У екатеринбуржцев Натальи Николаевны и Андрея Витальевича Байкиных трое детей. Старшие дети учились в обычных муниципальных школах, родителей многое в них не устраивало. И, когда пришла пора отдавать в школу младшего, они стали искать альтернативные варианты. Нашли единомышленников и вместе погрузились в тему довольно основательно. Посмотрев все, что было на тот момент, родители решили открыть свою школу.
Школа имени Гагарина находится в офисном здании в центре города, здесь под нее арендуют помещения. Совсем рядом — парк Павлика Морозова, и именно там начинается каждый учебный день. У детей каждое утро перед занятиями проходит урок бодрости — делают зарядку, играют, обливаются холодной водой, зимой бегают босиком по снегу.
Потом ребята переодеваются в школьную форму и садятся в круг: передают друг другу рукопожатия, и педагоги ведут с ними разговор. Мы попали на разговор о том, как в 1941 году враг стоял на подступах к Москве, но 7 ноября в столице прошел парад. Участники парада, люди и техника, шли прямиком на фронт. Это желание и готовность отстоять свою родину транслировались на весь мир. Немного пообсуждали, и только потом разошлись по классам — мальчики в свой, девочки — в свой.
— На общем круге мы обсуждаем разное, — говорит Юлия Скокова, организатор школы. — Это и наблюдения за природой, и знаменательные события в разных сферах. В конце недели каждый — и взрослый, и ребенок — делится тем, что расстроило, обрадовало, что он будет изменять на следующей неделе. Так дети учатся формулировать свои мысли, слушать других. У нас вообще очень важна ориентация на коллектив. Не «я король, пришел в короне», а у нас общее взаимодействие. Если сделал задание раньше, дай возможность подумать другим. Как у нас говорят, не ломай мысль другого человека.
После круга у нас начинаются родное слово, арифметика. Эти уроки проходят чередующимися погружениями, они сдвоенные, со сменной активностью и подвижностью в ходе урока. Чистописание на уроках родного слова — это важнейшая деятельность, когда ребенок концентрируется именно на красивом, разборчивом почерке, осанке, дыхании.
— Расскажите про программу, учебники, аттестацию. Наверняка родителей больше всего пугает перспектива уйти куда-то не туда и потом не встроиться в обычный образовательный процесс.
— За основу мы взяли советские учебники 30-х годов, — говорит Наталья Байкина. — Почему? Потому что там очень логично все построено, все на уровне ребенка. В современных учебниках приходится родителям разбираться, чтобы потом как-то это объяснять детям. А по этим учебникам дети делают домашнюю работу сами, им все понятно.
— Но ведь очевидно, что там и идеологическая составляющая довольно специфическая?
— Мы это осознаем, понимаем, что много прошлого, детям рассказываем про колхозы, как это было. Кто такой пионер, Ленин. Но мы исходим из позиции — это было, это история. Не надо впадать в крайности. И у нас такие опытные педагоги, что они эти программы отлично встраивают в современные общеобразовательные стандарты, добавляют олимпиадные и творческие задания. Мы все прикреплены к обычным школам, дети каждый год сдают аттестацию успешно, идут с опережением, мы видим, что знания у них более фундаментальные.
— А подвижные занятия есть? У вас же начальная школа сейчас, второй, третий классы, детям надо двигаться.
— Обязательно. Кроме ежедневных уроков бодрости каждый день какие-то подвижные занятия: физкультура, дворовые игры. И есть еще такая старорусская игра — кила, прародительница регби. Знаете, в России даже есть Федерация килы. Замечательный тренер, капитан команды Григорий Здесенко приходит заниматься с детьми. А еще мы организуем подвижные перемены. У нас в школе дети не пользуются гаджетами, вместо этого на переменах ходули, балансиры, классики, обручи, мишени. Да и на самих уроках дети чаще не сидят, а стоят за конторками (хотя парты тоже есть), внутри урока бывает подвижная активность.
— Тут у вас такой уютный уголок, мультиварка попыхивает, чем-то вкусным пахнет. Завтрак?
