Никакого sex education в школах Екатеринбурга нет. Эта позиция вполне официальна: чтобы не сказать чего-нибудь, что могут не одобрить родители, на всякий случай не говорят ничего. Кроме курса биологии, где рассказывают о технической составляющей появления детей. Всё остальное, в том числе то, что связано с безопасностью контактов, целиком отдано на откуп семье и всемогущему интернету.
Между тем половые контакты стали основным путем передачи ВИЧ-инфекции среди вновь выявленных. По данным Екатеринбургского городского центра медицинской профилактики, в 2019 году выявили чуть больше тысячи новых случаев. По статистке, примерно треть зараженных не знает о своем ВИЧ-статусе. Эту тему поднял в новом фильме журналист Юрий Дудь, и после его выхода уральцы выстроились в очередь на экспресс-тесты.
— Школа очень боится сказать лишнее, в наше время можно вылететь с работы и даже сесть за не то сказанное, — говорит екатеринбурженка Инна, мама подростка. — Никто не готов взять ответственность. Просвещение считается пропагандой раннего секса, знание о существовании гомосексуализма приравнивается к растлению детей.
В 80-х секс до брака осуждали, а в 90-х взялись за половое воспитание
В конце 80-х старшеклассники проходили курс «Этика и психология семейной жизни». Основная мысль его была в том, что секса до брака быть не должно. Советским подросткам рассказывали про любовь и взаимопонимание в браке, а ранние связи приравнивались к аморальному поведению. О безопасном сексе в учебнике речи не было. Очевидно, что таковым считался секс, которого не было вовсе.
Цитируем хрестоматию для курса «Этика и психология семейной жизни», рекомендованную Министерством просвещения СССР, выпуск 1986 года.
— Беременность и роды в подростковом возрасте представляют серьезную угрозу здоровью, а подчас и жизни юной матери и ее ребенка. Как отвести эту угрозу? Многие западные ученые делают вывод о том, что необходимо широко рекомендовать молодежи противозачаточные средства и, в частности, гормональные таблетки. Такой подход вызывает у советских специалистов категорические возражения. Вопрос должен стоять не о противозачаточных средствах, а о предупреждении ранней половой жизни. Так и только так! Преждевременная половая жизнь оказывает опустошающее воздействие на здоровье и эмоционально-психическую сферу молодых людей.
В 90-е, когда страна узнала про секс до брака и вместо брака, а также про эпидемию ВИЧ, за половое воспитание взялись всерьез — насколько умели. Так, всемирный день борьбы со СПИДом, 1 декабря, в школах отмечали диктантом для старшеклассников о том, как защититься от инфекции, где в том числе говорилось о презервативах. На уроках биологии деликатные темы объясняли при помощи документальных фильмов, а на внеклассные занятия могли приглашать акушеров-гинекологов.
Журналы «Пионер» начали раскупать моментально после появления там рубрики «Переходный возраст», а за легендарной книгой «Откуда берутся дети» (А. Аудариня и М. Путниньш, 1989 год) в книжных магазинах выстраивались очереди.
Школы не берут на себя ответственность
По словам психолога муниципального центра «Диалог» Светланы Котовой, сейчас нет единой государственной линии, как рассказывать детям про секс и безопасность, поэтому школы действительно не берут на себя такой ответственности. В то же время источников информации сейчас предостаточно, в очереди за книгой стоять не надо.
— Наш центр делает материалы по профилактике ВИЧ для подростков. По запросу мы готовы работать со школами, но запросов от учебных заведений не было. Официальной стратегии в школе действительно нет, — говорит специалист.
По словам Светланы Котовой, школьный психолог может поговорить с родителями на собрании, напомнить, чтобы они, в свою очередь, разговаривали на эту тему с детьми. Но сам школьный психолог без запроса родителей с детьми разговаривать на эти деликатные темы тоже не будет. Если вдруг скажешь больше, чем написано в учебнике биологии, то всегда найдутся мамы и папы, которые будут обвинять школу в развращении детей.
— В психологическом сообществе эта тема активно обсуждается, — рассказывает эксперт. — Есть специалисты, которые убеждены, что половое воспитание в школах должно быть, другие выступают против — не лезьте, не провоцируйте, эта тема сейчас очень конфликтна. Мое мнение: если половое воспитание вводить в школьную программу, то должна быть четкая система, педагогов по этой теме нужно обучать, сертифицировать. Преподавать могли бы психологи или школьные учителя, которые имеют у ребят авторитет.
Впрочем, в некоторых школах специалисты по воспитательной работе могут приглашать экспертов для лекций на тему полового воспитания и безопасности, если родители не возражают. Это уже идет как часть внеклассной работы, но даже подобный подход — скорее исключение, в большинстве школ нет и этого.
Так что о половом воспитании сейчас приходится думать родителям, к счастью, на помощь приходит хорошая литература и тематические интернет-проекты. Другое дело, что в потоке информации лучше бы направить подростка на те источники, которым можно доверять.
— Подсунуть хорошую книгу — на самом деле, не самый плохой вариант, особенно в тех семьях, где не сложилась практики откровенного доверительного общения на деликатные темы, — считает Светлана Котова. — Очень часто разговаривать об этом стесняются и родители, и дети, это тоже вполне естественно. Считается, что разговор о сексе уместно начинать, когда подростку лет 11–12, но у кого-то это может быть раньше, у кого-то — позже.
Самое главное, считает психолог, обозначить в таком разговоре свою поддержку. Проговорить, что изменения, связанные со взрослением — нормально, а задача родителей — помогать и защищать. Запреты и запугивания скорее могут привести к тому, что подросток будет стремиться попробовать то, чего нельзя. Но начинать разговор о сексе все-таки лучше не с вопросов безопасности, а с отношений. И в тех семьях, где родители и раньше рассказывали ребенку, как вести себя с противоположным полом, потом не возникает сложностей с разговором и про физическую любовь, и про контрацепцию.
Как вы считаете, должна ли школа в какой-то мере заниматься половым воспитанием?
Расскажите, говорят ли учителя о сексе в вашей школе или школе, где учатся ваши дети? Как вы считаете, достаточно ли этой информации? Или можно было бы давать ее полнее? Пишите в комментариях или на нашу редакционную почту news@corp.e1.ru.
Почитайте интервью с сексологом Екатериной Кацман о том, как начинать говорить с детьми на гендерные темы.
А вот здесь — интервью с акушером-гинекологом о том, с какими проблемами могут столкнуться девочки во время полового созревания.