— Как фамилия? — строго спрашивает учительница первоклассницу.
Девочка молчит. За неё диктует папа — сложную восточную фамилию. Но это она нашему слуху непривычная, для этого педагога — самая обычная. Смотрит в список.
— Это не мой класс! Вы ко мне приходили на собрание? Нет? Ищите вашего учителя! Как фамилия? — Это уже обращение к следующему первокласснику. Видно, что он не очень понимает по-русски, на помощь приходят родители.
— Не выучил фамилию? — строго говорит первая учительница парнишке. — Смотри, твой брат выучил, а ты нет. Ещё есть первый «г»? Я во сколько просила вас прийти?!
Многоязычный хаос возле крыльца школы № 149 на Софьи Перовской — здесь большинство учеников — дети мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, есть даже китайцы и корейцы. Мамы в национальных одеждах, за длинные юбки держатся другие их дети — до школы им ещё расти и расти. Педагоги выстраивают всех на линейку. Встречают гостя — в эту школу на линейку пришёл мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
— Не растеряйте лялек, — кричит учительница. Вместе с первоклашками у её ног вертятся ясельного возраста малыши. Многодетные родители пришли на линейку всей огромной семьёй.
Найти русских родителей в этой толпе не так-то просто: их намного меньше, и они держатся рядом. Но эмоции у всех схожие — волнуются, фотографируют на телефон.
— У меня пятеро детей, — рассказала женщина в национальной одежде, явно нарядной. — Мы из Таджикистана, у меня пятеро детей, сейчас дочка пошла в первый класс, четвёртая, остальные уже учатся.
Рядом с ней крутится мальчик лет трёх.
Другая мама, с которой мы разговорились, попросила не называть имени, сказала, что муж будет против.
— Я недавно переехала к мужу из Таджикистана, он давно здесь работает, мне очень тяжело там без него было. Я по-русски плохо говорю, но понимаю.
— А ваш сын?
— О, лучше меня мои дети говорят. Мы готовились, ходили на подготовительные курсы.
— Волнуетесь?
— Конечно, волнуюсь, но думаю, будет всё хорошо, у нас тут все дети дружат. Вон в том доме живём.
Женщина показывает рукой на одну из многоэтажек, окружающих школу.
— Я из Киргизии, — отвечает на мой вопрос ещё одна счастливая мама, её зовут Анара. — Дочка у меня в 7-й класс пошла, я тут пришла с племянником, он первоклассник. Мы здесь девятый год живём, племянник уже здесь в садик ходил, поэтому хорошо говорил по-русски. У дочки в классе были такие, кто говорил совсем плохо, но это только первый класс. Потом начинают всё понимать. Дочка у меня — отличница.
Видно, что мама гордится — как и все мамы. В сущности, здесь большинство детей — как минимум билингвы. Это слышно и по тому, как легко они переходят с русского на родной и обратно, общаясь друг с другом. Старшеклассники, встречаясь после каникул, обнимаются, болтают, стоя на линейке. Обсуждают, кто где был летом, девчонки смотрят на обновки друг друга. Подростки убегают курить за забор.
Малыши читают стихи на линейке. Начали бодро, но в середине цепочки мальчик забыл слова.
— Не помню, — громким шёпотом сказал он в микрофон, а когда взрослые начали подсказывать, повторил понятнее и громче: — Не помню-ю-ю-ю-ю.
Толпа смеялась и поддерживала переволновавшегося малыша. Микрофон передали дальше.
Первый звонок-колокольчик здесь тоже особенный. Явно не пытались найти самую белокурую кудрявую девочку-ангела. На плечах у парня-старшеклассника, очевидно, сидит его соотечественница.
Снежана и Александра — выпускницы, сегодня пришли на своё последнее первое сентября. Им поручили читать стихи-напутствия для малышей.
— У нас в классе таджики, узбеки, киргизы, в девятом классе даже вьетнамцы были, потом ушли, — рассказывает Александра. — Нормальные ребята, умные. Многие умнее русских. У нас нет такого, чтобы ребята каждый только со своими общался. Мы дружим все вместе, у нас большая дружная семья.
Чтобы попасть в эту школу, родители не выстраивались в очереди в первый день записи. Учебный год начался, но свободные места для первоклассников ещё есть.
Позже Евгений Ройзман написал в своём Facebook о посещении школы.
«Не пошёл в гимназии и лицеи, там и без меня желающих полно, а поехал в школу, где 90% дети мигрантов. Впечатляет. 25 национальностей. В основном киргизы, таджики, узбеки. Русских — единицы. Конфликтов нет. Дети ведут себя как-то осознанно и следят за собой. И очень аккуратны в одежде. Во время линейки спустился с крыльца к родителям, разговорился с одним таджиком, он дочку привёл в первый класс, и сын старший учится, и маленький через год пойдёт. Причём они по-русски говорят лучше, чем отец. Таджик спрашивает меня: «Брат, ты здесь физруком работаешь?» Я говорю: «Считай, что так.»
Обошёл всех малышей-первоклассников, поздоровался с каждым, имена поспрашивал. Не сразу понимаешь. Спрашиваю одного сурового малыша: «Как тебя зовут?» Он смутился чуть и говорит: «Исроэль». Я пожал ему руку и говорю: «У тебя крутое имя!»
А потом, когда разговаривал со старшими, сказал им, что мы живём в лучшем городе страны и что все мы были приезжими в этом городе. И город наш добрый и гостеприимный, и если вы будете его любить, то он вас тоже полюбит и станет надёжным домом вам и вашим семьям. И что мы все равны, и Екатеринбург каждому даёт в жизни шанс. И понял, что это уже наши дети».
Как прошли линейки в День знаний в других екатеринбургских школах и даже садиках, смотрите в нашем большом онлайн-репортаже.