Образование мнение «Скоро студентов будет некому учить»: преподаватель вуза о сильнейшем кризисе в образовании и науке

«Скоро студентов будет некому учить»: преподаватель вуза о сильнейшем кризисе в образовании и науке

Почему дома будут строить рабочие без квалификации, а за их надёжность нельзя будет поручиться

Сейчас на стройке работают в том числе и люди со строительным образованием, но скоро квалифицированные инженеры-строители и прорабы могут пропасть как вид
Источник:

Про зарплаты ассистентов в 11 тысяч рублей, основной возраст профессоров — 70–80 лет, невозможность защитить кандидатскую и докторскую диссертации — об этом и многом другом в своей авторской колонке рассказывает доктор технических наук Михаил Титов.

У нас в образовании есть несколько звеньев: студент, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Профессора готовят доцентов, доценты готовят ассистентов, а все вместе они учат студентов. Эти звенья должны функционировать непрерывно, младшие должны расти, повышать квалификацию, со временем замещая старших.

Переход из ассистентов в доценты возможен только через аспирантуру с написанием и защитой в научном совете диссертации. То же с переходом из доцентов в профессора, только надо пройти докторантуру и написать диссертацию.

А теперь представим ситуацию: бывший студент поступил в аспирантуру. Что мы можем ему предложить? Работу ассистента — в нашем регионе это 11 тысяч рублей в месяц. Если нет другого мотива — никто не пойдёт. Стипендию ему не платят, надо где-то подрабатывать.

Но допустим, ему хватает 11 тысяч. Сейчас можно поступать только к профессору, к доценту уже нельзя — такое правило. Всё бы ничего, но профессорам — уже за 70 и за 80 лет. Сейчас ни один доцент не хочет стать профессором, потому что смысла нет, зарплата больше всего на 25–30%, а трудозатраты… Если кандидатскую диссертацию можно за 4 года сделать, то докторскую меньше чем за 7–10 — нет, с тобой просто разговаривать не будут, и это тяжёлый труд. Люди не идут на это.

Кандидатскую диссертацию защитить негде, я уже не говорю о докторской. По нашей специальности, по технологии, совет остался только в Москве и периодически работает в Санкт-Петербурге: то закроют, то откроют. При существующих правилах профессура выбывает, ассистенты автоматом как звено выпадут, останутся только доценты. Но сейчас у нас самому молодому 55 лет.

Совсем скоро студентов будет некому учить, а они уже набраны — всё рухнет в одночасье.

Мы сами из этой ситуации выбраться не сможем. При этом наша специализация, «Технология и организация строительства», обеспечивает квалифицированными кадрами всех генподрядчиков, подрядчиков и субподрядчиков. Все они при этом рассуждают так: «У меня молодёжь работает, им работать ещё лет 20 как минимум, а этот вопрос не горит. Есть государство — это же вопрос государственной важности, пусть они там думают в Москве».

С генподрядчика ничего не возьмёшь: если у него какие-то деньги заводятся, он на них прибыль себе создаёт, строя высотки. Инвестору нужно вложить, продать, получить прибыль — он мимо образования проходит. Тем, кто уже отучился и работает сейчас на стройке, уже неинтересно, что там происходит.

То есть образовательное поле в области технических наук оказывается вне всяких интересов. Все думают: ну учатся и учатся, будут и дальше учиться. Не будут. Это же не только в нашем институте, везде такая ситуация. В Барнауле по технологии даже докторов наук нет. В Новокузнецке, Иркутске — то же самое.

В итоге не будет хороших инженеров, которые могли бы обучать техников. Инженер — это человек, который в 7 случаях из 10 правильно решает задачу, когда нет всех исходных условий — техник этого не может. Инженер может стать учёным, техник не может.

Общество без науки — тупиковое, оно не может развиваться. В наше время своей науки нет только в бывших и нынешних колониях.

И ещё один важный момент. Все нормативные современные документы делаются на научной базе 1970-х годов. Прошло 50 лет уже, всё поменялось, технологии другие: зимой за месяц льют 5 этажей из монолитного бетона, летом — 6. А мы не можем этому научить, потому что у нас учебники из 1970-х, так как на развитие науки денег нет. Потому нет и адекватных времени нормативных документов.

Зато в вузах ввели образовательные стандарты. Раньше мы могли добавить в программу что-то региональное: зимнее бетонирование, физические основы строительных процессов. Сейчас ничего добавить нельзя. Мы живём в регионе, где семь месяцев зима по климатологическому СНиПу, но мы не можем добавить зимнее бетонирование — это запрещено образовательным стандартом, а он один на всю страну, от Сочи до Якутска и Владивостока.

Государство под благовидными предлогами планомерно губит всё высшее образование. Это же не только в строительстве так, это во всём. Даже МФТИ, вуз из Долгопрудного, где самый высокий в стране проходной балл для поступления, испытывает те же проблемы. Министерство науки и высшего образования проводит политику, которая ведёт и науку, и высшее образование в ноль.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Рекомендуем
Знакомства
Объявления