В прошлом году в Екатеринбурге впервые заработали кванториумы — условно их можно сравнить с дворцами технического творчества, которые существовали в советское время. Самый крупный из них находится в Ельцин центре, и в нем семь квантов, или, переводя на более знакомый язык, кружков, в каждом из которых можно учиться три года. На днях здесь отметили первый день рождения. Педагоги кванториума проходят подготовку в «Сколково», а сама программа — федеральная. Для детей это бесплатно.
По словам начальника технопарка «Кванториум» в ЕЦ Марии Хмельницкой, желающих обычно больше, чем мест (сейчас занимается 900 человек), но никакого отбора нет, берут тех, кто успел вовремя записаться. Программа рассчитана на подростков 11–17 лет.
Промробоквантум — одно из самых популярных направлений: это напоминает что-то среднее между детской площадкой, где парни гоняют машинки, и серьёзным офисом IT-компании. Сделанные ребятами роботы гоняют по своим траекториям, а на почетном месте строит робот промышленного назначения.
— Сначала мы учимся собирать, потом программируем, потом запускаем, отрабатываем разные моменты, надо, чтобы робот не врезался, проезжал по определенному алгоритму, — рассказывает педагог квантума Альбина Макаревич.
По ее словам, чтобы заниматься робототехникой, не обязательно быть классическим технарем по складу ума, хотя мальчишек здесь занимается больше, чем девчонок. Главное — это логика, на ней все строится. Одним из своих самых крутых проектов здесь считают полностью роботизированный прототип велопарковки, которая позволяет брать и сдавать велосипеды у станций метро без участия какого-либо персонала. Вероятно, так и будет выглядеть наше будущее, когда эти дети подрастут.
Здесь вообще всё — про будущее.
Ребята, которые занимаются промышленным дизайном, моделируют фантастические ситуации на заданную тему — им нужно придумать конкретные вещи, чтобы решить проблемы вымышленных миров.
— Например, мир, в котором победила виртуальная реальность, и все торчат там, не могут оттуда выйти — даже для того, чтобы поесть, в итоге люди умирают от истощения, — описал смоделированную ситуацию Игорь Черепанов, который занимается с подростками промышленным дизайном. — Есть проблема, есть люди, которым требуется помощь, и есть решение — ученик придумал диспенсер еды, который нужно заряжать, к примеру, раз в месяц, и он человека питает.
Другая придумка — для планеты, где есть проблемы с экологией, и галактическое сообщество обязует ее с этим разобраться. Так появляются мусорные контейнеры, способные распознавать человека, и то, насколько он соблюдает правила раздельного сбора мусора, и в зависимости от этого начисляет ему штрафы или поощрения. Вполне достойно сюжета для эпизода сериала «Чёрное зеркало». А потом ребята решают, можно ли приспособить свои идеи для нашей сегодняшней жизни.
По словам Игоря Черепанова, очень часто знаний и навыков из школы ребятам не хватает, чтобы браться за такие работы, но постепенно появляется азарт. Многим приходится искать, узнавать, гуглить, прежде чем рождается идея. Теоретически, для того чтобы мыслить подобным образом, в школах есть проектная деятельность, но очень часто под проектами в школах подразумеваются простые рефераты, которые к тому же наполовину пишут родители.
— Воображение это не проблема, проблема в том, как его использовать, — считает педагог. — В обычной жизни полет фантазии не нужен. Но когда требуется создать что-то новое, то воображение начинает работать.
В космоквантуме занимаются не будущие космонавты, как можно было предположить. Павел Скрипченко, главный в этом квантуме, утверждает, что еще лет десять назад так было, можно было сказать, что дети бредят космосом и мечтают о нем. Но у нынешних подростков совсем другая парадигма — они рациональны, ставят себе вполне конкретные цели и готовы их добиваться.
Здесь ребята делают модели спутников и ракет, а еще изучают космические технологии для того, чтобы использовать их в нашей жизни.
— Например, есть технология дистанционного зондирования земли, поверхности, можно при помощи гиперспектральной съемки определить фазу вегетации растений, — объясняет Павел Скрипченко. — Ну, условно говоря, определить, созрело зерно на полях или не созрело. А мы с ребятами решили собрать ручной сканер, который позволит определять фазу вегетации растений, например, в супермаркете. Какой-нибудь банан или яблоко: созрели или нет, или уже испортились, покрыты парафином или нет. Понимаете, для космоса же очень много сделано, а мы хотим интегрировать эти технологии в нашу жизнь, потому что повседневный технологический уровень растет не так быстро.
Все свои проекты воплощают в стадию конкретных предметов ребята в хай-тек-цехе. Как говорит его руководитель Сергей Ивашов, здесь умеют разбудить в человеке инженера, который может не только придумать и нарисовать, но и сделать по своей задумке вещь, и эту вещь можно потрогать руками. Для этого тут есть все — от различных станков до 3D-принтеров.
Все это вместе вписывается в концепцию так называемой вытягивающей образовательной модели — когда детям ставятся более сложные цели, и тогда появляются новые идеи, интересные проекты.
— Они получают задачи от наших реальных партнеров, потому что иногда дети могут придумать то, на чем взрослый мозг застопорился, — говорит Мария Хмельницкая. — Самая главная наша задача, миссия — научить ребят ставить глобальные цели. А не только заработать на машину и квартиру, потому что этим же не ограничивается жизнь.
Занятия в кванториумах проходят дважды в неделю, в две смены, есть еще мероприятия, которые проходят по выходным. Запись открывается в июне. Продолжительность обучения — три года. Если не получилось попасть в один год, можно попробовать на следующий. Подробности о направлениях и о том, как подавать заявки, — здесь.
Почитайте наш обзор того, какие суммы екатеринбуржцы тратят на дополнительные занятия для детей.
А вот здесь — советы специалиста по профориентации о том, как помочь подростку выбрать свою профессию.