один период жизни.
«Но для ребенка период с рождения и до садика — это и есть вся жизнь целиком. Жизнь, в которой его окружали только близкие и любимые люди»
И вот декрет заканчивается, и маме нужно на работу. Взрослым эта закономерность ясна и понятна, ребенку — нет. Он еще не понимает всех нюансов жизни, и почему маме резко понадобилось на работу, ему тоже непонятно. Однажды его приводят в незнакомое место и оставляют с незнакомым человеком, а вишенкой на торте окажется громко плачущий рядом малыш (а то и несколько), поскольку многим детям вся затея с детским садом сразу же категорически не нравится.
Вот мама ушла, и ребенку становится страшно, он всё так же не может понять, почему его здесь оставили. Здесь без теплоты и чуткости воспитателя не обойтись. И хорошо, если в группе мало детей, у педагога есть время пожалеть, приласкать новенького, тем самым создав с ним эмоциональную связь. Это очень важно — чтобы у ребенка возникло доверие и отступил страх нахождения в детском саду без мамы.
Реальность, конечно, не такая радужная. По факту в группе 20–25 детей. На нежности нет времени. Педагог обычно старается быстро переключить внимание плачущих на что-то другое, чтобы успокоить их. В таком случае доверительные отношения воспитателя с детьми выстраиваются дольше. Гораздо лучше через плач выпустить негативные эмоции, а не откидывать их в сторону при переключении внимания ребенка на что-то другое, тем более что в течение дня малыш, скорее всего, будет возвращаться к мыслям о родителях.
В итоге ребенку-новичку нужно приспособиться к правилам детского сада, которые значительно отличаются от домашних, привыкнуть к новой обстановке, научиться находиться в большом коллективе сверстников и постоянно считаться с ними: кто-то стукнет или отберет игрушку, а то и самому так поступить нужно, чтобы отстоять свои права. Но главное: нужно привыкнуть, что мамы рядом нет, и эта мысль расстраивает малыша больше всего.
Все дети разные, и каждый ребенок по-своему справляется с резкими изменениями в своей жизни. Вместе с этим меняется и его поведение. Есть несколько наиболее распространенных случаев. Самый очевидный — это слезы по утрам и всевозможные уловки, чтобы не идти в детский сад.
«Это самое тяжелое для мам, ведь, оставляя рыдающего ребенка малознакомой женщине, материнское сердце разрывается, а сама мама испытывает тревогу»
Но в этой ситуации крайне важно сохранять спокойствие и уверенность, чтобы вдобавок ко всему не пугать ребенка своей собственной паникой. Совет: обменяйтесь телефонами с воспитателем, и если в течение дня вам не поступит звонок от педагога, слезно просящего забрать ваше чадо, значит, всё не так уж и плохо.
Когда совсем невмоготу, можно написать воспитателю, но не ждите сиюминутного ответа: хороший воспитатель весь день занят детьми, и ему не до телефона. Часто бывает так, что в первый день малыш спокойно помахал маме «пока-пока» и умчался играть, мама облегченно выдохнула, воспитатель заверил, что всё будет хорошо, и на этом все счастливые и довольные разошлись. Но не тут-то было: через какое-то время ребенок понимает, что мамы рядом нет, и начинает рыдать. И дело не в том, что его в садике обижали (именно на эту причину часто списывают все проблемы), просто к ребенку пришло осознание того, что мамы рядом нет.
Часто в период адаптации дети отказываются от еды в садике. Здесь могут быть разные причины: гастрономическая избалованность, когда мы даем ребенку что угодно, лишь бы поел, в итоге полностью убирая из меню ребенка овощи и рыбу и оставляя макароны, пельмени, наггетсы и тому подобное. Конечно, на их фоне сбалансированное и правильное питание детского сада для ребенка совсем не привлекательно.
«Также отказ от еды может быть вызван самим недоверием к детскому саду. В меню могут быть знакомые для ребенка блюда, но малыш отказывается и от них»
Никакие уговоры с вашей стороны не помогут. Воспитатель должен раз за разом уговаривать хотя бы попробовать, но насильно кормить, конечно, никто не будет. Всё, что остается, — это ждать, когда малыш привыкнет к саду и его питанию.
В целом период адаптации к детскому саду — это период «аварий». На фоне стресса ребенок может начать мочиться в штаны, причем часто и обильно, как в саду, так и дома, даже если раньше проблем с горшком не наблюдалось. «Авария» может быть спровоцирована отказом садиться на садичный горшок. Не тот страшный тяжелый и холодный горшок из нашего детства, а вполне себе милый цветной горшочек. В группах с трех лет вообще маленькие унитазы, отлично подходящие по росту ребенку. Но во время привыкания к детскому саду дети безразличны к комфорту. Самая обидная из всех «аварий» — это когда ребенок послушно (или не очень) просидел на горшке, а затем встал и напрудил в штаны.
Не торопитесь бежать к нефрологу каждый раз, как воспитатель выдаст вам пакет с мокрыми вещами, не нужно кидаться на воспитателя с обвинениями в некомпетентности. Поверьте, педагог сам не в восторге от постоянного переодевания мокрых штанов. Он честно прикладывает все усилия, чтобы этого избежать.
Не самый очевидный, но распространенный «симптом» адаптации — когда поведение ребенка кардинально меняется: малыш становится капризным, плаксивым, нередко ребенок начинает бить и кусать членов своей семьи, отказывается самостоятельно кушать и одеваться.
Обычно родители в панике бегут в детский сад, обвиняя других детей в дурном примере. И отчасти это правда, дети действительно повторяют друг за другом. Но основная причина кроется гораздо глубже. Период привыкания к детскому саду — это период стресса для малыша. Ребенок не понимает своих чувств и не знает, как с ними справиться, поэтому выражает их как может, используя все доступные способы привлечения внимания к себе. Наказания за такое поведение здесь не только не помогут, но и усугубят ситуацию. Это тот случай, когда стоит лишний раз побаловать, дав ребенку насытиться вашим вниманием, которого малышу так не хватало в течение того времени, когда вы были на работе.
Как бы ни проходила адаптация у вашего ребенка, в этот период необходимо уделять ему как можно больше свободных минут. Старайтесь вечером пораньше забирать ребенка из детского сада. И всегда прислушивайтесь к рекомендациям, которые дает воспитатель, чтобы период адаптации прошел как можно легче для вас и вашего малыша.
Согласны с автором?