Когда в родительских чатах в один и тот же день появляются предупреждения о том, что нельзя пускать детей на митинги, потому что они вне политики, а следом идут объявления о наборе в отряд Юнармии при школе, это немного обескураживает. Особенно, если в памяти еще есть воспоминания о пионерских сборах и смотрах строя и песни.
Между тем в Екатеринбурге более полутора тысяч школьников состоят в отрядах Юнармии — организации, созданной в 2016 году по инициативе Минобороны. 23 Февраля юнармейцы отмечают всегда — они готовятся быть защитниками Отечества. В этом году ребята из юнармейских отрядов собрались показать выправку и поиграть в лазертаг.
Мы побывали на этом мероприятии и попытались понять, что привлекает детей в Юнармию, чему именно их там учат и есть ли там политика.
— Юнармия — это военно-патриотическое детское общественное движение, — объясняет Алексей Туркин, координатор движения по Чкаловскому району и инструктор по военной подготовке. — Учим родину любить.
— Как именно родину любить учите? Какой смысл в эту фразу вкладываете?
— Всё идет с малого. Любовь к своим родным, к матери, к своей семье, к своему городу, к своей стране — это всё звенья одной цепи. Нельзя любить мать и не любить родину, потому что мама живет в этой стране. И если с ней что-нибудь случится, значит, ты как мужчина ее не защитил.
— Почему только мужчина? Девчонки же у вас тоже есть.
— Да, есть. Но я всегда объясняю девушкам, что задача девушки — не защищать родину, защитник все-таки мужчина, идейный вдохновитель, лидер. Девочек в Юнармии немного другое привлекает — мы же и в походы ходим, в горы, ездим в города-герои с отрядами. Старшие ребята с парашютом прыгают. Но основное — занятие по строевой, боевой подготовке, по химзащите, всё у нас регламентируется уставом вооруженных сил.
— Устав регламентирует занятия для детей?
— Нет, конечно, мы адаптируем под детей. Никто не муштрует. Но мы, например, этим летом ездили на юнармейскую смену в лагерь отдыха: там с утра военная подготовка, после обеда спортивная подготовка, вечером развлекательные мероприятия. И мы провели в лагере несколько «Зарниц» — там по желанию участвовали ребята крепкие, и там они с полной выкладкой бегали через полосу препятствий, как в армии.
— А что вообще на занятиях ребята делают? Автомат разбирают? Тренируются в надевании противогазов?
— И автомат. И противогазы. И строевая подготовка. Строевая формирует дисциплину и осанку — таких людей издалека видно, офицерская выправка. Плечи расправлены, подбородок приподнят. Кроме того, строевая подготовка развивает командирские навыки. Я каждому юнармейцу предлагаю попробовать себя в качестве командира. А командир — это прежде всего ответственность. Это умение подавать команды. Так лидерские качества незаметно формируются.
— Не всем же надо быть лидерами…
— Не всем. Но ведь и в армию не все идут. Девочкам, например, особо не нужны, хотя у меня есть девчонки, которые быстрее мальчиков автомат разбирают. Но в жизни им это вряд ли пригодится.
В этот момент начинается построение отряда, Алексей уходит к ребятам, мероприятие торжественно открывают, и после приветствий и инструктажа дети радостно убегают играть.
А мы продолжаем разговор о смысле и сути юнармейского движения с руководителем штаба Юнармии в Екатеринбурге Дмитрием Ермаковым.
— Не все отряды имеют именно общевойсковую направленность, как у Алексея Юрьевича, — говорит Дмитрий. — Если коротко, суть движения в том, чтобы показать детям, что у страны есть великая история и не менее великое будущее. Это и краеведение, и рассказы о традициях, о героях, причем не только героях военных.
— Но вот даже название Юнармия имеет в корне слово «армия», что как бы намекает на милитаристическую направленность…
— Прежде всего это общественное движение, членство в котором определяется желанием самого ребенка и согласием родителей. На самом деле четкого милитаристического направления нет. У нас много отрядов, примерно по городу сейчас от полутора до двух тысяч юнармейцев. Каждый из отрядов имеет свою специфику. Школьные отряды, как правило, специализируются на участии в культурно-массовых, исторических мероприятиях. Если отряд создается при школе, то его курирует педагог, в таких отрядах обычно нет занятий на постоянной основе, они участвуют в мероприятиях, которые мы организуем. Это походы в музеи, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми. Да, какие-то отряды определяют для себя, что их интересует именно военная тематика, но каких-то четких приказов, чему учиться, кому куда ходить, у нас нет.
— Но какая-то четкая идея, объединяющая движение, есть? В чем она?
— Идея? Вот сегодня перед началом мероприятия я говорил о том, что такое защитник Отечества. Лично я считаю, что защитник Отечества и вообще защитник не обязательно должен быть военным. Несмотря на то что я сам офицер запаса, бывший военнослужащий, как и большинство представителей штаба и инструкторов.
«Мы стараемся показать ребятам, что родину можно развивать и защищать в том числе и на мирном уровне»
— То есть идея — научить детей защищать и развивать страну?
