Мама пятиклассницы из 32-й школы обходит чиновничьи кабинеты, чтобы обезопасить своего ребенка: по ее словам, в классе, где учится ее дочь, есть агрессивная девочка, которая терроризирует всех детей.
— Она находит себе какую-нибудь жертву и дубасит, потом жертва меняется, — рассказала Анастасия. — Раньше мою дочь как-то не трогала, но в ноябре произошел неприятный инцидент на физкультуре. У моей дочери было освобождение, она сидела на скамейке. В какой-то момент одноклассница с силой ударила мяч о стену, он отскочил и ударил в голову моей дочери. У нее в глазах потемнело, но решили, что ничего серьезного, оставили до конца уроков.
Дома девочка почувствовала сильную головную боль. В «девятке» поставили диагноз: «ушиб мягких тканей в височной области, цефалгический синдром». Затем подтвердился синдром вегетативной дисфункции, нестабильность шейных отделов позвоночника. Больше месяца девочка не училась. По словам мамы, ее мучили головные боли. А когда школьница вышла на учебу, обидчица вновь проявила агрессию. Со слов пострадавшей, она подошла сзади, схватила за руку и ударила одноклассницу об угол парты.
Мама разговаривала с учителями, директором, но добиться решения конфликта не получилось. Результата не дала и попытка поговорить с родителями девочки, которая совершает такие поступки. Тогда Анастасия подошла к самой обидчице и попросила больше к ее дочери не подходить, пообещав, что напишет заявление в полицию.
К слову, обещание свое она выполнила. Но тот разговор с ребенком обернулся против нее, в школе ее предупредили, что она не вправе общаться с чужими детьми. В полиции в возбуждении дела отказали. В администрации школы представляют эту историю так, что пятиклассница получила ушиб случайно, во время игры, и никто особенно не пострадал.
Между тем мама уверена, что надо что-то делать: она написала обращение в Министерство образования, к уполномоченному по правам ребенка, записалась на встречу в департамент образования. Информацию о том, что в классе есть девочка, которая не дает одноклассникам житья, подтвердили и другие родители. Говорят, что иногда она может стукнуть кого-нибудь, ткнуть ручкой, одному мальчику ручкой чуть не попала в глаз. Изрисовывает чужие портфели.
При этом они отметили, что подключить к конфликту школьного психолога не получилось — родители девочки не дают согласие, чтобы с ребенком общался психолог. Еще одно письменное заявление с просьбой урегулировать конфликт, вызвав на беседу все стороны, мама написала на имя директора школы.
Конфликт прокомментировали в департаменте образования Екатеринбурга.
— В конце прошлого года на уроке физкультуры во время выполнения упражнения с волейбольным мячом в парах в ученицу школы, которая сидела на скамейке в спортивном зале, имея освобождение от урока, попал волейбольный мяч, который пнула одноклассница. Ученица сообщила об этом учителю физкультуры, который осмотрел ребенка, — рассказали в департаменте. — Так как никаких повреждений и жалоб от ученицы на плохое самочувствие не было, девочку оставили на занятии, пересадив подальше от играющих ребят. В течение дня она не обращалась ни к классному руководителю, ни в медицинский кабинет.
Несчастный случай в школе расследовался, в этом приняла участие и инспектор по делам несовершеннолетних.
— В конце января 2020 года на перемене вышеупомянутые одноклассницы столкнулись, проходя мимо парт, в результате чего одна получила царапину на руке. Ученице оказали медицинскую помощь, обработали царапину зеленкой и сообщили маме, — пояснили в департаменте повторный инцидент между пятиклассницами. — По данному факту проведено расследование, составлен акт расследования несчастного случая. Расследование не выявило умышленных, преднамеренных действий со стороны ученицы, с которой столкнулся ребенок.
Также в департаменте подтвердили, что мама пострадавшей девочки пыталась провести беседу с ее обидчицей один на один, что недопустимо, о чем ее предупредили администрация школы и инспектор ПДН. Все проверки, которые проводили по этим инцидентам прокуратура, районное управление образования, уполномоченный по правам ребенка, нарушений не выявили.
— Администрация школы предложила двум родительницам перейти к конструктивному решению конфликтной ситуации и встретиться в школе, — заключили в департаменте.
По мнению Анастасии, если сейчас не решить проблему, когда-нибудь какой-нибудь ребенок может серьезно пострадать.
По словам психолога, автора книг о детской безопасности Анастасии Береновой, в подобной ситуации лучшее, что могут сделать родители, — поговорить с детьми в классе, что им нужно объединиться. Если они будут сами защищать друг друга, у агрессора не будет шанса противостоять всем.
— Конечно, обратиться к психологу можно заставить не всегда, — говорит Анастасия. — Да и не всегда это поможет. Но дети и родители могут сейчас научиться обходиться с происходящим. Во-первых, объединиться! Не для того, чтобы организовать «темную», конечно. А для того, чтобы всегда и всем давать отпор: «никто не может обижать никого». Для этого можно также выучить с ними несколько приемов контратак в драке и несколько фраз, которые будут использованы как ответ на агрессию, например, «не смей на меня орать» и так далее, причем надо говорить их четко, уверенно и не теряя равновесия внутри, например, натренировать спокойное дыхание «4 секунды вдох — 4 секунды выдох».
На практике, уверена эксперт, обычно агрессор, получающий стойкий и уверенный отпор единого коллектива, понимает, что так вести себя невыгодно. Кроме, конечно, случаев, когда он явно не может контролировать себя. В случае, если ребенок всё равно никак не справляется с собой и не понимает, что творит, к сожалению, действенной оказывается только работа с психиатром. Но сплоченный, уверенный коллектив тоже справится с этим гораздо легче.
По словам Анастасии Береновой, это в целом напоминает принципы построения гражданского общества в отдельно взятом классе.
Подробнее о том, как ребенку противостоять агрессорам, читайте в нашей инструкции.