Что смотрят дети, когда их внимание поглощено телефоном? Типичная картина на любой детской площадке летом: малыши в песочнице, подростки — в смартфонах. Эксперты «Лаборатории Касперского» рассказали, какие запросы дети вводили в поисковиках, какими сервисами пользовались, что смотрели и во что играли в минувшие каникулы.
— Мы делаем глобальные исследования о пользователях во всем мире, речь идет о детях в возрасте, когда у них появляются телефоны и доступ к компьютерам, — от 6 лет и примерно до 16 лет, — рассказала Анна Ларкина, эксперт по контентному анализу. — Интересы российских детей полностью соответствуют трендам, им нужно то же, что и подросткам в Европе или Америке, российские дети от мировых трендов точно не отстают. Конечно, музыка может отличаться, но даже в музыке в эпоху интернета одни и те же предпочтения. Если прошлым летом больше слушали рэп, то в этом году заметно популярнее стала кей-поп-музыка.
Новости дети читали меньше, чем прошлым летом, и даже на порносайты ходили реже. Больше всего времени они проводили за просмотром видео на YouTube, фильмов и сериалов, за прослушиванием музыки и общением в соцсетях.
— Сервис Tik Tok взорвал все, это одна из самых посещаемых новых соцсетей, — прокомментировала Анна Ларкина. — Это социальная сеть, адаптированная под мобильные устройства — ее устанавливают на телефон, либо смотрят видео и лайкают, либо тоже снимают какие-то короткометражки. С одной стороны, это инструмент, который может помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал. С другой стороны, ребенок может выложить какое-то компрометирующее видео, которое могут использовать для буллинга. Все зависит от того, как родители находят общий язык с ребенком, все угрозы появляются от бесконтрольного использования таких сервисов, когда родители не интересуются, не объясняют, как этим пользоваться безопасно, а берут и жестко запрещают вообще все соцсети.
Если говорить об играх, которыми интересовались дети, то тройка лидеров осталась прежней — это Minecraft, Fortnite и Roblox. Причем если год назад казалось, что королевская битва Fortnite становится популярнее, то этим летом Minecraft и Roblox вернули свои позиции — возможно, потому, что не всем детям разрешают скачивать Fortnite.
Среди фильмов чаще всего дети искали новый фильм про Человека-паука, диснеевскую экранизацию «Аладдина» и новый боевик про Джона Уика с «мемным» Киану Ривзом. Среди сериалов самыми популярными стали «Очень странные дела — 3» и «Чернобыль».
Любопытно, что с выходом «Чернобыля» от HBO сразу увеличилось число поисковых запросов, связанных с радиацией.
— Интересы детей и взрослых не так уж сильно отличаются, — говорит эксперт. — Взрослые больше читают новости или интересуются автомобилями, пользуются интернет-банком, например, но смотрят те же фильмы и сериалы. Это общие интересы и хорошие темы для общения с детьми.
Еще один заметный тренд среди детей: они стали активными пользователями онлайн-магазинов. Поскольку крупные интернет-магазины имеют удобные мобильные версии, дети полюбили искать там что-то для себя. Те же канцтовары или одежду — можно смотреть стоимость, делать закладки. Не обязательно совершать покупки, но всегда можно подобрать что-то нужное для себя и показать родителям. При этом самыми популярными у подростков марками одежды, которые они смотрели в интернет-магазинах, стали Vans, Gucci, Zara, H&M, а также крайне популярные Off-White и Balenciaga. Если говорить о технике, то больше всего интересовались брендами Apple и Samsung.
Кстати, в Екатеринбурге и Свердловской области, по данным экспертов, дети интересовались электронной торговлей еще больше. Интернет-магазины у уральских детей уверенно вышли на вторую позицию после видеоконтента, аудио и ПО, обогнав даже средства интернет-коммуникаций. На четвертом месте по популярности все так же оставались новостные ресурсы, а вот компьютерными играми наши дети интересовались больше, чем поиском работы и нецензурной лексикой (видимо, последнюю они и так неплохо знают).
Полезные советы экспертов о том, как и от чего надо защищать детей в интернете, читайте здесь.
Фото: Анастасия РОВНУШКИНА / E1.RU
Инфографика: «Лаборатория Касперского»