На вопросы екатеринбургских родителей, которые с момента начала режима самоизоляции поступали в редакцию, в эфире E1.RU ответила Екатерина Сибирцева, руководитель Департамента образования Екатеринбурга.
Публикуем ответы на самые главные вопросы, которые так волнуют всех сегодня: о проблемах дистанционного обучения, о работе детских садов и новой комплектации, о том, что будет с выпускниками, и о том, как вся эта ситуация повлияет на строительство и ремонт образовательных учреждений.
Про дистант
— Вот уже скоро месяц, как школы перешли на дистант. Что можно сказать сейчас: получилось ли?
— Практика везде разная, я могу в целом сказать об отрасли как учитель и как мама. В последнюю неделю стало немножко поспокойнее, всё стало укладываться в более-менее адекватную схему. Это серьезный вызов — 165 тысяч детей перевести одномоментно на дистанционное обучение. Сложная задача, и справиться с нею мгновенно невозможно. Педагоги оказались к этому не до конца готовы, как и родители. Лучше всего были готовы дети. Но лишний раз мы все убедились, что дистант, конечно, не заменит очного образования.
— Более-менее адекватная схема — это какая?
— Схему по закону каждое образовательное учреждение выбирает самостоятельно. Кто-то выбрал одну платформу, кто-то сразу несколько, и эта разрозненность вызывает нарекания родителей. Приходится авторизовываться сразу на нескольких ресурсах, переключаться с одного на другой. Те школы, которые имели хороший опыт обучения дистанционно, перешли без проблем. У нас это 76-я школа, 210-я гимназия, 47-я гимназия и другие — там это все безболезненно и спокойно происходит. Те школы, которые не имели большого опыта такой работы, столкнулись с трудностями. Педагоги не готовы к такому уровню индивидуализации образовательного процесса, для наших учителей это непривычно. Урок в режиме видео-конференц-связи обычно еще требует времени, чтобы проверить, что все здесь, все слышат, все видят. Не так много уроков онлайн. Министерство образования рекомендует проводить уроки онлайн преимущественно для выпускных классов.
— Для всех остальных рабочая схема — задания плюс ссылки на видеоуроки на различных ресурсах?
— Да, и обязательно обратная связь. Большая часть школ подключены к электронным дневникам — «Сетевой город» либо «Дневник.ру», через которые эта обратная связь ведется. Да, нестабильно работал в первые дни «Дневник.ру», приходилось использовать электронную почту, WhatsApp, чтобы восстановить коммуникацию с учителями. Но даже проверить работу и выставить оценку каждому — это работа, а родители ждут полноценную рецензию в ответ. Поставьте себя на место учителя географии. Например, 10-х классов. 300 человек прислали работы, и на каждую нужно что-то написать. Да, обратная связь есть, но ее качество может не устраивать кого-то. Но мы все разделы школьной программы будем в сентябре повторять.
— Вы сказали, что дистант никогда не заменит личного контакта. В чем это выражается?
— Приведу аналогию, которую услышала от коллег из Москвы.
«Пилот летит в самолете — он пилот, парашют у него есть, но он не парашютист. Так же и у учителей с дистантом»
Дистант есть, но эта мера все-таки направлена на короткий промежуток времени, который в силу обстоятельств затянулся. Есть опыт дистанта во время карантина, морозов, но это не больше двух недель, а тут никто не предполагал, что это будет так долго и сложно. Мне всегда казалось, что учитель ценен личностью своей, отношением к ребенку и к предмету. Тем не менее все-таки эта субъектность предполагает взаимодействие на уровне личности. Образование — это обучение и воспитание. Волей-неволей учитель проявляет и воспитательную функцию. Сейчас родители, которые приняли на себя эту роль, тоже это начали лучше понимать.
— Вот, кстати, очень много вопросов или, скорее, жалоб от родителей на эту тему: им самим приходится объяснять материал. А они не учителя, они не умеют, даже программу 1-го класса сложно объяснить, у нас же была совсем другая…
— Это действительно сложно. Но родителей первоклассников хочу успокоить: впереди еще 10 лет учебы, программу все равно пройдут и усвоят.
«Проводите время вместе с детьми, получайте удовольствие от учебы. Зачем-то же нужен карантин. Может быть, для того чтобы лучше узнать друг друга?»
— Еще сетуют на большое количество заданий по таким предметам, как изо, технология, физкультура, музыка. По музыке приходится разбирать какие-то произведения — до того ли сейчас? Может, отменить вот это всё на дистанте?
— Что ж плохого, если вы изучите биографию Бетховена и послушаете что-то, что вам задают? Все-таки пусть этот материал будет изучен. Видите, каждый учитель считает, что его предмет самый главный. И мы не знаем, как воздействует на ребенка тот или иной материал. Может быть, музыкальное задание для ребенка значит больше, чем пример по математике? Конечно, мы просим педагогов обращать больше внимания на те предметы, которые выносятся на итоговую аттестацию, а к остальным быть более лояльными. Те же поделки — что-то сделали, что-то не сделали, надо расставить приоритеты.