— Обязательно здоровый завтрак. Семьи все разные, с разными предпочтениями, поэтому на второй завтрак у нас обычно каша. Родители сами пекут домашний бездрожжевой хлеб. Овощи, фрукты, полезный завтрак. Обеды очень вкусные готовят тоже родители. Дети сами накрывают, убирают, максимально сами во всем участвуют. У нас обязательное трудовое воспитание, дети дежурят, моют посуду, доску, пол, парты и конторки, ухаживают за цветами. Вот у нас тротуар неподалеку был грязным, мы писали несколько раз в администрацию — ничего не менялось. Тогда мы провели субботник, все прибрали. Это повод поговорить с детьми о том, что от нас зависит. Или ты ждешь, пока кто-то сделает, или делаешь сам.
— А в чем смысл раздельного обучения мальчиков и девочек?
— Когда девочки и мальчики вместе, то заметно — девочки усидчивее, лучше концентрируются, внутренне психологически старше мальчиков, — объясняет Юлия Байкина. — В классах отличники обычно кто? Девочки, особенно в начальной школе. Потом это меняется, но в начальной школе именно так. Подходы к преподаванию одной и той же темы разные. Нет конкуренции, когда девочки и мальчики соревнуются между собой. И это хорошо сказывается на психологическом климате и на успеваемости. Девочки ценят красоту процесса, им надо написать ровно, аккуратно. Для мальчиков первичен результат, и чтобы все было четко, быстро и правильно.
— Как мальчиков мотивируют?
— У них занятия ведет учитель с сорокалетним стажем, мама двух взрослых сыновей, бабушка. Она отлично умеет мальчишек воспитывать. В меру строга и всегда справедлива, она их чувствует. Там даже такие методы: кто первый решил, может отжаться или на турнике подтянуться. И это работает! Сами просятся: можно я пойду поотжимаюсь? Никогда не заставляет их, но у мальчиков потребность в физической нагрузке, особенно в силовой, больше. У мальчиков даже в классе прохладнее, чем у девочек, — им так комфортнее. Есть, конечно, совместные занятия для всех, но арифметика, русский, чтение лучше идут, когда обучение раздельное. Мальчики сейчас читают «Сын полка», им это очень интересно, девочки — раннего Крапивина, басни, сценки по басням ставят.
— Уроки труда тоже разные?
— Да, у девочек рукоделие, у мальчиков ремесло. Задача этих занятий — не просто осваивать те или иные навыки, но и делать что-то полезное, то, что будет практически использоваться. Задумали сделать ширму для спектаклей, вместе нарисовали эскиз, рассчитали количество материала. Девочки взялись за шторки — обшивать, расписывать ткань, мальчики пилят, строгают, зашкуривают, красят деревянную основу.
— У нас есть цель — чтобы из мальчиков выросли мужчины, чтобы не было у них женской психики, — вступает в разговор Андрей Байкин. — Часть предметов ведут мужчины. Мы, кстати, подыскиваем еще педагогов-мужчин — по родному слову и арифметике. Это важно, чтобы с мальчиками занимался мужчина. Мы это по лагерю заметили.
— На школьных каникулах мы организовываем лагеря, — объясняет Наталья Байкина. — Мальчики живут отдельно в палатках, девочки — в уютном деревенском доме, но, конечно, в досягаемости друг от друга. У мальчиков это отдельное пространство, там только мужчины, сами готовят, сами устраивают быт. Дети у нас не потребители, а участники процесса — учились варить макароны, каши, супы, все достаточно просто и четко у них.
А у девочек рукоделие, песенки, хороводы, женский круг, разговоры о внешней и внутренней красоте, рисование, лепка. Они воркуют, много всяких полезных блюд готовят. Вот захотели мальчикам сделать сюрприз, что-то вкусное приготовили, пришли в гости. И это совсем другое взаимодействие. А мальчики их потом пошли провожать.
— К нам в лагерь к мальчикам приезжает наставник из Магнитогорска Александр Игоревич Мирошин, он ведет секции по рукопашному бою, погружает в русскую культуру, — дополняет рассказ про лагерь Юлия Скокова. — Он умеет очень интересно по-мужски разговаривать с мальчиками. Например, просто по-мужски поговорить о матери. Мы с вами так не сможем, даже папы не смогут. А мальчишки после этого разговора домой вернулись с постиранными бельем, носками, хотя никто их не просил.
— Как вы находите педагогов?
— Некоторые — это наши же родители. Они работали учителями и репетиторами в других школах, а теперь они с нами. Английский язык ведет мама мальчика, чистописание — мама девочки, рукоделие — тоже мама мальчика, — рассказывает Наталья Байкина. — Они все профессиональные педагоги. Мы очень тщательно выбираем педагогов, требования у нас высокие. У нас есть учитель, которая пришла к нам работать, а потом посмотрела, узнала школу и привела своего ребенка. Сейчас ищем педагогов для будущих первых классов, в следующем году планируем набирать первоклассников.
После уроков мы организуем внеклассные занятия — это и музыка (ансамбль), и рисование, и лепка, и чистописание. У нас есть один папа — профессиональный гончар, у него прекрасные занятия с детьми. Конечно, для нас важно, чтобы учителя разделяли наши ценности и чтобы у них глаза горели. Если человек вдохновлен своей профессией, он этот огонек передает детям.
— Почему именем Юрия Гагарина вы назвали школу?
— Какие эмоции вызывает этот образ у вас? Он известен во всем мире, это человек мира. Конечно же, пионер, покоритель. Открытый, жизнерадостный, смелый. Еще до открытия нашей школы мы проводили с детьми День космонавтики 12 апреля, рассказывали про этот подвиг. А это не только подвиг Гагарина, это подвиг народа, ведь трудилась вся страна — всего через пятнадцать лет после войны, когда страна была в руинах, сумели такое сделать. После этого рассказа мы увидели, как изменились дети, будто внутренний стержень у них образовался. Они раньше немного по-другому общались, а после мы заметили, что мальчики стали носить портфели у девочек. Этот образ настоящего русского богатыря вдохновляет наших детей. Мы рискнули взять имя Юрия Алексеевича Гагарина, это накладывает на нас ответственность — это для нас и честь, и особое напряжение.
— Можно сказать, это патриотическое воспитание?
— Если говорить про образ выпускника, то, конечно же, это патриот, гражданин своей страны. Сейчас это такие фразы, можно сказать, замыленные, но это очень важно. Мы стараемся, чтобы дети гордились тем, что они живут в России. Видели подвиги своих предков, знали о современных научных достижениях. Почувствовали, что они коллектив. Это один из элементов мотивации к учебе. Показываем примеры великих людей, которые тоже были детьми и ошибались, но смогли многого добиться: «И вы сможете». И с таким настроем они идут учиться.
— Бывает такое, что ребенок, которого привели родители... ну, не вписывается? Всегда же в классе есть мальчик-задира, или девочка такая. Что тогда делаете?
— Когда принимаем семьи, мы рассказываем про наш образ выпускника, как бы сверяем ценности в обучении и воспитании. Если что-то не так с поведением ребенка, садимся в круг, разговариваем. Чаще всего даже простые рекомендации по режиму дня срабатывают. Когда ребенок вовремя ложится спать, это сразу столько проблем снимает! Мы, принимая в школу, можем попросить родителей, чтобы убрали у ребенка гаджеты. И мы видим результат, когда у ребенка книги, аудиосказки, общение в школе, лагерь, наши совместные походы. Как он меняется, как уходит агрессия.
— Но ведь новые технологии — это просто инструмент, а сейчас, когда в обычных школах у детей дистант, это вообще палочка-выручалочка…
— Мы компьютер на уроках используем — что-то включить, показать, вы сами видели. Но вот сейчас дети хлебнули дистанта, и мы от многих учителей школ слышим, что дети играть умеют, а учиться — нет. Ошибочно думать, что игра на планшете подготавливает к работе с компьютером. Нет, это не так, ребенок часто не может понять задание, а выполненное — отправить учителю. Игра в гаджетах и учеба — это совсем разные механизмы. И это наша позиция. Мы видим, как всего за несколько недель без гаджетов ребенок меняется.
— Расскажите о коммерческой стороне вопроса. В какую сумму обходится родителям обучение в вашей школе?
— У нас родители платят 15 300 рублей каждый месяц, и есть первоначальный взнос — 20 700 рублей. Мы вышли на самоокупаемость: вся плата идет на аренду, зарплату учителям. Откликаются спонсоры, помогают с мебелью, с арендой. После школы родители могут оставлять детей на продленку уже за дополнительную плату, на дополнительные занятия, которые у нас проводятся каждый день. Для родителей это даже дешевле, чем обычные дополнительные кружки и секции. Сейчас очень важно развивать у детей кругозор, творческое отношение к решаемой задаче, поэтому в качестве дополнительных занятий у нас есть и тригонометрия, и языковедение, и, конечно, астрономия.