После бессонной ночи 1 февраля, которую родители будущих первоклашек провели за компьютерами, отчаянно нажимая кнопку F5, многим, наверное, пришла в голову мысль «да может, ну её, эту школу, сами выучим». Домашнее и семейное образование — штука спорная, но интересная. Стоит ли забирать ребёнка из школы, сколько стоит учить его самостоятельно и что делать со свободным временем — об этом мы поговорили с одним из организаторов проекта семейного образования Ольгой Молчановой.
— «Открытая школа» была создана мной и Анной Шерстобитовой в 2015 году для наших собственных детей, на тот момент первоклассника и пятиклассницы, — рассказывает Ольга. — В нашей «Открытой школе» не только ведутся уроки — наши дети еженедельно ходят на образовательные экскурсии, посещают дополнительные занятия: шахматы, рисование, дизайн, театр. Довольно часто мы проводим встречи с родителями, на которых рассказываем о нашем опыте в организации семейного образования, о его плюсах и минусах.
Главное, что мы хотим донести до родителей, что семейное образование — это серьёзная ответственность! А ещё то, что, если вы выбрали для своего ребёнка именно эту форму образования, приготовьтесь к тому, что вам будет необходим и временной, и финансовый ресурс!
— Как проходят уроки?
— Некоторые уроки — письмо у первоклассников, например, — вполне традиционны. Однако мы стремимся уйти от школьной скуки. Мы ищем харизматичных, умных и любящих свой предмет преподавателей, ведь зачастую интерес ребёнка к предмету вызывает личность учителя.
Ещё один наш приоритет — формирование умения учиться самостоятельно. Умение успешно учиться — именно та компетенция, которая будет востребована во все времена. Именно для этого мы хотим раздвинуть границы классов и показать детям, что учиться можно везде — в музее, на выставке, на экскурсии по городу. Зачем изучать окружающий мир по учебникам, когда можно прийти в оранжереи ботанического сада и увидеть тропические растения, а в зоопарке не только услышать информацию о животных, которой нет в учебниках, но и подержать в руках живого ежа.
Обязательно каждую среду мы посещаем какую-то полезную и интересную экскурсию! По понедельникам занимаемся творчеством под руководством профессионалов — в Доме детского творчества.
— Оценки ставите?
— Система в нашей школе безоценочная, но за практические работы оценки мы ставим, поскольку дети должны понимать, как их знания будут оценены на аттестации в школе. Мы стараемся приучить детей к тому, что они учатся не ради оценок, а ради знаний. В школе, к сожалению, не всегда ценится самостоятельная работа ребёнка, пусть маленькая, кривая — но самостоятельная. Распространена ситуация, когда ребёнок скачивает работу из интернета или за него всё делают родители — и он получает «пять». Мы призываем наших родителей ничего не делать за детей — лучше делать вместе с детьми. И ценить самостоятельность, поддерживать в детях желание узнать что-то новое.
— А домашние задания задаёте?
— Домашнее задание, конечно, есть — это необходимо и для развития умения организовывать своё время, и для становления навыков самостоятельной работы. Ещё есть общешкольные мероприятия, к которым все ученики готовятся. Недавно у нас был Пушкинский день: были и сценки, и стихи, и викторины, и презентации. Сейчас готовимся к Лермонтовскому дню: малыши готовят постановку, а дети постарше выступят с докладами.
— По какой причине ваши ученики покинули обычную школу?
— Причины у всех разные, у каждого ребёнка к семейному образованию был свой путь, и не всегда лёгкий. Например, кто-то не может учиться в классе, где 30 человек, кто-то не может найти контакт с учителем. Некоторые дети просто начинают болеть, посещая школу. Велик процент детей, которые профессионально занимаются спортом, и поэтому не вписываются в учебный план чисто физически, потому что отсутствуют в школе по 2–3 недели.
— Как дети переходят из класса в класс при семейном образовании?
— После того как ребёнок прикрепляется к какой-либо школе для аттестации, с родителями составляется договор, к которому прилагается график аттестации ребёнка, где в идеале прописаны не только даты, но и формы, в каких он будет сдавать предметы (тест, диктант и так далее). После сдачи составляется протокол с результатами сдачи, к нему прикладывается работа ребёнка. Сейчас школы начали привыкать к тому, что есть такие дети, и идут на сотрудничество с родителями всё чаще.
— А если ученик контрольную «завалил»?
— Снова сдаёт. На семейном обучении точно так же могут оставить на второй год. Раньше шла речь о том, что, если ребёнок не справляется со школьной программой, находясь на семейном образовании, его возвращают в школу. И возникает логичный вопрос (например, у органов опеки): почему ребёнок остался на второй год, чем он занимался всё это время? Поэтому мы ещё раз хотим подчеркнуть, что забрать ребёнка из школы — это очень ответственный шаг, и надо чётко осознавать свои цели — чего вы хотите добиться.
— А есть такие, кто обратно в школу уходит после семейного образования?
— Да, такие примеры есть. Например, если детям комфортнее в большом коллективе. Либо родители, забирая ребёнка из школы, не так себе представляли его обучение. Здесь можно только ещё раз повторить: родителям необходимо понимать, чего именно они хотят, постараться максимально прояснить свои ожидания.
— У школьника на домашнем образовании появляется много свободного времени?