— Стратегическая задача всех нас — внести свой посильный вклад в дело развития нашего Отечества. Кому нравится военная тематика — пожалуйста, она у нас есть. Кому нравятся более мирные направления — они у нас тоже есть.
«И я бы хотел подчеркнуть тот факт, что прямую агитацию, пропаганду движения мы не проводим, никого не призываем вступать в ряды Юнармии»
Мы рассказываем о наших ценностях, о нашей работе, и те, кому это всё близко, сами принимают решение в итоге присоединиться к движению.
— Ну вот объясните мне, просто как маме, какой мой родительский запрос удовлетворяют отряды Юнармии? Скажем, если моему ребенку нужно закаливание против простуд, я его отдам в лыжную секцию, если нужно творческую составляющую развить — в художественную школу или в школу искусств. А в чем должен быть запрос мой или моего ребенка, чтобы он пошел в отряд Юнармии? Чтобы — что?
— Я могу сказать только со своей стороны, как отец двоих детей, старший сын у меня тоже юнармеец. Я вижу в этом некую идеологическую подпитку, которой не хватает в школах. Там просто делают свою работу, многие не задумываются о том, что из ребенка вырастет, о чем он будет думать, к чему он будет стремиться. Их задача — оказать услугу, как это сейчас говорят в школах, образовательную услугу. А мы, помимо этого, пытаемся дать и некую моральную составляющую.
— В чем она — эта мораль?
— У нас в государстве, согласно Конституции, запрещена любая идеология. Но есть исторический компонент — мы даем ребятам примеры исторических личностей, которые внесли большой вклад в становление и развитие России. И есть Конституция, в новой редакции которой провозглашен некий тренд в сторону так называемых традиционных ценностей — это вера в Бога, ценность традиционной семьи. Мы отталкиваемся от этих пунктов в Конституции.
«И, наверное, если вы родитель с либеральными ценностями, вам будет не совсем комфортно, если ваш ребенок в Юнармии»
Но, опять же, мы никому ничего не навязываем и всегда предварительно знакомим родителей с программой отряда, с мероприятиями. Мы даем ту картину, которая есть объективно.
— Это, например, что?
— Всё зависит от отряда. Где-то руководители проводят в отряде военно-политическую работу, доводят сухие факты. Например, что у нас на границе есть блок НАТО, численность и вооружение которого во много раз превосходят наши вооруженные силы. О том, что Россия — самая большая страна, в которой огромное количество ресурсов, а населения для полноценного освоения этих сокровищ катастрофически мало, расположено оно неравномерно и продолжает уменьшаться. Нет такого, что дети приходят, а мы им говорим, что надо срочно родину любить и в бога верить. Где-то руководители отрядов ограничиваются просто курсом истории. Но есть объективные внешние факторы, о которых мы, народ, часто не задумываемся, живя в относительно благополучной, безопасной и цивилизованной стране.
«Я считаю, что у нас слишком мало населения для того, чтобы иметь возможность исповедовать либеральные ценности»
— Вам не кажется, что движение Юнармия немного на пионерию похоже, в хорошем смысле?
— Нет, пионерская организация имела четкую политическую компоненту, там была пропагандистская подоплека, закладывалась нужная партии линия. У нас такой компоненты нет, мы думаем о том, что хорошо с точки зрения государства, а не политики партии.
У Татьяны, еще одной нашей собеседницы, в отрядах Юнармии занимаются сын и дочь. Сыну уже 18, юнармейская тема за несколько лет так его увлекла, что он поступал в военное училище, но не прошел из-за ограничений по зрению и в итоге поступил в институт МЧС. А всё началось с того, что однажды решил ходить в летний лагерь военно-патриотической направленности при школе.
— После лагеря он заинтересовался этой темой, вступил в Юнармию, — рассказывает свою историю Татьяна. — У нас в Академическом очень много военных семей, квартиры покупают многие по военной ипотеке, и школа большая, поэтому отряд большой. Детям военных эта тема очень близка, часто они тоже поступают в военные училища. Мы там случайно оказались, можно сказать. А потом в школе организовали целые кадетские классы, там у них и строевая подготовка, и скалолазание, и дополнительные занятия по истории.
В один из таких классов пошла и дочь Татьяны. Мальчиков в них, как правило, все-таки больше, но и девчонки есть. Им тоже интересно.
— У них своя форма, построение каждый день, десять часов в неделю — дополнительные занятия, — говорит мама.
«Не обязательно же быть такой девочкой-девочкой, сборка и разборка автомата — это тоже хорошо для общего развития»
Вряд ли она решит с этой темой жизнь связать, но ей нравится. И потом — у них еще есть парашютная подготовка. До 14 лет они могут только в тандеме прыгать, а с 14 лет — летают сами. Для многих это — настоящая мечта.
Почитайте о том, в каких мероприятиях участвуют юнармейцы.
А вот здесь мы рассказывали про девочку из Юнармии, которая быстрее всех разбирает и собирает автомат Калашникова.