В Екатеринбурге студенты уже два семестра учатся дистанционно. Легендарный декан матмеха УрФУ, советский и российский математик Магаз Оразкимович Асанов написал колонку о том, как прошел его дистант. По его мнению, в таком формате студент не получает образование, а обучается. И это две разные вещи.
На прошлой неделе я закончил читать курс лекций онлайн. Сегодня можно подводить итоги. Использовал систему Microsoft Teams.
У меня язык не поворачивается назвать это дистанционным образованием. К образованию нынешняя вакханалия не имеет никакого отношения. Итак, мы перешли на удаленку. Не буду бросать камни в дистанционное обучение, и без меня многие активно высказываются. Отмечу только, что там есть положительные моменты. Но я о них скажу позже.
А начать мне хочется с того, что другие почему-то забывают: учеба — это труд! Труд, иногда тяжелый. Но без труда не вынешь рыбку из пруда. Труд немыслим без принуждения. Да-да, меня многие могут обвинить в непедагогичности этого тезиса, но тут я упрям. Я очень хочу увидеть студента, который освоит математический анализ лежа на диване!
Конечно, сказанное не означает, что принуждение — палка в руках преподавателя. Важно окружение! Студент, если он действительно чего-то хочет добиться, вынужден тянуться за другими. Александр Перцев, когда он был деканом философского факультета УрГУ, как-то сказал: «В университете и стены учат!» Тут я с ним полностью согласен.
«Во время учебы важно окружение, которое вовсе не сводится только к однокурсникам, людям с одного факультета или университета. Стены тоже важны!»
А всего этого при дистанционном обучении у студента нет.
Между прочим, важно знать еще один пример из археологии. Большинство археологов сейчас сходятся в том, что были в истории человечества две основные линии — неандертальцы и «человек разумный» (Homo sapiens). Неандертальцы по всем параметрам превосходили человека разумного: они были гораздо мощнее физически, да и мозг неандертальца был больше мозга Homo sapiens.
Однако именно человек разумный победил в эволюционной гонке, вытеснив неандертальца. Почему? Конечно, точного ответа мы не знаем. Но можно предположить, так считают многие археологи, что вся проблема в образовании! Именно Homo sapiens создали систему, при которой человек смог развиваться, а не только, как у неандертальца, усваивать знания своих предков. Именно благодаря образованию Homo sapiens вытеснили неандертальцев.
«А так называемое дистанционное обучение идет по пути неандертальцев, называя обучение образованием!»
Продолжу свои старые наблюдения. Если в прошлом семестре, читая лекции, я указывал страницы своей книги, то в этом семестре мой прошлогодний фокус не проходил. Тому есть две причины. Во-первых, курс у меня меняется со временем, а книга издана аж десять лет тому назад, у меня много нового. Во-вторых, перечитал свою же книгу и понял, что многое надо переделывать. В результате на две, три, четыре страницы каждой своей лекции приходилось тратить уйму времени.
Еще я давал задания после каждой лекции. Любопытна статистика. Числятся живыми 186 студентов, в реальности их примерно 160, остальные — мертвые души, которых не дают отчислять. В контрольной участвовало 157 человек, домашние задания выполняли 100–110, на лекциях присутствовало 45–80 человек.
Главный минус я уже отметил: обучение и образование — это разные понятия. Мне очень нравится высказывание, не помню чье: «Образование не дают, его берут!»
Но в своем предыдущем посте я ничего не сказал про положительные моменты дистанта. Конечно, один момент сразу бросается в глаза — время. Нет нужды тратить время на дорогу. Это, конечно, плюс. Но этим плюсом все плюсы и ограничиваются. В университете учат стены!
Согласны с автором?
Осенью 2020-го УрФУ одним из первых ушел на дистант сам, что вызвало возмущение со стороны студентов-платников. Они считают, что в таком формате обучения страдает его качество. На претензии студентов ответил декан журфака.