— То есть поделки по технологии можно все-таки не делать и ничего за это не будет?
— Я, наверное, должна сказать, что я вам этого не говорила. Но я думаю, коллеги поймут и простят. Вам дают рекомендации, которые вы можете выполнить, а можете не выполнять.
— Так у них же отчетности, как мы понимаем, они должны отчитаться, что все эти поделки сделали, Бетховена послушали, рисунки нарисовали.
— Они найдут способ отчитаться, не волнуйтесь. Мы сейчас все приспосабливаемся, притираемся к ситуации. Да, всё сложно, но пока по-другому не можем. Если говорить серьезно, то ситуация выявила проблемы контроля управления. Каждый педагог становится автономен. В нормальном режиме завуч ходит по урокам, сегодня у нас нет такой возможности. И времени нет. И бумаги пишем, и отчеты собираем. Исходя из соображений разумности, рекомендуем педагогам соблюдать нормы, в том числе и санитарные нормы при организации дистанта. Если есть вопросы, замечания — обращайтесь к классному руководителю, заместителю директора, директору. Если там что-то не получается, можно и к нам. Будем помогать.
— Понятно, что больше всего сейчас всех волнуют сроки: когда мы все-таки вернемся к нормальной жизни, в школы?
— Сказать сейчас, выйдем в мае или нет, невозможно. Мы, конечно, надеемся на лучшее. Если завершим учебный год в варианте дистанта, то итоговые оценки за год будут выставлять по оценкам трех четвертей, без последней.
— А что если и к сентябрю не закончится эта история? Рассматриваются схемы действий на такое развитие событий?
— Мы не рассматриваем, нет, мы более оптимистично смотрим в будущее.
Экзамены и выпускные
— Как будет организована итоговая аттестация?
— Министерство образования выпустило рекомендации по окончанию учебного года, и мы их выполнили: 22 мая у первых классов закончится год, 29-го — у всех остальных. Перенесли на 8 и 9 июня у 9-х классов экзамены, и у них будет всего два экзамена вместо четырех. Главное — чтобы мы провели итоговую аттестацию в очном режиме.
Как можно проводить на дистанте экзамены, мы пока не представляем. Поэтому готовим аудитории, видеокамеры, оборудование, усилим санитарные меры.
— Дети готовы к экзаменам?
— Надо честно сказать, что абсолютный объем материала уже выдан был на момент начала карантина. Мы провели все процедуры по выбору экзаменов, прошли все мероприятия по допуску. Если ребенок вовремя изучал программу, если не было пробелов, то всё пройдет нормально.
— Что с выпускными?
— Пока непонятно. Мы планировали городской выпускной — красивое большое мероприятие вместе с «Ночью музыки» на знаковой площадке. Очень хочется, чтобы всё состоялось 26 июня. Отказываться от планов пока не будем. С последними звонками сложнее — будем придумывать онлайн-варианты. У нас все равно 29 мая завершится учебный год. 1 июня стартует оздоровительная кампания. Выпускные в сентябре проводить нет смысла, выпускники уже определятся со своей дальнейшей судьбой, некоторые разъедутся. Но вот сдвиг на конец июня, наверное, возможен. Мы, конечно, всех известим, как только что-то станет известно.
Детские сады
— Тут один вопрос: когда? Когда уже они откроются?
— Ну, во-первых, я хочу сказать, 29 садов работают в режиме дежурных групп. Огромное спасибо всем руководителям, которые на себя эту работу взяли. На время карантина зачисляют детей из других садиков, из других районов. Эту работу ведут, с детишками занимаются. Большое спасибо персоналу детсадов. Будем ждать, когда откроются детские сады. Мы точно так же, как и вы, как и все, ждем указа губернатора на эту тему.
— О дежурных садиках. Правильно ли мы понимаем, что претендовать на места в них могут не только дети сотрудников муниципальных и государственных учреждений, а всех предприятий, которым разрешили работать?
— Да, всех, которые перечислены в указе президента и региональных документах. Есть порядок приема, нужны справки с места работы обоих родителей. Мы каждый день рассматриваем заявления, решение принимаем очень быстро, в течение двух дней.
— А если кто-то из родителей работает в сфере, в которой разрешено работать, но удаленно, можно рассчитывать на место?
— Если он работает удаленно, ему дадут справку, что он работает удаленно. Если работодатель напишет, что режим работы у сотрудника дома, то нет, не предоставим места. Мы хотим работать, дети скучают по садикам, педагоги — по детям, но мы должны разобщить детей сегодня, потому что ребенок может быть носителем.
— Некоторые садики предлагают детям тоже своего рода дистант…
— Заработал проект «Детский сад онлайн», он достаточно популярен. Там рекомендации воспитателей, логопедов, чем заняться с дошкольниками. Ничего сложного нет, но можно ребенка посадить перед экраном планшета, компьютера, чтобы он что-то полепил, порисовал, спел песенку, потанцевал, даже с логопедом позанимался.
