В прошлых сериях мы говорили о том, какой подход в воспитании поможет успешной учёбе, как бороться с детской стеснительностью, и как настроить первоклашку на школу. А ещё о том, куда родителям девать свой гнев, когда ребёнок набедокурил. Сегодня порассуждаем о том, как вести себя, когда дети врут.
Расскажем о том, почему важно поддерживать фантазии школьника и фантазировать вместе с ним. Объясним, как определить причину лжи и выстроить с ребёнком доверительные отношения, а ещё о том, как запрет ребёнку сочинять губит его способности.
Объяснить всё это мы попросили кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии УрГПУ Екатерину Иванову.
— Есть два момента, которые очень важно понимать. Во-первых, есть возрастной период 4–5 лет, который мы называем возрастом фантазирования. То есть у ребёнка развивается мыслительный процесс, когда он играет словами, изобретает новые идеи, для него слово и вещь слиты, они одно и то же. Очень важно поддерживать в это время его фантазию. Например, ребёнок изобретает себе какого-нибудь друга. Не нужно этого пугаться. Наоборот, надо контактировать с этим новым другом, стараться обсуждать его особенности с ребёнком. Ведь сейчас мы имеем острую проблему с недостаточностью абстрактного мышления у молодёжи, потому что с ними никто не фантазировал и не играл, — объясняет психолог.
— А что делать, когда ребёнку уже 6–7 лет, и фантазия порой превращается во враньё?
— И это вторая грань проблемы: когда ребёнок идёт в школу, в 6–7 лет, встаёт другая задача: научиться различать реальность и вымысел, и понимать, когда полезно проявить фантазию, а когда это не воспринимается, не приветствуется. И вот тут родители начинают тревожиться, потому что ребёнок — это их зеркало. И мамы с папами понимают, что сами далеко не безупречны. Ведь ложь у родителей возникает незаметно, из серии «подожди минуточку», а сами забывают про него на час, или ребёнок слышит, как по телефону родитель что-то привирает, будто он болеет, а на самом деле это не так. Так ребёнок видит, что можно выдавать желаемое за действительное.
Чтобы не было непонимания, родители должны быть максимально честны с ребёнком. Потому что бывает так, что в семье ссора, а ребёнку представляют красивую картинку, ребёнок это интуитивно чувствует и нервничает. Ложь ребёнка в данный период — это симптом о некотором неблагополучии, надо разбираться в причинах лжи.
— Как объяснить ребёнку, что обманывать родителей нельзя?
— Простым запретом «не ври» мы ничего не добьёмся. В психологическом консультировании есть такой приём, который называется «присоединение к бреду». Несмотря на то, что он так специфически называется, это очень хороший приём: войти в ту реальность, которую ребёнок конструирует, очень полезно. Когда ребёнок может оторваться от реальности и что-то конструировать в ментальном пространстве, особенно если там есть логика, хорошее разворачивание сюжета, — это свидетельство высокого интеллекта. Но взрослым надо различать: уход от реальности — это способ игры или способ защититься от каких-то страхов, обид, с которыми в реальности он не может справиться.
Часто родители реагируют стереотипно и автоматически, из серии «прекрати чушь нести», и обрывают этот процесс. Но важно пофантазировать вместе с ребёнком, а потом вернуться к реальности, сказав: «А как ты думаешь, на самом деле могло бы такое быть?» Необходимо ребёнку эту грань показывать. Давайте признаемся уже, что ложь — это социальное явление. Если всегда и всем мы будем говорить правду: дядя толстый, тётя некрасивая — кому это понравится? Это уже асоциально. Самая частотная ложь — это ложь из вежливости. Мы ведь сами ребёнка этому учим: что-то недоговариваем, умалчиваем, то есть врём, по факту.
Ещё нужно понимать, что, когда ребёнок с помощью лжи пытается уйти от наказания, это тоже полезная функция, ведь глупо и неправильно всё брать на себя. Нужно учиться делить ответственность. Можно сказать ребенку: «Не надо всем подряд говорить правду, но давай договоримся, что мне ты всегда будешь говорить правду, и я тебе всегда буду говорить только правду», и к этой теме надо постоянно возвращаться, чтобы отношения были доверительными.
— А что делать с детским хвастовством?
— Мы же помним старый рассказ Носова «Фантазёры», про что он? В нём дети хвастаются своими достижениями и родителями: а моя мама... а мой папа…. Такое поведение свидетельствует об амбициях ребёнка, здесь ложь выполняет инструментальную функцию. Все учёные и социально успешные люди в детстве были мечтателями, фантазёрами. Если запрещать ребёнку фантазировать, он замыкается в себе.
— Если ребёнок врёт, чтобы скрыть, как себя повёл на самом деле, как убедить его сказать правду?
— В ребёнке очень важно воспитывать моральные чувства. Например, когда мы видим, что ребёнок лжёт, рассказывая: «Когда нам прививки ставили, Вася заплакал, а я нет, я молодец». А мы-то знаем, что всё было с точностью наоборот. Важно понимать, что в этой ситуации ребёнок просто хотел защитить свою самооценку. Наша задача не разрушать её, а скорректировать. В этом случае полезно спросить: «А ты всю правду рассказал мне? Помнишь, мы с тобой договорились говорить друг другу только правду?» Когда мы в курсе, как было, мы знаем, как помочь ребёнку совладать со стрессом, угрозами.
Если ребёнок врёт, значит, его отношения с родителями формализованы, его воспринимают через призму оценок. «Я за тебя тут деньги плачу, ты мне, пожалуйста, предоставь результат любой ценой». А ребёнок может хотеть чего-то другого, а не ходить в секцию, выбранную родителем, или не общаться с теми, кто полезен с их точки зрения. Ребёнок школьного возраста начинает лгать, когда он не справляется со своей жизненной ситуацией.