Сегодня в стране отмечают День студента, и мы решили узнать, как живут и учатся ребята, которые выбрали для себя довольно сложную отрасль — атомную энергетику. Пятеро героев этой публикации — студенты кафедры «Атомные станции и возобновляемые источники энергии» УрФУ.
Пока их сверстники уходят в продажи, маркетинг и диджитал, ребята учатся управлять атомными реакторами и получать патенты на собственные изобретения. А еще они являются стипендиатами Белоярской атомной электростанции: так на АЭС решили поддержать талантливых студентов, которые учатся на одни пятерки и занимаются научной работой.
— Белоярская АЭС — традиционно наш партнер, кафедру в свое время открыли именно в связи со строительством станции, — комментирует доцент кафедры атомной энергетики Олег Леонидович Ташлыков. — Наши студенты регулярно проходят там практику, многие устраиваются на работу даже до получения диплома. Сейчас профессия атомщика очень востребована и специалисты в этой области нарасхват. Наш учебный план построен так, что ребята максимально погружаются в тематику исследований по своей специальности, решают вполне реальные проблемы и добиваются приличных результатов. К тому же мы обучаем по программе специалитета, а не бакалавриата, как сейчас принято, поэтому на нашей кафедре предоставляется классическая крепкая подготовка инженеров-физиков.
- Станислав Потеряев: «В одном реакторе сосредоточена огромная мощь»
- Артемий Балдин: «На Белоярской АЭС работают единственные в мире реакторы на быстрых нейтронах»
- Алексей Куртеев: «На основе наших разработок отрасль будет развиваться»
- Иван Сивинских: «У меня никогда не было долгов и оценок ниже четверки»
- Константин Орлов: «Не просто сидеть в офисе, а делать что-то стоящее»
Станислав Потеряев: «В одном реакторе сосредоточена огромная мощь»
Станислав Потеряев — студент пятого курса по специальности «атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». Он заинтересовался своей будущей профессией, еще учась в школе в поселке Комсомольском Пермского края, — тогда на уроках узнал про атомную энергетику. Станислав сразу понял, что эта отрасль очень перспективная и работа в ней дает стабильность и высокий уровень дохода.
Сейчас, во время учебы в УрФУ, он полностью погрузился в освоение специальности, и профильные предметы даются ему довольно легко. Студент отмечает, что преподаватели действительно любят свое дело и не жалеют времени на подготовку будущих атомщиков.
— На первых трех курсах была общеуниверситетская программа. Я любил ходить на физику, историю, основы ядерной энергетики, моделирование, но математику, например, мне было сложно учить, — признается Станислав. — Специальные предметы начались примерно на третьем курсе, сейчас мы изучаем основы ядерной энергетики, устройство атомных станций, ремонт на АЭС. Эти предметы дают углубленные знания, и я открыл для себя всю сложность и ответственность профессии.
Когда Станислав проходил производственную практику на 4-м блоке БАЭС, он впервые увидел реактор вблизи. Студента восхитило осознание того, что эта огромная махина стоит, казалось бы, в таком маленьком помещении и выделяет неимоверное количество энергии.
Вместе с одногруппниками он активно занимается научной работой и уже получил патент на полезную модель — контейнер для радиоактивных отходов. Это новый тип контейнера, у которого переделано внутреннее устройство, благодаря чему погрузка отходов будет занимать меньше времени.
После выпуска все студенты этой специальности смогут устроиться на любую станцию в качестве инженера-энергетика, заниматься эксплуатацией АЭС или же работать в проектной организации.
Артемий Балдин: «На Белоярской АЭС работают единственные в мире реакторы на быстрых нейтронах»
Одногруппник Станислава Артемий Балдин пошел в эту профессию, потому что все мужчины в его семье — инженеры. Он закончил школу в селе Ярославка Республики Башкортостан.
— Я считаю, что атомное направление в России самое перспективное, — говорит Артемий. — Росатом занимает первое место в мире по количеству строящихся реакторов и атомной энергетике в целом. Только у нас, и именно на Белоярской АЭС, работают реакторы на быстрых нейтронах, мы строим больше всех станций за рубежом, даже в Европе наши реакторы уже строят.
На первых курсах учеба давалась Артемию тяжелее, но чем дальше, тем более интересно ему становилось. Больше всего его увлекают дисциплины по специальности — связанные с реакторами и физическими процессами, происходящими в активной зоне. Студент успевает заниматься научной работой, выпускать публикации, участвовать в конференциях, конкурсах и даже играть в университетском оркестре. Недавно вместе с одногруппниками он подал заявку на патент на датчик мониторинга напряженно-деформированного состояния, который замеряет напряженность в металлоконструкциях.
В составе строительных студенческих отрядов Артемий часто работал на объектах атомной энергетики, например на Курской АЭС-2 и ПО «Маяк», а практику проходил в проектном бюро Росатома в Санкт-Петербурге. Довольно универсальная специальность открывает большие возможности.
Сейчас будущий выпускник смотрит в сторону Белоярской и Ленинградской атомных электростанций, но мечтает поработать и на зарубежных объектах Росатома.
Алексей Куртеев: «На основе наших разработок отрасль будет развиваться»
Следующий герой — Алексей Куртеев — смотрит на свою специальность очень глобально.
