На краю Свердловской области, недалеко от границы с Башкирией, есть маленький посёлок Саргая, а в нём — одна из самых маленьких школ региона. В ней учатся 36 детей — всего, во всех классах, с 1-го по 11-й. Во втором классе один ученик, десятиклассников нет совсем, больше всех третьеклассников — 9 человек. Первоклашек в этом году по здешним меркам много — 7 ребят.
Саргая, в которой живут 250 человек, находится в 300 километрах от Екатеринбурга, 20 из них надо ехать по грунтовой дороге, на которой машину подбрасывает на каждой кочке. Большинство учеников живут здесь, в Саргае.
Когда мы приехали, дети с букетами спешили на линейку по мосту через реку — школа стоит на одном берегу Уфы, а часть посёлка на другом. Остальные ребята живут в соседнем посёлке Дегтярка, их на уроки возят на школьной ГАЗели.
— В прошлом году было 29 учеников. Несмотря на то, что мы далеко и детей очень мало, спасибо, что у нас здесь среднюю школу содержат. Если бы оставили только 9 классов, конечно, было бы хуже, — рассказывает до начала линейки директор Юрий Поляков, который руководит школой уже больше 30 лет. — Очень маленькие классы, где по одному-два человека, на некоторых уроках, например, на трудах, физкультуре, мы соединяем. Выпускники, конечно, разъезжаются, получают высшее образование, а куда здесь с ним? Общая проблема сельских школ в том, что, чем лучше работает школа, тем скорее она убьёт посёлок. Такой и результат, посёлок-то убит, выпускники уезжают.
В 80-х после вуза он приехал работать в школу вместе с теперешним министром образования области Юрием Биктугановым.
— В один год закончили Свердловский педагогический институт, он физик, я математик. Приехали по распределению. Потом он уехал, а я, как остался здесь, так и работаю, — вспоминает Юрий Поляков.
Как говорит директор, сейчас в школе нет ни одной вакансии. Много учителей сами учились в этой школе и после вуза вернулись, а есть такие, кто переехал в Саргаю из Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска, недавних выпускников нет — никому ехать в глушь не хочется.
— Многие учителя, конечно, ведут несколько предметов. Учитель физики и истории в одном лице, но у неё есть образование по обоим предметам, с этим всё нормально. Один учитель ведёт химию и биологию, но это тоже родные предметы. Учитель начальных классов ещё ведёт географию. Большинство учителей сами выпускники этой школы. Те, кто приезжали издалека, выходили здесь замуж, оставались, — объясняет он.
Пока выстраивают учеников и мы разговариваем с директором о школе, к нам подходит молодая учительница математики Марина Коновалова. Она из тех, кто учился в этой школе и вернулся.
— Мне нравится, что школа у нас маленькая, всех знаешь. И дети знакомые все, и родители, в большой школе ведь всё не так. Не осталась в городе из-за того, что директор Юрий Олегович пригласил сюда на работу, я не отказалась, так и работаю. Здесь я встретила мужа, детей родила, здесь красиво, свежий воздух, мне нравится. С родителями постоянно общаемся, не надо никого звать специально в школу, куда ни пойдёшь — кого-то встретишь, это очень удобно. Сложнее ученику, хочешь не хочешь, получается индивидуальное обучение, — делится она.
Пока идёт линейка, тихонько подхожу к родителям школьников. Светлана привела сегодня сына в третий класс, старший сын школу окончил. Спрашиваю её, как пережили ЕГЭ, всё-таки в Екатеринбурге лицеи и гимназии, школы с профильным уклоном.
— Это уже мой второй ребёнок, старший окончил школу. Никогда не думали мы переезжать, чтобы школа была побольше. Зачем? В маленькой внимание есть к каждому ученику, спрашивают каждый урок, и это хорошо. Конечно, страшно было, как сдаст ЕГЭ, всё-таки маленькая школа, переживали, но сдал, пусть не так много баллов, но всё равно хорошо, — говорит она.
После линейки идём в класс к одиннадцатиклассникам, точнее одиннадцатиклассницам — в этом году это две девчонки, даже на последнем звонке будет не с кем вальс танцевать. Классы в Саргаинской школе тоже маленькие — по две-три парты в ряду, и на тех не хватает школьников.
— До девятого класса у нас было 9 человек, а в десятый пошли только мы вдвоём. В маленькой школе хорошо то, что внимание всё для тебя, для себя же учимся, так больше знаешь. Плохо тем, что вдвоём скучно и вальс на последнем звонке не с кем танцевать. Перед экзаменами, конечно, волнуемся. После школы хотим уезжать в город, — рассказывает выпускница Катя.
Их классная руководительница Римма Полякова говорит, что ученикам в их школе сложнее, чем в городе, городские дети не выдержат: придётся готовиться к каждому уроку.
Как рассказывает директор, однажды к ним в школу приезжал Эдуард Россель, играл в волейбол в школьном спортзале, ел блины в столовой.
— Как-то Россель объезжал районы, мы в Саргае встречали его на мосту, было такое неформальное общение с жителями, я говорю: «Может, школу посмотрите?» Он говорит: «А почему нет, давай посмотрим». У того, кто вёл протокол — паника, выбивается из графика. А Россель всю школу обошёл, давай в спортзале в волейбол играть, блины кушать, с поварами фотографироваться, запомнилось, что сказал: «Такой школой даже город может гордиться», — говорит он.
С Юрием Биктугановым в Саргае тоже поддерживают связь, в прошлом году приезжал на юбилей посёлка.
— Телефон его у меня есть, общаемся неофициально, но такого, чтобы попросить для нас что-то в виде исключения, нет, — рассказывает директор.