Е1.RU продолжает вместе с учителями давать полезные советы родителям. Сегодня в рубрике «Родительское собрание» мы расскажем, как сделать так, чтобы ребёнок заботился о своей безопасности, этим выпуском мы закончим наш проект.
Полностью контролировать ребёнка можно только, когда он совсем маленький. Но он взрослеет, и следить за его каждым шагом становится всё сложнее. Даже в квартире столько опасностей — газовая плита, электричество… А на улице — вообще представить страшно: машины, незнакомые люди. Единственный выход — научить ребёнка самого заботиться о своей безопасности.
Рассказать о том, как это сделать, мы попросили лучшего учителя ОБЖ Екатеринбурга, педагога 68-й школы Кирилла Беликова.
Совет первый: будьте для детей примером безопасного поведения
— Если ребёнок видит, как родитель нарушает нормы безопасности, он тоже будет их нарушать, потому что родитель — это образец для подражания. Дети неосознанно ведут себя как родители. Например, в школе мы постоянно говорим об опасности петард. Но, если папа будет взрывать петарду в руке, всё будет мимо. Ребёнок будет думать: «Что вы там мне рассказываете, папа взорвал, и ничего с ним не случилось, и со мной ничего не будет».
Надо не рассказывать детям правила безопасности, а формировать у них культуру безопасного поведения на своём примере. Выучить все правила невозможно, каждый раз ситуация меняется, появляются новые и новые опасности. Можно проиллюстрировать это таким примером: сидят за столом несколько человек, и один ест руками, все понимают, что делать так нельзя — это уровень низкой культуры. Так же и с культурой безопасного поведения — ребёнок должен не вспоминать каждый раз правила, а понимать, что нарушать их просто нельзя. Это должно формироваться до 4-го класса, тогда предмета ОБЖ ещё нет, и поэтому вся нагрузка ложится на семью.
Совет второй: учите ребёнка в игре
— Игра в плане обучения правилам безопасности — самый интересный для ребёнка и эффективный метод. В бытовое общение с ребёнком надо включать игру с правилами безопасного поведения. Допустим, если говорим о правилах дорожного движения, можно по пути из садика домой говорить: сейчас мы будет играть, а у каждой игры есть правила — переходить дорогу надо так, это делать так. Сделали всё правильно — получаете очки в игре, в чём-то ошиблись — очки сняли.
Совет третий: пишите инструкции вместе с ребёнком
— Инструкция хороша в том случае, когда ребёнок сам для себя её пишет. Например, объясняете ребёнку, как пользоваться плитой, пусть он запишет, что понял. У детей нет абстрактного мышления. Он не дойдёт из одной точки в другую, пока ему не покажут. Если вы пропишете инструкцию вместе с ребёнком и он повесит её там, где посчитает нужным, это будет работать. Если вы её напишете сами и повесите её ребёнку, это не будет работать.
Совет четвёртый: до старших классов избегайте негативных примеров
— Если с младшего возраста мы рассказываем ребёнку о негативных последствиях при несоблюдении правил, показываем страшные картинки, мы формируем агрессивного человека. Пример должен быть позитивным. А в более старшем возрасте, класса с 10-го, можно показывать негативные последствия.
Совет пятый: приучите ребёнка сообщать, где он находится
— Родитель всегда должен знать, где находится его ребёнок. Надо всегда быть на связи. Надо, чтобы в привычку у школьника и родителя вошло, чтобы ребёнок выходил из школы и говорил, что идёт домой, пришёл и отзвонился родителям. Это не контроль, не надо строить эти отношения в таком формате. Ребёнок не должен быть под такой гиперопекой, что это угнетает его личность. Это должно быть в формате отношений: «Позвони мне, потому что я волнуюсь, переживаю».
Совет шестой: дайте ребёнку «заначку» на крайний случай
— Желательно, чтобы у ребёнка была с собой небольшая сумма на запас. Такой «набор выживания», 50 рублей, которые лежат исключительно на крайний случай, когда, например, ребёнок потеряет ту же Е-карту, забудет деньги на проезд. Но больше 50 рублей давать не надо, когда сумма больше, появляется соблазн её потратить, возникает опасность, что украдут. Надо учить ребёнка думать на шаг вперёд.
Напомним, о чём мы говорили на предыдущих «Родительских собраниях»:
учительница труда из 167-й школы дала советы, как приучить ребёнка помогать по дому без денег и скандалов;
преподаватель литературы из 2-й гимназии рассказала, как убедить подростка взять в руки книгу;
учительница английского из 94-й гимназии — как помочь школьнику выучить иностранный язык без путешествий за границу;
математик из 121-й школы — о том, как заинтересовать ребёнка цифрами и примерами, даже если он гуманитарий;
учитель химии из 116-й гимназии — о том, как пробудить интерес к опытам;
учитель физики из 130-го лицея доступно рассказал о том, как и с какого возраста можно увлечь ребёнка физикой;
учитель информатики из 200-й школы — о том, как покемоны и мультики помогают учёбе;
педагог—психолог объяснила, почему подростки плохо учатся и как правильно их ругать;
учитель технологии из 200-й школы раскрыла секрет, как угадать талант ребёнка;
учитель русского языка из 59-й школы рассказала, как проверять текст методом микроскопа и чем вредны диктанты.
педагог-хореограф дала советы, как совмещать кружки с учёбой и уберечь ребёнка от звёздной болезни
учитель начальной школы рассказала, почему не надо бояться двоек и как помочь «растеряше»
учитель физкультуры — о том, как влюбить ребёнка в спорт и не промахнуться в выборе секции