Летние лагеря
— Неоднократно звучало и от вас, и от Министерства образования, что летняя оздоровительная кампания должна начаться в срок. Многие не верят в это, ведь даже авиасообщение приостановлено, санатории закрыты. Как лагеря могут открыться?
— Мы не привязаны к авиасообщению, к железнодорожному практически тоже. 17 наших лагерей, подведомственных администрации Екатеринбурга, находятся на территории Свердловской области. Мы готовимся, надеемся, что всё заработает в срок. 28 апреля опубликуем реестры, в мае будем выставлять квитанции на оплату. Мы и сейчас были бы готовы их выставить, но специально решили немного подождать, чтобы потом не пришлось возвращать деньги, если что-то пойдет не так.
— А по городским лагерям?
— Даты не сдвинуты, мы рассчитываем, что 1 июня городские лагеря начнут работать. Конечно, жизнь может внести коррективы, но мы пока надеемся, что всё состоится.
— Если что-то пойдет не так, что будет с теми, кто записался на первую смену?
— Будем думать, обсуждать с Министерством образования региона. У нас ведь есть обязательства не только перед родителями, но и перед регионом, каждая путевка субсидирована, есть целевые показатели оздоровления, мы их должны выполнять. Возможно, будем сдвигать начало смен, их продолжительность, но все по согласованию с министерством. Я сейчас боюсь что-то определенное говорить, да и не могу. Мы не знаем этого пока.
Новый набор в садики
— В мае пройдет комплектование новых групп в детских садах. Есть принципиальные новшества в этом году? Появились преимущественные права у братьев и сестер тех детишек, которые уже ходят?
— Да, изменения в этом году связаны именно с этим новшеством, преимущественным правом братьев и сестер. До 1 мая у родителей, которые еще этого не сделали, есть возможность подать заявления по электронной почте на адрес районного управления образования о том, чтобы младшего ребенка приняли в тот же садик, куда ходит старший. Почему может не получиться? В случае если младшему два года, а в садике нет группы для детей младшего возраста. Тогда либо предложим другой садик, где есть такие группы, либо ребенок будет ждать, когда ему исполнится три года. Групп раннего возраста у нас недостаточно, к сожалению.
— Что с местами в садиках в Академическом и на Широкой Речке? Всегда больше всего проблем у родителей в этих районах.
— Мы открывали сады и будем открывать. Открывается садик на Тенистой, это Широкая Речка, на Славянской — это район Тихий Берег, Уктус. Но, к сожалению, всем мест не хватит. Сразу хочу сказать: лучше соглашаться на предложенное место в пределах разумной доступности, не надеяться на смену на более удобное, если вы живете в таких районах, как Юг-Центр, Ботаника, Академический, Широкая Речка. Если в Орджоникидзевском районе мы можем выбирать, перед подъездом садик или за домом — там действительно садиков много, — то в Академическом это сделать сложно. Хоть это единственный район города, где мы каждый год сдаем садики, но там прирост семей с детьми такой большой, что потребность сохраняется.
Строительство и ремонт
— Может ли ситуация как-то повлиять на планы по строительству и ремонту школ и садиков?
— Вообще, столько объектов, сколько сейчас строится, в системе образования не строилось очень давно. Новое здание 181-й школы на Краснолесье должны сдать, новые школы в Солнечном, Академическом. После капремонта должны открыться 49-я, 81-я, 43-я школы. Продолжают строиться пристрои к 173-й и 167-й школам. Новое здание 80-й школы на улице Калинина.
— То есть те школы, которые должны открыться 1 сентября, все откроются?
— Те школы, которые должны открыться, конечно, откроются, туда уже записаны дети, назначены руководители, набираются учителя, закупаются учебники. Всё сдадим. У нас сейчас подготовлены площадки под глубокую реконструкцию 40-й и 41-й школ, очень важно их построить, потому что дети учатся в зданиях других школ. На капремонте старое здание 25-й школы на Феофанова на Широкой Речке, начинается строительство на Верхнеуфалейской — это тоже Широкая Речка. Мы рассчитываем, что программа увеличения числа мест в школах будет в той же степени работать и дальше. Чтобы мы могли сохранить такие темпы, готовится обращение к губернатору о предоставлении средств.
— А с садиками как?
— Те, которые поставлены на капремонт, там работы идут. Где-то могут быть сокращения по ремонтам текущим — это наша большая боль: ремонт кровли, замена окон и так далее. Я не уверена, что мы сможем все планы выполнить, потому что нас ждет секвестр бюджета.
Обращение к родителям
— Во-первых, дорогие родители, всё будет хорошо, это однозначно. Я всегда искренне и честно это повторяю. Контакт с ребенком в семье ни один учитель не заменит. Родитель — это первый учитель. Если вы любите ребенка и желаете ему добра, то всё будет в порядке. Школа — это только помощник. Сегодня мы все в одной лодке, в сложной ситуации, но мы всё преодолеем. И все испытания должны всех нас сделать немножечко лучше.
А вот здесь мы собрали мнения экспертов о том, как дистанционное образование изменит наше будущее.