В этой колонке руководитель детского сада из Екатеринбурга Ксения Марьяненко рассуждает о проблеме воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учебных заведениях.
Однажды в общеобразовательный детский сад из коррекционного перевелся мальчик Петя (имя изменено. — Прим. ред.). Петя был ребенком с ограниченными возможностями здоровья. На первый взгляд — славный, добрый мальчик. Но, к сожалению, ласков он был только со взрослыми, детей же нещадно бил и толкал. Кто бы из сверстников ни проходил мимо, Петя пытался его ударить, при этом совершенно беспричинно.
С первого же дня пребывания этого мальчика в детском саду стало очевидно, что если не держать его за руку, то синяков и ссадин у других детей не избежать. Воспитателю и еe помощнице пришлось постоянно находиться рядом с Петей, чтобы контролировать его. Такая ситуация вела к тому, что другие дети остались бы без внимания педагога.
В нашем случае с Петей в течение всего дня стал работать педагог-психолог. Его задача заключалась в социализации Пети (в том, чтобы научить его вести себя в обществе), ведь в предыдущем саду, коррекционном, с этой работой справиться не смогли. Наш же успех был налицо: с каждым днем поведение Пети менялось в лучшую сторону. Обстановка в детском коллективе постепенно стала возвращаться в нормальное русло. Но возникли непредвиденные сложности.
«В группе, которую посещал Петя, нашлись родители, которым не понравилось его присутствие»
В самом начале это было неудивительно: родители пытались защитить от агрессии мальчика своих детей. Но когда Петя стал мирно играть с одногруппниками, поступающие жалобы оказались сюрпризом.
Началась череда бесед с недовольными. Администрация садика стала объяснять, что Петя может посещать группу. В России действует федеральный закон № 273 «Об образовании», в котором говорится, что дети с отклонениями в развитии могут обучаться наравне с остальными, как в садиках, так и в школах.
Но не помогло: один из родителей перешел к шантажу и угрозам пожаловаться в прокуратуру и управление образования, если Петю не переведут из группы. В ответ администрация садика дала понять, что этого не произойдет. Тогда в ход пошли придирки к работе персонала. А через некоторое время из районного отдела пришла проверка, которая закончилась ничем. Жалоба на присутствие особого ребенка оказалась необоснованной.
Несмотря на все трудности с Петей, мы все так же придерживались мнения, что мальчику лучше остаться в этом садике.
«Находясь среди обычных детей, особый ребенок начинает за ними тянуться. Поведение Пети все меньше отличалось от поведения других ребят»
Ведь он учился жить в обычном детском обществе. В коррекционной группе Петя повторял за другими, такими же, как он. Именно поэтому результат работы был ниже, несмотря на более высокую квалификацию педагогов. Конечно, кроме коллектива детей для успешной социализации и развития особого ребенка необходима работа целой группы специалистов: тут и логопед, и педагог-психолог, и дефектолог.
Кроме того, детям полезно знать людей, отличающихся от них, и уметь принимать. Это нужно воспитывать с детства. История с жалобой — наглядный тому пример. Взрослый человек просто был не в состоянии принять сам факт присутствия такого ребенка в группе. Мы привыкли, что люди с ограниченными возможностями здоровья где-то там, далеко, в специальных учреждениях, и общество с трудом принимает их. А дети, беря пример со взрослых, свое нетерпение обращают в агрессию, которая доводит до трагедии. А ведь многие особенные люди очень талантливы и умны, просто заперты в своем теле. И уж точно они не желают людям того зла, которое так часто получают абсолютно без причины.
Историю Пети нельзя назвать распространенным примером. Дело в том, что не каждый детский сад может создать подходящую среду для особого ребенка. Есть ряд важных причин, препятствующих этому. Например, не во всех садах есть профильные специалисты, которые необходимы. А особенности планировки некоторых зданий не позволяют предоставить условия для детей со специфическими потребностями. Но если в образовательной организации обучается такой ребенок, это идет на пользу и ему, и обществу.
Согласны с автором?
Почитайте интервью с мужчиной-воспитателем о том, как он находит общий язык с детьми и их родителями.
Также мы рассказывали, как живет семья с особым ребенком и как к этому относятся окружающие.