В этой колонке руководитель детского сада из Екатеринбурга Ксения Марьяненко рассуждает о проблеме, детского чувства собственности. Многие родители часто не понимают, почему дети не любят делиться своими игрушками на детской площадке. И тогда взрослые говорят те самые слова: «Не надо жадничать», «Надо делиться» или «Дай поиграть другим». Но насколько это справедливо в восприятии ребенка?
Обычная ситуация в песочнице: Петя играет, около него разложены его игрушки. Подходит Женя с мамой. Они останавливаются рядом с песочницей, и Женя что-то тихо говорит маме, а она во всеуслышание сообщает: «Ну попроси этого мальчика поделиться». Возможно, Женя скажет это сам, возможно, безапелляционное «Можно Женя поиграет твоими игрушками?» за него скажет его мама. Это неважно, Петя, скорее всего, ответит отказом. А дальше Женина мама начнет давить на Петю, уверяя, что «Женя поиграет и отдаст. Жадничать нехорошо». И так далее. Но такой ли уж Петя жадина на самом деле?
Давайте перенесем ситуацию в проекцию близкую для взрослого. К вам подходит абсолютно незнакомый человек и просит воспользоваться вашим телефоном. «Я посижу в интернете и отдам. Вы же сейчас все равно им не пользуетесь. Жадничать плохо», — скажет он вам. И вряд ли вы захотите дать свою вещь, хоть и на время, незнакомому человеку. «А вдруг он хочет его присвоить себе или сломает. Это моя вещь, мое личное пространство», — подумаете вы. Да и вообще, подобная ситуация покажется вам абсурдной.
«Но почему тогда ребенку подобное поведение мы навязываем как норму? Дело в том, что так воспитывали много лет назад наших родителей, а позже и нас»
Еще несколько десятилетий назад, во времена Советского союза, люди боялись осуждения общества, нам постоянно внушали, что все равны. Времена изменились, как изменилось отношение к личности и ее пространству. В современном же мире важно сохранить критичность мышления, уметь говорить «нет» даже в неудобных ситуациях.
В случае с Петей необходимо встать на сторону ребенка, вежливо, но однозначно дать понять, что ваше чадо не обязано делиться. Можно предложить временный обмен игрушками. Но, если компромисс не будет достигнут, настаивать на нем не нужно. Такая позиция должна быть не только по отношению к вашему ребенку, но и к другим детям.
Когда вы окажетесь в ситуации просящих поделиться и получите отрицательный ответ, нужно напомнить ребенку: «Ты тоже не всегда хочешь делиться своими игрушками. А это игрушки мальчика/девочки, и он сам решает, делиться или нет».
Таким образом ребенок учится не только отстаивать свои границы, но и уважать чужие, не испытывая при этом чувства вины. А в наше время это умение очень важно.
Согласны с автором?