В Екатеринбурге выбрали лучшего молодого педагога. Победила в этом конкурсе учитель русского языка и литературы лицея № 128 Екатерина Габбо. Если посмотреть на фотографию Екатерины, можно подумать, что эта белокурая девушка сама еще старшеклассница, но на самом деле она уже четыре года работает преподавателем. И является классным руководителем у 8-го класса.
Мы поговорили с Екатериной про конкурс, учительство и о том, как заставить себя уважать, если тебе всего 25 лет.
Созвонились с Екатериной в точно обозначенное время — «как раз перемена будет», объяснила девушка. Она рассказала, что финал прошёл вчера, а до финала было ещё три конкурсных этапа. На первый, отборочный, нужно было написать эссе на тему «Я современный учитель» и создать свой сайт. С этим у Екатерины проблем не возникло — она увлекается графическим дизайном и является редактором школьной газеты. Дальше Екатерина вместе со своими учениками готовила визитку, в которой рассказывала о своей работе и участии в других конкурсах.
— Я до этого участвовала в большом конкурсе «Педагогическая инициатива», заняла там 4-е место и выиграла для школы небольшой грант, — рассказала Е1.RU Екатерина. — На третьем этапе мы должны были провести открытый урок в незнакомом классе. Я проводила урок в шестом классе школы № 43. Это была стрессовая ситуация, но дети дали обратную связь — им понравилось, и всё прошло хорошо. Сегодня меня только ленивый не поздравил, наверное, — смеётся девушка. — Мой класс мне очень помог — визитку мы вместе готовили, ролик снимали, девочки со мной на сцене выступали.
— Екатерина, вам ведь всего 25 лет, вы ведете уроки в 8-м классе, а это ведь уже подростки — как они на вас реагируют?
— Я у них веду с 5-го класса. Конечно, как и всем молодым педагогам, сначала было трудно. Дисциплина страдала очень сильно, её невозможно наладить, пока ты не завоевал авторитет в школьном коллективе — на это требуется время. Сейчас, на четвёртый год работы, у меня нет проблем с общением с детьми и с дисциплиной. С одной стороны, так как я моложе, у нас есть какие-то общие интересы, я в курсе современных тенденций в музыке, кино, нам есть о чём поговорить в этом направлении. С другой стороны, мне кажется, что я сумела себя так поставить, что меня уважают, и уроки проходят хорошо.
— А конкретно про что говорите, например?
— Например, то, что показывают в кинотеатрах, обсуждаем. В этом году, допустим, вышел фильм «Сердце мира» — мне понравился, мы его с детьми обсуждали. Те же блоги на YouTube стараюсь советовать. На мой взгляд, сейчас появился очень интересный — «ЕщёНеПознер»: там интересные люди, которых по телевизору не увидишь, и всё цензурно. Старшеклассникам стараюсь что-то такое развивающее советовать.
— Такой банальный вопрос: почему вы решили стать учителем? У вас кто-то из родителей тоже преподаёт?
— У меня бабушка 45 лет учителем русского языка и литературы в сельской школе проработала. Но я не поэтому решила стать учителем, я всегда любила читать книги и пошла на филологический. На последних курсах была практика в школе, и мне понравилось вести уроки.
— Когда вы пришли в школу, вам был всего 21 год и вам дали классное руководство над 5-м классом. Как тогда родители учеников к вам отнеслись?
— Конечно, сначала я читала в их глазах недоверие и разочарование: получили неопытного педагога, не со стажем, а буквально из университета. Но постепенно, мнение изменилось, тем более что они видят результаты моей работы — я стараюсь. Самое главное, отношение родителей формируется через впечатления детей.
— Вы в своей школе самый молодой учитель?
— Нет, есть ещё моложе, после института ведь приходят.
— У вас в социальных сетях закрытая страничка, учеников своих в друзья добавляете? Лайки друг другу ставите?
— Многие сейчас говорят, что нужно сокращать общение в социальных сетях, но, на мой взгляд, если ты классный руководитель, то должен практически 24 часа в сутки быть доступен. Ты ведь старший товарищ, а ребёнок в сложной ситуации может оказаться в любое время и должен иметь возможность с тобой связаться. Учеников я добавляю в друзья, чтобы они могли со мной общаться. Детям я обычно лайкаю, если мне понравится смысл фотографии, если это обдуманный пост — только в этом случае.
— У старшеклассников — у 10–11 классов — вы не ведёте, но в школе ведь пересекаетесь, как они на вас реагируют, вы ведь такая красотка?
(Даже по телефону было понятно, что Екатерина засмущалась. — Прим.ред.)
— Если вы про какие-нибудь симпатии, то ничего такого нет. У меня муж, он тоже в школе работает учителем физкультуры, мы здесь с ним и познакомились.
— Вы говорите, что дисциплину вы наладили, что сейчас самое сложное в вашей работе?
— Самое сложное — это найти достаточное количество часов в сутках — времени не хватает катастрофически. Например, участие в конкурсе столько личного времени съело — у меня сейчас горы непроверенных тетрадей, и проверить их, конечно, нужно сейчас. Самый большой дефицит учителя — это всегда время.
— Можете назвать свою любимую книгу и посоветовать, что почитать подросткам?
— Сложный вопрос — таких книг много. Ещё в подростковом возрасте мне в душу запали «Три товарища» Ремарка. Классе в 8–9-м, я думаю, как раз можно прочитать.
Недавно мы вам рассказывали про молодого выпускника УрГПУ, который пошёл работать в детский садик. А вот история другого преподавателя-мужчины — он считает, что педагогу-мужчине с подростками управляться проще.
В этом году перед Днём учителя мы объявили конкурс на самую красивую учительницу. Посмотрите.
Фото: Катя Габбо / vk.com; Департамент образования города Екатеринбурга / facebook.com