Образование интервью «Неравенство заложено системой ЕГЭ»: внук уральского ученого — о том, какие деньги идут на репетиторов

«Неравенство заложено системой ЕГЭ»: внук уральского ученого — о том, какие деньги идут на репетиторов

Андрей Красовский знает, какие темы в школах «проседают» и зачем натаскивать на тесты

Андрей Красовский знает наизусть все задания в ЕГЭ по математике
Источник:

Двенадцать лет назад, в 2009 году, в России окончательно сменили прежнюю систему школьной аттестации на Единый государственный экзамен. Детей избавили от необходимости сначала готовиться к школьным экзаменам, а потом — к вузовским. Теперь баллы решают всё. За эти 12 лет сложился целый рынок образовательных компаний и репетиторов, которые предлагают услуги подготовки к ЕГЭ.

Андрей Красовский, внук знаменитого академика РАН, математика Николая Николаевича Красовского, с головой погрузился в эту тему. Он проводит пробные тестирования ЕГЭ в екатеринбургских школах, организует бесплатные видеолекции для выпускников и консультирует учителей, как готовить ребят к экзаменам. Мы поговорили с Андреем Красовским о том, какие бюджеты родителям приходится тратить на подготовку и почему вообще нужны репетиторы, чтобы успешно сдать школьный экзамен.

Натаскать на хороший балл по ЕГЭ можно любого, считает Андрей Красовский
Источник:

— Мы проводим тестирования в школах в том числе и для того, чтобы собрать аналитику, какие темы преподаются слабее. Например, геометрия часто отстает. Бывает, что логарифмы выпадают, производные — если говорить о математике. Понятно, что во всех классах по-разному, но, когда в классе 30 человек, трудновато давать сложные темы. При этом подготовка идет главным образом в 11-м классе. В 9-м ребенок сдал ОГЭ и в 10-м расслабился, а материал выветривается быстро.

— Почему вообще такая странная ситуация: экзамены должны как-то оценивать школьные знания. Почему при этом на них нужно натаскивать отдельно?

— С одной стороны, вы правы, так быть не должно. Но сейчас задача школьного учителя — не к ЕГЭ подготовить, а дать знания по школьной программе. А к сдаче ЕГЭ на высокий балл можно натаскать любого ученика, но это другая работа.

— Вот прямо вообще любого?

— Объективно — да, любого. Главное, чтобы у него было желание. Но в чем заключается это натаскивание? Это именно специфика подготовки к ЕГЭ. Помимо решения тех или иных задач, там еще есть правильное оформление. Мало научить, как решать, надо еще правильно оформить решение. Школьный учитель не знает всех тонкостей.

Дьявол кроется в деталях: неправильный подход к решению может снизить результат, даже если ответ найден верно
Источник:

— А что, это такие тонкости, в которых сам 11-классник разобраться не может? По идее, экзамен рассчитан на него, значит, задания должен понимать любой школьник?

— В школах часто это так и преподносится, с позиции «ты реши правильно, и всё будет хорошо». Но всё не совсем так. В прошлом году в ЕГЭ по математике была задача, которую можно решить обобщенным методом интервалов, а можно — методом рационализации. У тех, кто использовал обобщенный метод интервалов, ответ сошелся, но баллы им не засчитали. Почему? Потому что обобщенный метод интервалов проходится в школе недостаточно глубоко. Вот такие нюансы хорошо понимают специалисты. Это очень тонкие моменты.

— Вам не кажется, что со всеми этими сложностями прежняя система аттестации была справедливее?

— ЕГЭ — это штука неплохая, она позволила уравнять всех при поступлении в вузы, дала возможность на равных условиях поступать в вузы. Но, признаемся, ЕГЭ не в такой степени отражает школьные знания, это своя система, в этом смысле старая билетная система была более совершенна. Чтобы сдать ЕГЭ, ты должен знать конкретные темы. Список задач известен — на какую тему будут задачи, они меняются загодя, есть целый год подготовки. Мы сейчас знаем, на какие темы буду задачи в 2021 году, и сейчас готовится проект на 2022-й. Насколько нам известно, там будут некоторые изменения, более простые задачи убрали, другие, посложнее, добавили.

Чем чаще дети пишут тренировочные ЕГЭ, тем меньше у них тревожности
Источник:

— Целый бизнес вырос на подготовке к ЕГЭ, а раньше вузы зарабатывали на подготовительных курсах. Что из себя представляет эта ниша в Екатеринбурге?

— На рынке частного образования более 20 организаций, они очень разные, есть и онлайн-курсы, кому-то они даже больше подходят, хотя я сторонник скорее традиционного обучения — нужно видеть ребенка, его глаза, его эмоции, понимать, трудно ему или нет, в онлайне мы этого контролировать не можем. В онлайне нет и нормального контроля с проверкой домашних заданий. Хотя в прошлом году из-за дистанта в этой сфере случился прорыв. У нас было оборудование, мы начали записывать занятия, воодушевились. Сначала решили, что лекция будет три часа. Потом поняли, что дети не могут три часа высидеть, сократили до двух, но тоже оказалось тяжело. В итоге пришли к формату 90 минут.

А вот офлайн эти трехчасовые занятия проходят без перерыва, и дети работают. В формате небольшой группы идет и дискуссия, и смена деятельности. Вообще сам экзамен идет 3 часа 55 минут, и ребенок должен это время работать. Жаль, что Министерство образования проводит тестовый ЕГЭ всего один раз в год, каждый тестовый экзамен снимает стресс, а стресс на самом деле огромный.

Андрей Красовский и коллеги составляют свой собственный рейтинг школ на основе аналитики, в лидерах там «девятка» и СУНЦ
Источник:

— Боятся экзамена?

— Конечно, и не все родители это понимают. Нам с вами кажется, что легко и просто. Мы этих проблем не замечаем. А на каждого ребенка еще давит установка: если не сдашь, никуда не поступишь. Это такая ответственность! А у них, помимо экзаменов, есть ведь и просто школьная программа, по которой надо успевать.

— Прошлогодний дистант вроде бы не особо ухудшил общую картину по баллам ЕГЭ…

— В целом достаточно хорошие были результаты в прошлом году, несмотря на дистант. И стобалльников было много. Но я считаю ошибкой, что разрешили не сдавать ЕГЭ тем, кто не поступает в вузы. Рано или поздно эти дети задумаются, что результаты тестов им всё равно нужны.

— Их не так много в общей массе было — отказавшихся?

— В Свердловской области было 19 тысяч выпускников, и примерно 2 тысячи не стали сдавать ЕГЭ. Я считаю, довольно много. Сам по себе результат был средним — есть куда расти, так скажем.

Во время дистанта команда Андрея Красовского научилась записывать онлайн-лекции, для школьников они бесплатны
Источник:

— Вам не кажется, что здесь заложено социальное неравенство: очевидно же, что далеко не у всех семей есть деньги на курсы и репетиторов, натаскивающих на ЕГЭ? То есть получается, что, с одной стороны, система уравняла всех в возможностях поступить в любой вуз, а с другой стороны — вовсе нет?

— Безусловно, неравенство заложено, и эта тема важная и проблемная. Мы понимаем, почему результаты в той же 9-й гимназии выше, чем в обычных школах. В том числе и потому, что родители учеников гимназии могут себе позволить нанять репетиторов по всем трем предметам, которые ребенок будет сдавать. А хороший репетитор с опытом возьмет 1,5 тысячи рублей за 90 минут, и надо не меньше 2 занятий в неделю с сентября по май — 9 месяцев.

— Вот и считаем: 3 тысячи рублей на один предмет в неделю, 9 тысяч — на три предмета, в месяц это 36 тысяч, а общий бюджет — 324 тысячи. Это два года обучения в вузе на контракте, если говорить о средней стоимости учебы в УрФУ, например. Весьма серьезные суммы. И, выходит, результаты будут всегда выше у тех, кто способен платить?

— Курсы, конечно, выйдут дешевле, рыночная цена — 6100 за один предмет. Дешевле, когда выбираешь сразу несколько предметов на несколько месяцев, но за три предмета в месяц точно не меньше 10 тысяч.

Всего в Екатеринбурге около четырех тысяч репетиторов, которые готовят детей к ЕГЭ, но по некоторым предметам их очень мало
Источник:

— Даже если ты страшно талантливый школьник, олимпиадник, ты всё равно с одной школьной подготовкой высокие баллы не наберешь?

— Конечно, есть разные дети. Конечно, действительно талантливый ребенок, который к тому же умеет готовиться сам, может обойтись без внешней помощи. Вообще ЕГЭ — это все-таки школьная программа, а больше половины задач по математике — это базовые знания, на уровне даже не восьмого класса. Если есть задача, амбиции, то подготовиться можно без репетиторов, без курсов на хороший балл, даже на 100 баллов талантливые дети могут.

Больше половины задач по математике — уровень восьмого класса и даже младше, но в следующем году программу могут скорректировать
Источник:

— А репетиторы — кто они? Школьные учителя?

— В Екатеринбурге порядка четырех тысяч репетиторов. Это и бывшие учителя, и действующие учителя, и студенты, и просто самоучки, которые наработали некий опыт. Но четыре тысячи — это общее число. А если разделить по предметам, то мы увидим, что репетиторов по английскому, например, около тысячи человек, а репетиторов по информатике очень мало, около полутора сотен, у нас большая проблема с ними. При этом запрос на информатику огромный. Если раньше самый популярный предмет по выбору был обществознание, то в этом году, мне кажется, его может обогнать информатика. Все хотят быть айтишниками и работать в «Яндексе».

— Когда дети приходят на курсы, они вообще хорошо себе представляют, куда будут поступать?

— Я вам так скажу: примерно из 12 человек только 1 знал, куда будет поступать. Остальные пришли с формулировкой: «Нам лишь бы куда, куда смогу, куда баллов хватит». Это проблема. Когда ребенок видит цель, мы можем сразу сориентироваться, сколько нужно баллов. С химией и биологией можно поступать в медицинский, например, а там проходной балл на самую популярную специальность «лечебное дело» был 260. И это та цифра, на которую надо ориентироваться при подготовке. Каждый вуз публикует проходной балл прошлого года.

Академик РАН Николай Красовский всегда уделял особое внимание теме школьного образования
Источник:

— Вы сами выросли с таким знаменитым дедушкой, почему не занялись наукой, например?

— Дедушка всегда занимался не только наукой, но и вопросами школьного образования, семинары для учителей проводил. Я эту работу видел с самого детства. После его смерти возникла идея продолжить эту линию его работы, собрать команду, найти идейных людей. Сначала всё это было исключительно на добровольных началах. Можно сказать, что дедушка — идейный вдохновитель.

Школа Красовского стала победителем проекта «Лаборатории Касперского», поддерживающего малый бизнес. На эти деньги Андрей планирует обустроить офис на окраине города
Источник:

А вот здесь мы рассказывали о том, кого хотят позвать на общегородской выпускной в Экспо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
92
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Знакомства
Объявления