Образование истории Мозговой штурм: как вырастить вундеркинда, не превратив его в «ботаника»

Мозговой штурм: как вырастить вундеркинда, не превратив его в «ботаника»

Школьница из Екатеринбурга не зубрит уроки — и побеждает на всероссийских олимпиадах

Людмила Вакалюк вошла в число призёров всероссийской олимпиады по биологии  | www.e1.ruЛюдмила Вакалюк вошла в число призёров всероссийской олимпиады по биологии  | www.e1.ru
Людмила Вакалюк вошла в число призёров всероссийской олимпиады по биологии 

Е1.RU запускает новый проект, в котором мы будем рассказывать о вундеркиндах — ребятах, которые по разным предметам смогли попасть в тридцатку самых умных школьников со всей страны. Мы попросили родителей ребят рассказать, как вырастить умного ребёнка, не превратив его в «ботаника». И, конечно, расспросили самих школьников, почему сидеть за книжками им интереснее, чем в соцсетях, и попросили честно признаться, сколько времени они проводят за уроками.

Наша первая история об одиннадцатикласснице из «девятки» Людмиле Вакалюк, которая вошла в число призёров всероссийской олимпиады по биологии. Как рассказывает мама Люды, она никогда не стремилась вырастить из дочери вундеркинда и даже отличных оценок с неё не требовала.

Мама Люды признаётся, что она не стремилась привить дочери интерес к биологии, всё вышло само собойМама Люды признаётся, что она не стремилась привить дочери интерес к биологии, всё вышло само собой
Мама Люды признаётся, что она не стремилась привить дочери интерес к биологии, всё вышло само собой
Летом в свободное время Люда не сидит в соцсетях, а изучает воробьёв Летом в свободное время Люда не сидит в соцсетях, а изучает воробьёв 
Летом в свободное время Люда не сидит в соцсетях, а изучает воробьёв 

Мы встретились с Людой и её мамой после уроков в гимназии, пока выдался свободный час между занятиями и спортивной тренировкой.

Тройка — нормальная оценка


— У нас ребёнок не садичный, поэтому развитием мы по большей части занимались сами. В садик не пошли не из какой-то принципиальной позиции, а просто время было такое — 2000-е годы, когда садиков не хватало, и, чтобы получить место, надо было толкаться локтями, — рассказала Е1.RU мама школьницы Татьяна. — Наш выбор был локтями не толкаться, поэтому с двух лет занимались тем, что сейчас модно называть «раннее развитие». Сначала с двух лет занимались дома, потом записались в школу развития и ходили туда три года. Это были самые простые общеразвивающие занятия — такого, что учили английский с двух лет, не было.

По словам мамы, Люда с детства была почемучкой.

— С 2 с половиной лет она чуть ли не по 60 раз в минуту задавала вопрос «Почему?». Я уверена, что спрашивают все дети, главное — родителям не отнекиваться и отвечать, — рассказала она.

Тогда родители и не думали, что Люда заинтересуется биологией. Всё началось, когда ей исполнилось 5 лет и её записали в библиотеку.

Татьяна Вакалюк говорит, что никогда не требовала с дочери отличных оценок и тройки воспринимала спокойноТатьяна Вакалюк говорит, что никогда не требовала с дочери отличных оценок и тройки воспринимала спокойно
Татьяна Вакалюк говорит, что никогда не требовала с дочери отличных оценок и тройки воспринимала спокойно
Люда признаётся, что учит биологию не лучше всех в классе, к олимпиадам ей готовиться интереснее, чем просто к урокамЛюда признаётся, что учит биологию не лучше всех в классе, к олимпиадам ей готовиться интереснее, чем просто к урокам
Люда признаётся, что учит биологию не лучше всех в классе, к олимпиадам ей готовиться интереснее, чем просто к урокам

— Первой книжкой, которую Люда взяла сама, — было строение рыб, — говорит мама школьницы. — Телевизор она вообще не смотрела, а вот книжка ей понравилась. Дочь гордо говорила названия плавников и костей. Потом папа дал Люде учебник для детей «Зелёная книга», и у неё началась любовь к биологии, экологии, географии, и всё пошло-пошло дальше, нашей задачей как родителей было ей в этом помочь.

Потом её записали в кружок юных биологов, где детям простым языком объясняли сложные темы по биологии.

— Например, как работают витамины в организме, как лечить животных. Мне как родителю даже в голову не пришло бы, что с детьми надо так серьёзно разговаривать, — говорит Татьяна Вакалюк.

Мама говорит, что никогда не требовала с дочери отличных оценок.

