Когда родители отдают детей в школу и волей-неволей включаются в образовательный процесс (привет, мамские чатики!), то первое время недоумевают: все теперь по-другому! Мы не так учились, и нас не так учили. О том, как все изменилось и почему, мы разговариваем с педагогом Алёной Крюковой. Много лет Алёна Михайловна была директором 47-й гимназии, а теперь возглавляет екатеринбургский Дом учителя. Она уверена, что отношение к учителям, которые сегодня отмечают профессиональный праздник, можно и нужно менять.
— Я начинала работать, были 90-е годы. И тогда главная задача была — дать знания. Все знания, которые были, надо было детям в голову вложить. Сейчас мы понимаем, что объем знаний меняется каждый год, и те знания, которые есть сегодня, возможно, через два-три года будут не нужны выпускникам.
«Задача иная: научить ребенка учиться — искать, преодолевать, синтезировать, уметь работать в команде на общий результат»
Ставить цель, формировать алгоритм действий, реализовывать проекты. Воспитательная составляющая тоже очень важна, нужно формировать человека с определенными ценностями. Но акцент — именно на том, чтобы научить ребенка самостоятельно знания добывать. Как профессор Слободчиков говорил, педагог — человек, который работает с будущим, но никто не знает, каким оно будет.
— А с точки зрения работы учителя: как раньше это было и как сейчас?
— 90-е годы были золотые годы в работе педагога — много творчества, минимум формальностей, бумажных задач. Сейчас тоже есть место творчеству — учитель сам подбирает материалы, строит урок. Но объем задач совершенно другой. Не будем лукавить, нагрузка была у меня как у учителя 18 часов в неделю, и с каждым ребенком можно было дополнительно индивидуально позаниматься, и по домам мы ходили, тогда это было принято, смотрели, как ребеночек дома занимается, есть ли условия. А сегодня в силу обстоятельств средняя нагрузка на педагога — 27–28 часов, а еще подготовка к урокам, классное руководство — это все огромный объем, бесконечный.
«Я видела на дистанте педагогов, их состояние, их глаза, их спины, это работа почти круглые сутки»
Сейчас учителя, чтобы достаточно себя поддерживать в финансовом плане, вынуждены брать такую нагрузку.
— Когда я училась в начальной школе, наша учительница после уроков шла тетради проверять, и все равно домой уходила поздно, и видно, что очень уставала. А сейчас учитель моего сына в начальной школе после первой смены ведет вторую. А потом еще вечером отправляет в чат разные организационные объявления для родителей. Как это все успеть вообще?
— Сейчас большинство учителей начальной школы берут по два класса, а в классах — 30–32 человека. Это огромный объем. А представьте, учитель-предметник, географ, или физик, историк, три параллели, 400 человек.
«Мы уже к ноябрю–декабрю видим, как учителя с такой нагрузкой устают, выгорают»
А количество детей в школах увеличивается, потому что был подъем рождаемости.
— Это ведь не нормально, как мне кажется. Радикально что-то может эту ситуацию поменять?
— Здесь только на федеральном уровне должна быть поддержка, финансовая прежде всего, чтобы ставка 18 часов оплачивалась бы так же, как сейчас две. Очень медленно, но шаги в этом направлении делаются, надбавки за классное руководство есть, выделяются деньги на повышение квалификации, чтобы педагоги могли учиться не за счет своих средств.
— Молодые педагоги все-таки в школы идут?
— Есть приток молодых ребят, человек триста каждый год наши вузы выпускают, ну, считайте, по одному, по два на школу или детский сад. Нужно больше. Вот мы сейчас на уровне города запускаем проект, работающий на имидж педагогов, в том числе для того, чтобы привлечь людей в профессию. Уже на этой неделе появится брендированный трамвай с надписью «Спасибо, дорогие педагоги, за ваш благородный труд». В каждом районе будет по одному баннеру, предприятия города это оплачивают, с фотографиями и фамилиями учителей, победителей профессиональных конкурсов. Педагог пойдет на работу и увидит — представляете, как это приятно, как это много значит. В метро будут рекламные слоганы. Хотим привлечь компании, чтобы создать аллею в дендрарии на 8 Марта с фотографиями и добрыми словами про людей, которые стали легендами екатеринбургского образования.
— У учителей в работе есть и такая особенная сторона, как взаимодействие с родителями. С одной стороны, с этими родительскими чатами сейчас мамы и папы порой очень глубоко погружены в школьную тему. А с другой, все-таки сами они уже отучились, и многие жалуются, что им приходится будто заново за парты садиться, школа требует их постоянного участия. Вот где грань?
— Родители активные, пытливые, это здорово. Я на собраниях всегда говорила так: дорогие родители, по закону за образование детей отвечает именно семья, а школа создает условия. Я это говорила все 22 года работы директором.
«Обещаю, что на выходе дети получат высокий уровень образования, но при условии, что семья вложит в ребенка столько же, сколько и школа»
И я сейчас говорю не про то, как клеточки считать в тетради при выполнении домашнего задания. Я про кружки, секции, театры, музеи. Огромные ресурсы есть в городе. Родители должны показать ребенку весь спектр возможностей. У меня трое детей, сейчас они уже взрослые, и для меня было нормой ходить на кинопремьеры, чтобы вместе с ними обсуждать их потом, ходить на Ночь музеев, в театры, в библиотечные центры. У нас город в этом плане потрясающий!
— Подождите, а с «домашкой» все-таки как быть? Нужно сидеть с ребенком, контролировать? Ведь порой именного этого учителя и требуют.
— Тут надо развести понятия: есть помощь и есть поддержка. У большинства родителей главная стратегия — помощь. Мы практически за ребенка все делаем: учебник открыли, показали, посмотрели, проконтролировали. А что такое поддержка? Мои дети обращались ко мне, когда есть вопросы. А так — это норма: они пришли, они делают задания, они получают отметки. А я спрашивала: что сегодня удалось, что не удалось? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше? Поддержка — когда мы ничего за ребенка не делаем. Ребенок сам знает.
«Когда ребенок делает домашнюю работу с мамой, при маме — это медвежья услуга»
Наша задача не в этом, нам нужно создать условия, показать ребенку возможности, дать ему все попробовать и выбрать то, что нравится. Робототехника, авиамоделирование, конструирование, пение, рисование. Не учить читать и писать, с этим учителя справятся, а помочь выбрать что-то, что нравится.
— Много времени нужно выделять на эту вот поддержку?
— Ребенку важно, чтобы родитель был не рядом, а вместе. Уважаемые родители, важно не количество часов, которое вы тратите на общение, а качество. Можно выделить полчаса, но поговорить по душам. Спросить, что получается, а что нет. А как друзья, как одноклассники? Это ежедневные добрые разговоры учат детей, что родителям можно доверять. И тогда, когда начнется подростковый возраст, ребенок пойдет к вам за поддержкой. А то часто родители жалуются на подростков: он нас не слышит, не разговаривает. Так вы 10 лет с ним не общались по-доброму, у него нет привычки общения с вами.
«Пусть это будет всего полчаса в день, но искренне, убрать телефон и все остальное, и просто разговаривать»
— Убрать телефон — это сейчас детям сложнее, чем родителям.
— Да, для этих детей телефон теперь неотъемлемая вещь, которая всегда с ними. Я считаю, бесполезно с этим бороться, заставляя на уроках убирать телефон, надо его использовать. Сейчас очень много бесплатных мобильных приложений, которые помогают в учебе, развивают различные навыки. Вот учителя иностранного иногда жалуются, что дети не пользуются словарями. А вы правда уверены, что ребенок приедет за границу и будет словари листать?
«Лучше научите его общению при помощи мобильных приложений-переводчиков»
Нам надо учиться у наших детей гибкости и работе с новыми технологиями. Конечно, никогда не заменит компьютер педагога, его личность, его индивидуальный подход к ребенку. Но целую часть, большой блок работы можно делать с помощью новых технологий — ту же проверку усвоенного материала, например.
— Помимо этой легкости в освоении технологий, что еще характеризует нынешних детей? Чем они отличаются от тех, с кем вы работали в 90-е?
— Это хорошие дети, но у них другие характеристики. Это очень предприимчивые дети, ничего просто так не выполняют. Попросишь что-нибудь сделать и получаешь: а смысл? И это правильно. Если ребенок понимает, зачем, у него гораздо сильнее мотивация. Поэтому, формируя просьбу, объясняйте, для чего ему нужно что-то сделать. Это очень активные, живые дети. Мы, взрослые, с этой активностью живой не всегда умеем работать.
«Нам кажется, это проблемы поведения. Но не может здоровый ребенок 40 минут так сидеть, сложив аккуратно руки на парту»
Например, в Сингапуре во время уроков дети в движении. Так больше кислорода поступает в мозг, ребенок лучше мыслит. Они могут поработать в парах, потом перейти в группу, потом поменять группу, и весь урок в движении. Это интересный опыт, которому стоит поучиться. А когда ребенок весь урок, как говорят, «стекает», он просто засыпает. Педагоги забыли, что дети живые, энергичные и здоровые.
— Еще говорят, что нынешние дети взрослых ни во что не ставят — ни учителей, ни родителей, нет авторитета, нет уважения, и поэтому сложнее работать. Так ли это?
— Все идет из семьи, все ценности формируются там, причем еще до детского сада. Если есть в семье ценность уважать старших, помогать бабушке, собираться вместе по вечерам, то и у детей уважение к взрослым есть.
«А если папа говорит ребенку после детского сада: да ваша воспитка какую-то ерунду дала, то это записывается у ребенка, как на пленку»
Наступает подростковый возраст, и они начинают это раскручивать. Но и государство должно имидж педагога поддерживать. Когда нужно было укрепить имидж врачей, вы помните, сколько появилось фильмов, сериалов про врачей. А про полицейских? Как спасают людей, рискуют жизнью. А назовите мне хоть один классный российский сериал про судьбу педагога.
— Не припомню… А, «Физрук»!
— Нет, сериал без лишнего комизма, про жизнь педагогов, про их отношения с детьми… Нет пока таких. Но отношение к учителям нужно менять.
«Никто ведь не указывает водителю трамвая, как водить трамвай, а хирургу — как делать операции. Но все думают, что знают, как учить»
А авторитет педагога — это очень важно, потому что в начальной школе я понимаю, что я как родитель — авторитет, но потом для моего ребенка учитель или тренер будут более значимыми фигурами, через них я решу все проблемы. Поэтому с самого начала формирую это уважение к учителю. Как-то я смотрю тетрадь своего ребенка, а там учитель пропустила ошибку. Я как директор понимаю, что педагог ночью проверяла 120 тетрадей, могла. И в то же время я понимаю, что эту ошибку я своему ребенку должна показать. И я говорю: смотри, как грамотно поступила педагог, она пропустила ошибку специально, чтобы ты ее заметил и сам исправил.
К Дню учителя мы проводим наш традиционный конкурс — успевайте проголосовать за самого красивого педагога Екатеринбурга, голосование мы остановим уже в полдень, скоро станет известен результат.
Почитайте интервью с директором школы на Сортировке, где учится больше всего детей мигрантов.
А вот здесь — рассказ о екатеринбургской учительнице, которая стала звездой TikTok.