Ангелина Попова стала бесспорным победителем нашего традиционного конкурса, который мы проводим каждый год в День учителя. Преподаватель русского языка и литературы из лицея «Полифорум», чья красота сразила читателей наповал, рассказала E1.RU, зачем пошла в педагоги, тяжело ли учить современных детей грамотно разговаривать и как ей удается быть такой красивой при колоссальной учительской нагрузке.
— Мне со школы нравилось разбираться в русском языке, у меня был прекрасный педагог, пошла целенаправленно учиться на филолога в педагогическом университете. Параллельно получала второе высшее образование. По первому образованию я учитель русского языка, а по второму — редактор, издатель. Решила, что пойду в школу. Не была уверена, что всё получится, но у меня прекрасные коллеги и прекрасные классы, с ребятами у нас взаимная любовь. Сейчас и дети, и их родители поздравляют меня с победой в конкурсе, это очень приятно.
— Расскажите как учитель русского языка, тяжело сейчас детям грамотность дается?
— У меня сейчас два пятых, два шестых класса и восьмой. Я думаю, что у детей усидчивости поменьше, они свое внимание распыляют. Если раньше у нас учеба была на первом месте, то сейчас у ребят кружки, секции, спорт, музыка. Раньше это тоже было, но школа оставалась главной. А сейчас дети и там, и там, и самое главное — проработать с ними на уроках материал так, чтобы домой не отпускать, пока материал ими не усвоен. Стараюсь на уроках проговаривать всё, чтобы дома они смогли только закрепить, повторить.
— Вот многие говорят, что грамотность стала хуже у детей, слух режет, как они разговаривают, как пишут в мессенджерах. Есть такое?
— Да, есть такое, но я постоянно говорю: «Чтобы наша речь была грамотной, чтобы мы могли грамотно говорить, мы должны много читать, и не только то, что проходим на уроках». Дома читать, перед сном читать, от этого зависит наша речь. Сейчас дети гораздо больше информации берут из видеоматериалов, а не из книг.
— Есть у вас самые нелюбимые ошибки, то, что больше всего раздражает в речи, с чем боретесь?
— Я всегда слышу, как дети на переменке разговаривают, и поправляю их, если слово неправильно употребили, не так ударение поставили или форму грамматическую не так образовали. Останавливаю и делаю замечание. Всегда исправляю ошибки в их записях. Больше всего сейчас в речи у них слов-паразитов, всех этих «это», «ну» и так далее. Просто читать надо больше, без этого им не хватает слов. Много сленга, дети сидят в TikTok, используют словечки оттуда, сокращения...
— Например, «норм»?
— Да, «норм» или словечки из английского. Тащат это в речь из TikTok, из песен популярных исполнителей.
— А в программе по литературе по-прежнему в основном классика? Читают «Войну и мир»?
— «Войну и мир» в старших классах читают, у меня самый старший восьмой, так что я с ними еще не проходила это произведение, но вообще классика им тяжело дается. В русском языке немало многозначных слов, слов с переносным значением, дети не понимают, что хочет донести автор. Мы разбираем детально. Либо на дом даю задание выписать слова, которые они не знают, разобраться и понять, почему автор использовал их. Это очень тяжело, особенно в пятых классах. В восьмых уже дети постарше и помудрее, иногда даже стесняются сказать, что каких-то слов не понимают, могут на переменке погуглить. Если это незнакомые им исконно русские слова, мы морфемы разбираем: это корень, это суффикс, от какого слова образовано.
— Не секрет, какая колоссальная нагрузка сейчас у педагогов. Расскажите, как вам удается так хорошо выглядеть?
— У меня в этом году нагрузка еще и увеличилась. И часов больше стало, добавилось классное руководство. И сейчас стало сложнее из-за санитарных требований. Как вы знаете, мы же сейчас сами ходим к детям из кабинета в кабинет. У нас лицей трехэтажный. Чтобы хорошо выглядеть, можно совмещать приятное с полезным. Вверх-вниз ходишь весь день, слева направо, справа налево — хорошая поддержка для фигуры. Но вообще меня очень мои ученики мотивируют. Когда я выгляжу хорошо, они всегда замечают. Новую одежду, маникюр.
— Девчонки замечают?
— Девочки замечают эти детали, а мальчики делают комплименты. Могут сказать: «У вас что, день рождения? Вы так хорошо выглядите». Это очень приятно. Не хочется приходить неопрятным замученным человеком, хотя бывает и такое настроение. Но просыпаешься утром и понимаешь, что дети тебя встретят с улыбкой. Они хотят видеть красивого и умного учителя.
— Вы придерживаетесь строгого делового стиля или можете позволить какой-то более творческий подход к выбору одежды?
— Я в прошлом году посещала семинары, и нам рассказывали, что учитель литературы может иногда пойти на такие эксперименты с одеждой, которые помогают подать тему. Например, на разбор стихотворения «Облако в штанах» Маяковского прийти в чем-то белом, воздушном. Это, наверное, интересно, но такие образы, мне кажется, надо продумывать до мелочей. Я пока придерживаюсь официально-делового стиля, но в то же время одежда должна быть удобной.
— А школьная форма вам нравится?
— Я думаю, хорошо, что есть школьная форма. Прихожу в лицей и вижу малышей в клетчатых жилетках, очень приятно смотреть на детей. В среднем и старшем звене синяя форма, в классе тридцать человек в белых рубашечках — это очень красиво. Когда я училась в школе, у нас всегда боролись с теми, кто в джинсах, толстовках, кроссовках ходит. А в лицее сейчас таких проблем нет: и ученики, и учителя — все красивые.
— Наши читатели спрашивают, почему вы с такой внешностью вообще работаете учителем, а не моделью?
— Я с 13 до 22 лет работала моделью, участвовала в съемках для магазинов одежды. Но свою жизнь связать с этим никогда не было желания. Мне нравится, что у меня есть стабильная, серьезная работа в школе. Нет времени заскучать, есть любимые ученики, с которыми мне интересно. А в работе моделью никогда не знаешь, чего ждать завтра.
— Но какие-то навыки вам помогают в работе педагога? Учитель ведь тоже всегда как на сцене...
— Педагог должен быть самим собой в первую очередь, но иногда можно войти в образ, чтобы быть построже, а иногда наоборот — больше хвалить, чтобы у детей была мотивация учиться лучше.
Почитайте интервью с еще одной очень красивой учительницей из Екатеринбурга, звездой TikTok.
А вот здесь директор Дома учителя Алена Крюкова рассказала нам всю правду о том, нужно ли делать с ребенком домашку.