— Люда никогда не училась ради оценок, — рассказывает Татьяна Валерьевна. — И мы никогда не требовали с неё пятёрки ради пятёрок, быть отличницей ради отличницы. И четвёрки были, и тройки, и вообще нормальные были оценки. Я считаю, что не надо быть круглым отличником, главное — прирастать относительно себя. Этого не умела — научилась.

«Первая победа в олимпиаде была для нас откровением»


— Нам кажется, дочери ещё очень помогла наша первая школа — № 104, спасибо директору и первому учителю. В начальной школе учительница отправила Людмилу на городской конкурс «Знайка», и она его выиграла. Для нас как для родителей эта победа была большим откровением. Учителя говорили, что что-то в ней есть, а тут мы это сами увидели, — говорит мама школьницы.

В старшем звене Людмила перешла в девятую гимназию, чтобы учиться в классе с углублённым изучением биологии.

Люда говорит, что сидит в телефоне, как и все, когда едет в маршруткеЛюда говорит, что сидит в телефоне, как и все, когда едет в маршрутке
Люда говорит, что сидит в телефоне, как и все, когда едет в маршрутке

— Мне кажется, что интерес к биологии — это естественный детский интерес, на уровне «трава растёт», «птички поют», — рассказывает сама Люда. — Я не помню какого-то события, после чего этот интерес появился. Просто было интересно. Сейчас у меня 4 часа в неделю обычной биологии и еще 2 часа раз в две недели прикладной биологии. Но, конечно, всегда можно больше.

В среднем звене мало олимпиад для школьников, но она тоже принимала в них участие — и не только по биологии, но и по гуманитарным предметам, которые считает не очень «своими».

— Сейчас, кроме олимпиад, я участвую в выездных школах. Это «Сириус», августовская школа в Новосибирском госуниверситете, это погружение в предмет. По сравнению с другими ребятами, мне кажется, я не очень много готовлюсь, — говорит Люда.

Она скромно говорит, что в классе у неё не просят списать — задают много домашних заданий, которые не спишешь, есть ребята, которые учат лучше неё, ей интереснее готовиться к олимпиадам.

Тесты в телефоне вместо соцсетей


Татьяна никогда не ограничивала дочь в компьютере и телевизоре.

— Я считаю, что это бесполезно, всё равно будешь отвлекаться, сидеть и думать о своём, песню напевать. Мы не считаем, что компьютер — это какое-то зло и вред. Современные дети живут в информационном поле, и это нормально, — говорит Татьяна Вакалюк.

По словам Людмилы, сейчас она тоже не ограничивает себя в общении в соцсетях, но зависимости от них у неё нет, поэтому учёбе это не мешает.

— Конечно, я есть в соцсетях. Без них сейчас нельзя, все контакты по олимпиадам там, есть группы олимпиадников, где можно посчитать примерные проходные баллы. Такого, что на соцсети я выделяю полчаса в день, нет. Я обычно в транспорте сижу в соцсетях. На телефоне у меня есть задания олимпиад прошлых лет, я решаю их, пока куда-нибудь еду, — рассказывает она. — Как я отдыхаю? Переключаю внимание на что-то другое, летом занимаюсь изучением воробьёв, да, это тоже научная работа, но там не учишь, а анализируешь, это уже другой вид деятельности, а значит, отдых.

На первые школьные олимпиады Люда пошла в начальных классах, а сейчас соревнуется с ребятами со всей страныНа первые школьные олимпиады Люда пошла в начальных классах, а сейчас соревнуется с ребятами со всей страны
На первые школьные олимпиады Люда пошла в начальных классах, а сейчас соревнуется с ребятами со всей страны
Все дипломы школьницы не помещаются на одной партеВсе дипломы школьницы не помещаются на одной парте
Все дипломы школьницы не помещаются на одной парте

Чтобы справиться со стрессом во время подготовки к олимпиаде, она просто ложится спать, считая, что сон — лучшее лекарство от волнения.

Как признаётся Люда, когда она только начала участвовать в олимпиадах, то она не знала о том, что они дают преимущества при поступлении, главное для неё — это интерес.

— Точно участвовала не для этого, — говорит девушка. — Мне хотелось поехать на заключительный этап, потому что это интересно. На всероссийском этапе уже не просто тесты, а очень интересная практика. Если на регионе это типовые задания, то на всероссийской олимпиаде, допустим, надо было снять кардиограмму человека и выполнить с ней ряд заданий.

Сейчас Людмила готовится к новому туру всероссийской олимпиады, которая пройдёт весной. С будущей профессией школьница уже определилась — хочет поступать на биолога и в будущем заниматься наукой.

Прошлым летом мы рассказывали о двух выпускниках СУНЦа, которые смогли набрать 300 баллов по трём ЕГЭ. Кроме них, таким результатом в области не может похвастаться никто, да и по России таких детей единицы.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления