Переход школьников на дистанционное обучение для многих родителей — настоящее стихийное бедствие. Как организовать рабочее место ребенку и сделать так, чтобы за это время он не отстал от школьной программы? Об этом нам рассказал директор екатеринбургской школы №76 Игорь Климовских. Кстати, эта школа имеет большой опыт обучения на дистанте, поскольку сделала официально 6-й день недели — днем учебы на удаленке. Дети в субботу в школу не ходят, а программу за этот день проходят из дома, причем в удобное для них время.
Первый совет — не больше уроков, чем обычно
Мы наблюдали в прошлом году, что во время карантина, когда дети перешли на дистанционное обучение, количество заданий для детей неоправданно выросло. В итоге жаловались родители: нельзя же столько сразу! Вероятно, некоторые учителя восприняли режим дистанционного обучения как возможность дать детям все, что не успели за год. Очень важно помнить, что заданий точно не должно быть больше, чем это было бы при обычном режиме обучения.
Родители должны организовать рабочее место и весь процесс обучения
К сожалению, дети класса до седьмого, за редким исключением, не способны сами себя организовать. Не могут вовремя сесть за компьютер и выполнять работы, как фрилансеры. Только небольшой процент детей на это способны. Поэтому родителям придется потратить на это время — где они это время возьмут, к сожалению, никого не беспокоит. Нужно вовремя ребенка усадить за работу, включить компьютер, найти нужные учебники, убедиться, что ребенок выполняет задания.
Ни в коем случае нельзя делать задания за ребенка!
После опыта прошлого года, когда во время эпидемии ОРВИ школы перешли на дистант, мы поняли, что примерно 30 процентов детей задания сами не делали, их выполняли родители. Есть большое искушение у взрослых сделать все самим, это проще, чем объяснить, хочется сэкономить время и все быстро решить. Особенно в материале для начальной и средней школы. Я на каждом собрании говорю — пусть лучше ребенок получит двойку, но мы увидим реальную картину. А иначе после всего этого дети выйдут на занятия, сделают контрольные работы, и мы увидим, кто учился, а для кого это время прошло впустую. Помните, вы должны организовать работу и проверить выполнение, но не делать ее.
Как вообще происходит дистанционное обучение?
В этом задействованы различные электронные ресурсы, и школы должны сами рекомендовать их. У некоторых школ есть собственные программы и ресурсы, на которые есть и теоретический материал с видеоуроками, презентациями, виртуальными экспериментами и тестами. Некоторые используют такие системы, как «Я-класс»: там есть материал для всех классов, начиная с первого. Это эффективная система, с помощью которой педагоги могут отследить в том числе и то, сколько времени потрачено на выполнение задание, и даже то, откуда он его выполнял.
Что делать с физкультурой и ИЗО?
Здесь многое зависит от учителей, но современные технологии позволяют предъявлять результаты и по этим предметам. Сейчас у любого ребенка есть телефон, и он может, например, записать выполнение физического упражнения на видео и прислать это учителю. Рисунок по ИЗО, работу, выполненную по технологии, — сфотографировать или отсканировать.
Как объяснять ребенку материал?
Родителям бывает сложно это сделать, потому что современные учебники отличаются от тех, которые были 20–30 лет назад. По современным стандартам ученик должен сам сформулировать тему, поставить проблему и решить ее. Родителей этому не обучали. Поэтому в начальной школе при переходе на дистант учителям нужно подробно расписывать каждый шаг. Это можно делать и в электронном журнале, если у родителей есть доступ. Есть огромное количество видеоуроков на различных ресурсах. В школе должны рекомендовать эти ресурсы, чтобы помочь родителям.
Например, есть такой ресурс, как Российская электронная школа, — это школьный курс уроков от учителей России. Мне не очень нравится, что там однотипные задания, но хороших видеоуроков там много. Есть Академия Хана, теперь она есть и на русском языке. Там видео построены так, что не видно учителя, есть голос и виртуальный мел на виртуальной доске, есть методические материалы, фото и видео.
В начальной школе, конечно, с этим сложнее, но если школа переходит на дистанционное обучение, родители имеют право и должны требовать от школы, от учителя подробной инструкции, какими ресурсами пользоваться, что смотреть, что объяснять ребенку, какие задания и как он должен выполнять. Вообще в такой ситуации очень много зависит от учителя, от того, насколько он готов работать онлайн. Кто-то использует скайп, видеоконференции, организует чаты, кто-то живет в «Инстаграме». Конечно, на обычном живом уроке работать проще, потому что сразу видишь глаза, обратную связь, так работать эффективнее. Но в такой ситуации надо использовать все возможные ресурсы.
Что будет с подготовкой с ЕГЭ и ОГЭ?
В нашей школе мы индивидуальные консультации не отменяем. Они идут и будут идти, потому что дети должны готовиться к экзаменам, приходить и задавать вопросы.
На самом деле в переходе на дистанционное обучение есть и хорошие моменты
Опыт прошлого года показал, что те дети, которые сами занимались и сами прошли материал, в итоге усвоили его лучше. Самостоятельно изученная тема остается в памяти гораздо дольше. Многие темы в программе проходят не один раз, к ним возвращаются. И мы видим, что эти темы, которые изучались самостоятельно, дети помнят лучше.
Напоследок — небольшой лайфхак. «Ростелеком» разместил в свободном доступе на цифровой платформе Wink контент из раздела «Ростелеком. Лицей». Школьники 5–11 классов могут подтянуть свои знания и подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по математике, русскому языку, алгебре и геометрии. Бесплатно доступны образовательные блоки и модули подготовки к экзаменам.
Одновременно в свободном доступе будет кино по произведениям школьной программы и фильмы на исторические темы.