Ирина Тебенева, в прошлом руководитель рекламного отдела ТРЦ «Гринвич», преподает маркетинг в УрГЭУ-СИНХе. Она рассказала о том, каково там работать, а студентам — учиться. С разрешения автора публикуем колонку.
Вез меня тут в пятницу таксист, говорит, закончил когда-то СИНХ с красным дипломом, поработал в Сбере, говорит, сократили, потому что экономисты не нужны, а нужны айтишники и несколько красивых девушек на входе. Я не знаю, виноват ли Герман Греф в увольнении этого таксиста, но зато понимаю, в каких условиях учатся эти самые экономисты в одном из лучших экономических вузов страны.
1. Неуважительные условия труда преподавателей и студентов. В вузе, который призван учить экономической рациональности, не умеют организовать самые простые вещи. Ключ от кабинета. Его надо брать на первом этаже на вахте. Стоять в очереди и расписываться в журнале. Когда ты заходишь в институт, это еще как-то [допустимо], но бегать между парами! То есть такой доктор наук ровно минута в минуту должен закончить пару и выгнать студентов, бежать на первый этаж сдавать ключ и брать от новой аудитории. Если ты в старом здании, то приходишь и ждешь в старом кабинете с женщиной-комендантом, которая кричит матом на клининг. Место одно, остальные стоят сиротливо в коридоре, ждут. Вместо того, чтобы пойти отдохнуть между парами. Студенты? Они не имеют возможности спокойно прийти в кабинет до начала пары, они ждут, когда препод сбегает. Теперь они не могут задать вопрос после пары, а препод — на него ответить, ему надо бежать с ключом. Почему нельзя держать кабинеты просто открытыми? Что там можно украсть? Сломанный стул? Кстати, все аудитории оборудованы камерами слежения за преподавателями — вдруг опоздают или раньше отпустят. То есть смысла закрывать нет. Почему нельзя брать ключи самим студентам?
2. Оборудование. Парты, я думаю, не обновляли со времен СССР, деревянные стулья или скамейки — просиди-ка целый день! Компьютеры тоже — атас! Я таких не видела лет десять, сегодня была в шоке, когда принесли нечто, ну и трансляция такая на стену. Куда только можно, ношу свой ноутбук. Кстати, все это оборудование тоже надо тащить на вахту, потому что лаборант до 17:00 работает, как и комендант. Зачем их таскать? Господи, я еще и расписываюсь за эту рухлядь. Да оставьте вы их. Неужели в институте, который получает с каждого студента по 150 000 рублей в год, с заочника — 60 000 и, наверное, какие-то деньги от государства, нет денег на современное оборудование классов?
3. Зарплата. Говорят, ставка не менялась десять лет! Неужели это правда? 200 рублей в час. Говорят, доктор наук получает 300! Неужели за такие деньги есть мотивация к новым формам обучения, проектным работам?
4. Мотивация студентов. Одна группа — заочники — все работники заводов, их заставили получить вышку! Зачем? Говорят, что поражены уровнем преподавания и знаниями, которые дают: поверхностно. «Дневники» — учатся на товароведов на таможне. Мечтают о стабильной зарплате. Смешные, у них с трудом получается разговаривать. Думаю: за полгода научу работать в команде, мыслить, креативить, делать проекты — это самые важные компетенции, — а их профессию заменят роботы.
5. Питание. В середине старого корпуса буфет 2 х 2 и отсутствует место, где можно поесть! Ну невозможно в таких условиях учиться!
6. Туалет. Пока не посещала — боюсь заблудиться. Они не на каждом этаже, совместные и для преподавателей и студентов.
7. Пожарная безопасность. Проходы в некоторых местах такие узкие, что не дай бог... Навигация института сложная, с первого раза не найдешь выход, таблички не везде и не соответствуют реальности. Не выйти!
8. Зачем же так мучиться? Потребность делиться знаниями — благотворительность такая вот. Еще и несколько людей откликнулись — готовы бесплатно рассказать свою узкую тему! Господи, наймите вы грамотных управленцев — такие программы можно забабахать! Уровень взаимодействия все еще советский, я училась около 20 лет назад в Академии госслужбы — и там все было современнее! У нас были диваны, чистота, красивое кафе, все оборудование, электронный проход. Я так понимаю, в СИНХе его до сих пор нет, есть узкий проход, будет пожар — все умрут! Дети сейчас ездят за границу, видят какую-то жизнь, а тут попадают не в прошлый век, а в позапрошлый. Если бы я была ректором, мне было бы стыдно.
Согласны с автором?
Мы обратились в администрацию вуза с просьбой прокомментировать претензии преподавателя и обязательно опубликуем их ответ, когда он будет подготовлен.
Мы также публиковали колонкуАндрея Чернова, который совсем недавно вел пары у студентов УрГЭУ-СИНХа, где он проработал семь лет. Он был доцентом кафедры истории и философии. Как считает сам Андрей, это время для него прошло зря. По его словам, изменения, которые то и дело инициирует государство в системе образования, ведут к ее полному развалу. А преподаватели с каждым годом нищают, не имея возможности содержать свои семьи. В результате Андрей ушел работать на стройку, где платят больше.