— Мы сбежали из первого класса обычной школы на второй неделе, — говорит Лилия, мама первоклассника. — Моему сыну там было некомфортно, ребёнок нервничал. А сюда пришли — и почерк выровнялся, и в арифметике огромный прогресс. Здесь всё логично, система выстроена понятно и последовательно.
В этом маленьком классе всего несколько парт и конторок и меньше десятка учеников. Во время одного урока дети несколько раз встают из-за парт и продолжают занятия, стоя за конторками. Не привыкшим к долгому сидению первоклашкам так удобнее, к тому же нет такой нагрузки на спину, и это считается профилактикой сколиоза.
На партах у ребят учебники, которые будто совершили скачок из советского прошлого или сошли с картины «Опять двойка». Так выглядит школа «Орлёнок». Формально ученики находятся на семейном обучении, но их родители нашли таких же единомышленников и объединились в класс. У них есть программа, соответствующая ФГОС, учителя, методический материал и эти самые учебники.
— Где-то год назад мне знакомый показал видеоролик: в Москве выпускают сталинские учебники для начальной школы. Там объяснялось, зачем они это делают, почему учебники так хороши, — рассказывает папа первоклассника Максим Руколеев. — Учебники того периода считаются золотым стандартом, они лучшие для начальной школы, простые для усвоения, понятные. Даже само оформление книг отличается от современного. Я посмотрел, мне стало интересно, сына как раз было пора записывать в первый класс, я стал искать, где учат по таким учебникам, и оказалось, что нигде.
Максим Сергеевич взялся за поиск единомышленников, и они нашлись, в том числе и родители, которые сами работают педагогами. Объединились, нашли класс (это помещение в офисном центре), купили учебники, нашли педагогов, и 1 сентября их первоклассники пошли в эту школу.
— Не страшно? — спрашиваем у родителей. — Все-таки школа — это система, а у вас, получается, эксперимент.
— Программа соответствует стандартам, аттестацию дети могут проходить в обычных школах, и мы уверены, что они с ней справятся, — считает Максим Руколеев. — Проблема современного образования в том, что в первые же годы, в начальной школе, дети теряют интерес, мотивацию. Но, когда ребенку понятны задания, он выполняет их последовательно, то интерес не пропадает. А если сложность поставленных перед ребенком задач увеличивать постепенно, то появляется уверенность в своих силах. Неужели лучше пойти в обычную школу ради социализации, о которой часто говорят, но отбить интерес к учебе и получению новых знаний?
— Вернуться в муниципальную школу мы всегда можем, — убеждена Екатерина, мама единственной пока в классе девочки, она по специальности педагог, преподаватель иностранного языка. — Вопрос в другом. В начальной школе закладывается фундамент. На мой взгляд, надежный фундамент нужно закладывать именно с помощью советских учебников, проверенных временем.
В расписании школы есть ручной труд, а не технология, природоведение, а не окружающий мир. А еще есть чистописание. Ради того, чтобы дети научились писать правильно и красиво, родители сами находят типографии, где можно распечатать прописи с высокой разлиновкой, таких теперь не выпускают нигде. Здесь считают, чистописание прививает детям навык крупного отрывистого письма букв. Именно такой способ, в отличие от безотрывного письма, предотвращает скованность мышц и нарушения осанки.
Здесь убеждены, что чистописание — это не просто блажь, это важная часть в работе коры головного мозга, в формировании координации. В конечном счете это то, что помогает лучше развиваться и усваивать информацию. Поэтому здесь сначала учатся писать автоматическим тоненьким карандашом, а затем приступают к работе с перьевой ручкой. А перед тем, как вообще начинают что-то писать в тетрадках и прописях, первоклассники отрабатывают новые элементы букв мелом на индивидуальных деревянных разлинованных дощечках.
Всё это понимали педагоги, которые составляли программы и писали учебники в советское время.
— Мы открываем методичку и видим, что методички и учебники составлял целый коллектив заслуженных педагогов, профессоров, — говорит Екатерина. — Этот учебник продуман до мелочей. Когда ты понимаешь всю логику построения урока, и все системно и логично — да, этому больше доверяешь. Ведь по новым школьным программам родители даже объяснить материал из учебника не могут, он им просто не понятен. А здесь материал излагается предельно ясно для ребенка, дается много заданий для закрепления пройденной темы, нет перепрыгиваний из одного в другое. И результат совсем другой.
Екатерина с самого начала не хотела отдавать дочь в обычную школу — из-за отсутствия фонематического слуха девочка, по мнению мамы, вряд ли смогла бы легко осваивать современные программы в большом классе. Она долго искала альтернативные варианты, но в итоге нашла эту школу, и теперь ездит с Сортировки на Комсомольскую, почти через весь город каждый день, но успехами дочери очень довольна, эмоционально для нее это как первый полет Гагарина в космос — девочка учится наравне с другими, у нее все получается, и она с радостью ходит в школу.
Единомышленники, придумавшие «Орленок», убеждены, что не только логика, простота и последовательность ценна в этих учебниках, но и воспитательный компонент. На картинках изображены люди — дети и взрослые — с добрыми лицами, часто они изображены в ситуации, когда они трудятся, дети помогают взрослым. Даже цвета, графика иллюстраций смотрятся очень естественными, да и самих по себе картинок не так много, в отличие от современных учебников, пестрота которых мешает ребенку сосредоточиться на учебном материале. В сталинских учебниках тексты наполнены смыслом.
— Сама формулировка «сталинские учебники» не отпугивает? Всё-таки советская идеология давно в прошлом…
— Мы взяли сталинские учебники не с целью вернуть коммунистическое прошлое, а потому, что видим ценность образовательных методик того периода, — говорят родители. — А те небольшие идеологические моменты, которые есть в учебниках начальных классов, даются в качестве экскурса в историю нашей страны. Иногда встречаются понятия, которые дети сейчас не знают — колхозники, например, или пионеры, объясняем, кто такие. Или, к примеру, Володя Ульянов из рассказа в учебнике «Родная речь» предстает перед нами прилежным и способным учеником гимназии, который имел такие нужные для любого школьника качества характера, как терпение, усидчивость и внимательное исполнение заданного учителем. И здесь мы видим не идеологию, а воспитание положительных качеств первоклассника.
Пока школа «Орленок» — это один первый класс. Родители платят сумму, которой хватает на аренду помещения класса, учебники, мебель, труд педагогов. Единомышленники планируют расширяться и не бросать свою идею после начальной школы, они уверены, что и с ЕГЭ их ребята справятся, потому что по уровню знаний они точно не отстают от сверстников из обычных школ.
Почитайте истории родителей, которые перевели детей на семейное обучение. Ради чего они это сделали и с какими трудностями пришлось столкнуться.