— Органическое топливо потихоньку уходит в небытие, нефть и газ заканчиваются, и одно из приоритетных направлений в решении глобальных вопросов, в том числе и вопроса выбросов в атмосферу углекислого газа, — это атомная энергетика, — рассуждает студент. — В девятом классе я решил пойти в эту профессию, а участие в тематических конкурсах подкрепило это решение.
Алексей окончил школу № 15 в городе Глазове Удмуртии и поступил в УрФУ. Чтобы учиться на одни пятерки, ему приходится трудиться. Он считает, что главное для успешной учебы — не забрасывать ее, заниматься, своевременно выполнять задания, и тогда все будет нормально. Алексею особенно нравится изучать парогенераторы, насосы и арматуру, реакторные установки различных типов — как энергетические, так и промышленные.
Стипендиат состоит в студенческих отрядах и в их составе каждый год ездит на различные стройки. После третьего курса он проходил практику на Белорусской АЭС, а в прошлом году работал в Балаково.
— Когда теорию всю уже вдоль и поперек изучил, а потом наконец-то увидел станцию и реакторы своими глазами, это впечатляет, — рассказывает Алексей. — Хочется еще больше и больше изучать, чтобы потом работать на одном из таких предприятий.
У студента уходит немало времени на научную работу. В копилке уже есть пара патентов — на регулируемый термосифон и сборную биологическую защиту, которая выглядит как конструктор и собирается из модулей — аналогов ей не существует.
Впереди получение патента по системе мониторинга напряженно-деформированного состояния металлоконструкций атомных станций. Вместе с одногруппниками Алексей разработал, возможно, один из основных методов мониторинга металлоконструкций в будущем. Студент признается, что хотел бы продвигать науку вперед, чтобы на основе его разработок эта отрасль развивалась.
Алексей говорит, что по окончании учебы можно устроиться не только на АЭС или в проектные организации. Другие предприятия, где построены аналогичные технические процессы, также с удовольствием берут выпускников УрФУ на работу. Но Алексей все же хочет работать в Росатоме.
Иван Сивинских: «У меня никогда не было долгов и оценок ниже четверки»
У Ивана Сивинских родители инженеры, поэтому и он остановился на такой серьезной профессии. Он окончил школу № 5 в Первоуральске и поступил в УрФУ. С первого курса, когда началось введение в специальность, студент основательно погрузился в нее и заинтересовался по-настоящему.
— Учеба дается мне легко, у меня никогда не было долгов и оценок ниже четверки, — говорит Иван. — Мне интересно учиться, но многое зависит и от характера. Я не отлыниваю, уделяю учебе достаточно времени.
Когда на третьем курсе остались только профильные предметы, заниматься стало намного интереснее. Особенно Ивана заинтересовало направление «основы научной деятельности», на котором учат оформлять заявки на патенты на изобретения. А еще он любит изучать историю атомной энергетики со времен СССР, когда появилась первая атомная станция и отрасль развивалась семимильными шагами. Сейчас, по мнению Ивана, эта тенденция возвращается.
Иван активно участвовал в создании патента на контейнер для радионуклидных источников, а также вместе с одногруппниками он разработал уникальный контейнер для радиоактивных отходов с системой фильтрации.
Во время каждой практики Иван присматривался, какая работа ему больше всего нравится — инженера-конструктора или, например, разработчика. И понял, что главное для него — работать в реакторном отделении, поближе к этому огромному источнику энергии, который не перестает удивлять.
Константин Орлов: «Не просто сидеть в офисе, а делать что-то стоящее»
Студент Константин Орлов признается, что стать инженером — это отчасти детская мечта. Он окончил гимназию № 3 в Медногорске Оренбургской области.
— Я никогда не хотел просто сидеть в офисе, хотел делать что-то стоящее, глобальное, — рассказывает стипендиат. — Атомная энергетика обладает перспективами, потому что от более традиционных источников энергии начинают постепенно отказываться. Мне как специалисту это в плюс — значит, рабочие места будут всегда. Ну и, если судить по рынку, нас ждет достойная оплата труда.
Учеба дается Константину легко, он любит изучать устройство основных узлов АЭС, принципы работы ядерного реактора и паровых турбин, а также дисциплины, связанные с ремонтом и эксплуатацией оборудования на станциях.
Студент находит время заниматься и научной деятельностью, что позволяет как раз получать дополнительные стипендии и другие бонусы. Константин написал несколько статей, опубликованных в РИНЦ, участвовал в конференциях всероссийского и международного масштаба.
Конечно, есть и патенты: например, в декабре он вместе с одногруппниками отправил заявку на очередное изобретение — устройство для мониторинга напряженно-деформированного состояния металлоконструкций. Оно применимо практически для всех строительных объектов, но на атомных станциях будет иметь особое значение. Так как неразрушающий метод контроля позволит сохранить оборудование АЭС в целостности, а безопасность на станции — это самое главное.
— По окончании университета я смогу полноценно работать на АЭС России и мира и участвовать во всех этапах жизненного цикла станции — в проектировании, постройке, пусконаладочных работах, эксплуатации и выводе из эксплуатации, — говорит Константин. — Я склоняюсь к работе на АЭС в качестве оператора, так как мне это кажется более интересным и дает возможность воочию увидеть все оборудование и технологии.