— Конечно. В малой группе, обучение в которой сравнимо с индивидуальным, педагог может дать ребёнку за час столько, сколько в школе порой дают за 2–3 урока. Если ребёнок усвоил материал — с него не будут требовать заучивания и многоразового повторения. Более того, мы как-то посчитали, что в старших классах при экстернате можно сэкономить около 13 учебных часов — а это почти два полноценных рабочих дня! — и не в месяц, а в неделю! Время можно освободить на таких предметах, как ОБЖ, физкультура и прочее… А если учесть, что в классе 30 человек, и нередко первые пять минут от урока учитель тратит на то, чтобы навести порядок перед уроком, потом минут десять проверяет домашнее задание, а последние пять минут урока отводит на то, чтобы записать задание на дом — и от урока осталось 20 минут…
— То есть темп учёбы повышается, и дети могут «перепрыгнуть» из класса в класс?
— Часть наших детей сдали аттестацию за 1-й класс к Новому году. И начали в спокойном темпе осваивать программу второго класса. В нашей школе есть такие дети, которые за один год заканчивают 5-й и 6-й классы. Но мы не подгоняем учеников, а, наоборот, стремимся подстраиваться под их темп учёбы.
— Если человек созрел к другой форме образования, как ему действовать?
— Вы можете перевести своего ребёнка на семейное образование в любой момент. Схема действий такова: во-первых, вам необходимо написать в школе заявление о переводе на семейное образование, во-вторых, уведомить отдел образования районной администрации о вашем выборе. Далее — договор со школой об аттестации, графики и так далее.
— А как сдавать аттестацию по таким предметам, как ИЗО, технология, физкультура?
— Форму аттестации вы согласовываете со школой. Сейчас многие школы довольно лояльно относятся к детям на семейном образовании, идут навстречу — и по некоторым предметам можно аттестоваться, сдав рисунки, поделки, проектные работы и так далее.
— Много сейчас детей на домашнем образовании в Екатеринбурге?
— В городе — да, много. Всё чаще родители не ведут детей даже в первый класс обычной школы. К нам обратилось уже немало человек, которые планируют семейную форму образования уже с первого класса, и мы думаем, что первоклассниками мы уже укомплектованы. Вероятно, желающих пойти к нам в 1-й класс до сентября ещё прибавится — будем рады помочь им учиться! Но повторимся: мы не занимаемся пропагандой семейного образования как единственно верной формы учёбы, не агитируем срочно бросать школу и учиться дома — мы готовы делиться своим опытом, помогать тем, кто осознаёт, что семейное образование — прежде всего огромная ответственность!
— Школа — это довольно жёсткая система, у которой свои правила. Получается, когда родители забирают своего ребёнка из этой системы, что они в итоге получают? «Несистемного» человека? Не будет ли у таких детей проблем в дальнейшем с обучением в вузе, устройстве на работу, ведь ему в любом случае придётся подстраиваться под систему?
— Любое образование — это система, поэтому нельзя говорить, что у нас здесь растут какие-то «несистемные» люди. Просто эта система может быть иной, не школьной. В семейном образовании у семьи есть возможность построить свой учебный график и жить в том ритме, который подходит их ребёнку и их семье. Например, мы учимся с 10:00, и многие родители, которые живут в свободном графике, благодарны нам именно за отсутствие ранних подъёмов и начала уроков в 08:00. В семейном образовании вам проще согласовать свою жизнь, устроенную в соответствии с вашей системой ценностей, с учёбой ребёнка — в школе это сделать, как показывает практика, несколько сложнее, чаще всего приходится действовать наоборот: подстраивать жизнь семьи под требования школы. К тому же от школьной системы в глобальном смысле мы всё равно далеко не спрячемся — школа осуществляет контроль за освоением программы: дети сдают промежуточные и итоговые аттестации.
А как детям, которые находятся на семейном образовании, придётся в будущем — это вопрос дискуссионный, в тех же медиа немало споров по этому поводу. Нам кажется, что всё же гораздо важнее для адаптации во взрослом мире умение учиться и самому организовывать свою жизнь, навыки эффективной коммуникации, понимание себя и своих целей, знание своих сильных и слабых сторон, развитие креативных способностей и любовь к знаниям!
Мнение
Учитель младших классов одной из гимназий Екатеринбурга:
Семейное образование — это очень спорный вопрос. Вообще, я против, это очередной эксперимент, который сами родители ставят над своими детьми. Наступает тот момент, когда родители не могут объяснить ребёнку учебный вопрос, и тогда приходится обращаться к репетиторам... Зачем? Домашнее обучение у ребёнка по медицинским показаниям и то предусматривает сотрудничество с учителями.
Потом, и физиологическое развитие ребёнка, а вместе с ним и развитие отделов головного мозга никто ускорить не сможет, так зачем перегружать и программировать на неудачу?
Вот, например, логика и упражнения на логику, раньше семи лет этим заниматься нельзя! Так как только к семи годам созревают отделы головного мозга, которые отвечают за логическое мышление…
Педагогика очень древняя наука, я думаю, что многое в ней разумно, взвешено и давно доказано многолетними испытаниями, так зачем изобретать велосипед?!
Антон Сабанцев, детский психиатр, психотерапевт:
Каждый случай семейного образования стоит рассматривать индивидуально. Если у родителей получается обеспечить детям нормальный круг общения за счёт секций и кружков, то почему бы и нет. Но, по моему опыту, могу сказать, что у таких детей в будущем довольно часто возникают проблемы при обучении в вузе, проблемы со сдачей экзаменов и сессии. Я считаю, что, если здоровье позволяет, ребёнок должен посещать школу. А чтобы справляться со сложностями, которые могут возникнуть в коллективе, ребёнка к школе нужно готовить. Нужно, чтобы у него были различные интересы, он посещал секции, кружки, где происходит неформальное общение, плюс есть успех от занятий. Тогда проблемы в школе не будут уже казаться такими огромными и непоправимыми. А когда у ребёнка нет ничего, кроме учёбы, даже «тройка» становится трагедией.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Вы бы отдали ребенка в «семейную» школу?