Образование мнение «Была журналистика, а станет управленческая единица»: открытое письмо журналиста ректору УрФУ

«Была журналистика, а станет управленческая единица»: открытое письмо журналиста ректору УрФУ

Анатолий Ефремов участвовал в выборах нового директора департамента журналистики и остался в шоке

Журналист написал открытое письмо ректору Уральского федерального университета

В пятницу в УрФУ с аншлагом прошли публичные слушания программ развития, которые составили кандидаты на пост директора департамента журналистики. Напомним, что Борис Лозовский, руководивший журфаком с начала 90-х, сложил полномочия в 2019 году. Замдиректора Сети городских порталов и преподаватель направления «Медиакоммуникации» УрФУ Анатолий Ефремов под впечатлением от услышанного решил публично обратиться к ректору университета Виктору Кокшарову, которому в итоге предстоит выбрать нового директора.

— Виктор Анатольевич, журфак УрГУ (сообщество еще долго будет называть его именно так) всегда был пристанищем свободолюбивых талантливых гуманитариев. И хотя в редакциях, положа руку на сердце, часто хаяли и хают уровень подготовки его выпускников, журфак дал начало школе уральской журналистики, которая славна на всю страну своим профессионализмом, своей любовью к делу, своими принципами. Я много общаюсь с коллегами-журналистами по всей стране и вижу, что слава эта стопроцентно оправдана. Всего этого не было бы без той вольницы, творческой атмосферы, которая всегда царила на журфаке. Факультет прошел через ревущие девяностые, через тяжелое начало нулевых и не растерял этой атмосферы.

Но наступили десятые, и классический университет канул в лету. Журфак последовал за ним. Стал одним из легионов департаментов, входящим то ли в УГИ, то ли в УГУ, то ли в еще какое ГОЭЛРО.

Люди, которые верны традициям журфака, остались. Остались преподаватели, которые помнят эту вольницу и стараются вложить в студентов дух старой школы.

Это длинный пролог к основной теме моего письма, но он очень важен. Потому что сейчас вам, по сути, предстоит выбрать, по какому пути дальше пойдет журфак. Я выслушал программы от двух кандидатов — доцента кафедры периодики Владимира Волкоморова и доцента кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга ИнЭУ Алексея Скуратова. И у меня на самом деле есть вопросы к ним обоим. Волкоморов как выходец с журфака понимает проблемы и департамента, и его образовательных программ. Но у него нет опыта управленческой и административной работы. И это, конечно, может в дальнейшем создать проблемы в работе департамента. У Скуратова такой опыт есть. Но вообще нет понимания сути работы медийщика.

Программы у обоих вышли очень общими и абстрактными. Только если в программе Волкоморова видно, что он ее делал как мог, но сам, программа Скуратова оставляет впечатление, как будто ее откуда-то скопировали. Взять хотя бы пассаж в духе «одна из задач — повышение значимости департамента в регионе для органов государственной власти и бизнеса». Нет, ну это, конечно, важно для СМИ — иметь значение для государства и бизнеса. Но это вообще не первоочередная задача для журналиста. И дальше там покатилось: стажировки преподавателей в зарубежных СМИ (на минуточку, зарубежный медиарынок принципиально отличается от российского), создание советов представителей отрасли, повышение наукоемкости, развитие работы с большими данными, цифровизация. Ни слова о том, как студентов будут готовить к работе в медиа — все про то, как департамент будет развивать учебный процесс ради учебного процесса. Но, как сказал мой коллега Богдан Кульчицкий из 66.RU, журналистика — это не наука, это ремесло.

Я все самые важные практические знания получил на стажировках в реальных редакциях.

Наверно, нет больше ни одного факультета, где студенты начинают выходить на работу со второго, с первого курса, перестают из-за этого ходить на учебу, и это в порядке вещей для всех, включая преподавателей. Учеба ради учебы — это не про журфак.

Еще две вещи, которые меня очень удивили. Первая — что Алексей Скуратов уже предварительно договорился с разными инвесторами, которых он намерен заводить на факультет, чтобы те устраивали тут коворкинги, брендировали аудитории, переводили кафедры в Дом кино. Но это личностное, я понимаю, что департамент нуждается в обновлении аудиторий, материальной базы, в каких-то новых активностях, средства на которые надо привлекать со стороны. Вопрос в том, что инвесторы просят взамен. Он открыт. И я сомневаюсь, что все эти инвестиции будут сделаны исключительно из филантропских побуждений.

Вторая — представление Скуратова о том, про что вообще департамент журналистики. Примерная цитата: «Департамент журналистики не равно журналистике, это управленческая единица». Вот так: была журналистика, а станет управленческая единица. Он, конечно, имел в виду, что это и рекламно-маркетинговые направления, и вообще сегодня медиарынок больше не распилен на отдельно журналистику и отдельно пиар, рекламу и маркетинг — это действительно так. Только есть один нюанс: я знаю много хороших пиарщиков, которые пришли в пиар из журналистов. И единицы хороших журналистов, которые пришли из пиара. Впечатление создается, что из департамента журналистики сделают департамент рекламы. С большими данными, цифровизацией и наукоемкостью. А кто будет работать журналистами?

Как журналист я, безусловно, не имею права занимать какую-то конкретную сторону. Но меня звали на эти слушания дать свою экспертизу программам. Чтобы ее озвучить, времени после слушаний не осталось. Поэтому я дал эту экспертизу здесь. И как представитель профсообщества, и как преподаватель, и как выпускник одного из самых свободных факультетов Екатеринбурга.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления