Е1.RU продолжает вместе с учителями давать полезные советы родителям. В рубрике «Родительское собрание» мы расскажем о том, как привить школьнику любовь к спорту, надо или нет помогать ребёнку делать уроки и о многом другом. Сегодня поговорим о том, как разглядеть в ребёнке артиста и как защитить его от учителей, которые упрекают в том, что дополнительные занятия вредят учёбе.
Многие родители, и сами, когда учились в школе, и в адрес своих детей слышали учительские упрёки, что танцы, вокал или другие дополнительные занятия мешают ребёнку учиться. Как быть? Бросить, ведь учёба важнее, оставить выбор за ребёнком или игнорировать давление учителей и продолжать занятия? И вообще, как правильно поддерживать ребёнка, чтобы у него были успехи? Как не развить звёздную болезнь?
Ответить на эти вопросы мы попросили почётного работника образования РФ, лауреата премии губернатора Свердловской области, руководителя детского образцового коллектива России «Цветы Урала» при 10-й школе Ольгу Малашенко. Её ансамбль собрал много наград не только в России, но и Европе.
Совет первый: вспоминайте, чем занимались в детстве, и с раннего возраста творчески развивайте ребёнка
— Как правило, большинство мам малышей — молодые. В детстве они сами чем-то занимались. Кто-то ходил в вокальную студию, кто-то в театр моды, то есть какое-то творческое начало у мамы есть, и она может самостоятельно заниматься с ребёнком. Но зацикливаться на домашних занятиях долго не стоит, ребёнку нужен коллектив.
Совет второй: в три года берите ребёнка за руку и ведите на занятия
— Чтобы родители не схватились за голову от того, что не могут оторвать ребёнка от телефона, с самого раннего возраста его надо отдать на занятия. Тогда ребёнок будет общаться со сверстниками не по телефону, а вживую. Во-вторых, будет складываться такой очень важный контекст: «Ребёнок, мама, педагог». Мама должна на раннем этапе — с трёх лет — помочь ребёнку, хотя бы просто возить его на тот же кружок. Может, не с трёх лет, а чуть позже — главное, чтобы ребёнок мог оторваться от мамы на 45 минут.
Кто-то приходит только в 5 лет, и это тоже нормально. Но, когда ребёнок занимается с трёх лет, к 5 годам он уже готовый артист, который не боится сцены. Если мама не будет водить ребёнка, ничего не получится. А, когда в подростковом возрасте ребёнок не хочет заниматься, это происходит от того, что он не привык, его не тянет в коллектив.
Совет третий: после каждого занятия спрашивайте, чем там ребёнок занимался
— Мама всегда должна интересоваться, чем ребёнок занимается на кружке. Если она живёт интересами ребёнка, то у него точно будет успех в начинаниях. Когда ребёнок приходит с занятия, надо, чтобы он рассказывал, показывал, чему его научили. Пусть мама скажет: «Давай потанцуем вместе». Надо, чтобы ребёнок не просто кривлялся перед зеркалом, а показывал, чему научился. И надо обязательно говорить ребёнку, что он молодец, что у него сегодня получается лучше, чем вчера.
Родители должны понимать, что педагог не может каждый раз хвалить ребёнка — роста не будет, нужны замечания. А мама должна поддерживать, говорить: «Машенька, какая ты у меня молодец». А Машенька придёт на следующее занятие и такое покажет! Скажет: «Я дома репетировала, мама, папе показывала». А когда мама просто сводила на занятие, привела и не спросила, чем он там занимался, то успеха не будет.
Совет четвёртый: не давайте ребёнку зацикливаться на неудаче
— Бывает, что во время концерта ребёнок «накосячил». Бывает, после того как укажешь ему на ошибки, у него пропадает желание дальше заниматься. Но кто первым об этом узнает — мама. Надо сразу же звонить педагогу и говорить о «кризисе». Чаще всего это бывает у ребят 10–13 лет, когда ребёнок сам не знает, что ему хочется. Надо всё равно идти на занятие, тогда мы сможем помочь.
Совет пятый: не делайте из ребёнка солиста, если он не хочет, но и звёздную болезнь не развивайте
— Бывает, что в коллективе танцует хорошо, а солировать боится. Такие дети есть, но с этим ничего не сделаешь, такая у ребёнка психология. В массе он классно танцует, а в одиночку забывает все движения. И не надо его ломать, пусть танцует в коллективе. А есть ребята-солисты, не всем это дано. Когда, наоборот, ребёнок хочет танцевать только один, эту звёздную болезнь надо гасить, он должен танцевать и в коллективе, не надо зазнаваться.
Совет шестой: не упрекайте ребёнка в том, что он плохо учится из-за того, что проводит время на дополнительных занятиях
— Бывают такие ситуации, когда учителя в школе выступают против дополнительных занятий, считая, что они причина плохой учёбы. Но это совершенно неправильно. Пусть ребёнок в школе учится на тройки. Но, если он бросит заниматься танцами, поверьте, он не будет учиться лучше. Появившееся свободное время он просто будет использовать не туда. И, когда в школе начинают давить на родителя, что ребёнок скатился на тройки только из-за того, что он занимается чем-то, это неправильно. Родители, поймите вы, что дети хуже учатся, потому что становятся старше — был отличником в 7 лет, в 13 — появились четвёрки, просто учиться стало сложнее.
Совет седьмой: не делите занятия «для девочек» и «для мальчиков»
— Все эти утверждения о том, что танцы — это только для девочек, совершенно неправильно. Совершенно спокойно можно в 3 года вести ребёнка на танцы, даже если он сам где-то услышал, что танцы — это для девочек. Мальчик начнёт заниматься, ему понравится, и он про всё, что ему говорили, забудет. То же самое касается комплекции у девочек, поверьте, она совсем не мешает им заниматься и получать от этого удовольствие.
Совет восьмой: не стремитесь в каникулы оградить ребёнка от всех занятий
— В нашем коллективе каникул нет. От чего ребёнок может устать? Учёбы в каникулы нет, а то, что занимается физически, — это ведь не нагрузка. Когда родители в каникулы стремятся оградить ребёнка от всех дел, у него после такого отдыха вообще пропадает желание заниматься.
Напомним, о чём мы говорили на предыдущих «Родительских собраниях»:
учительница труда из 167-й школы дала советы, как приучить ребёнка помогать по дому без денег и скандалов;
преподаватель литературы из 2-й гимназии рассказала, как убедить подростка взять в руки книгу;
учительница английского из 94-й гимназии — как помочь школьнику выучить иностранный язык без путешествий за границу;
математик из 121-й школы — о том, как заинтересовать ребёнка цифрами и примерами, даже если он гуманитарий;
учитель химии из 116-й гимназии — о том, как пробудить интерес к опытам;
учитель физики из 130-го лицея доступно рассказал о том, как и с какого возраста можно увлечь ребёнка физикой;
учитель информатики из 200-й школы — о том, как покемоны и мультики помогают учёбе;
педагог—психолог объяснила, почему подростки плохо учатся и как правильно их ругать;
учитель технологии из 200-й школы раскрыла секрет, как угадать талант ребёнка;
учитель русского языка из 59-й школы рассказала, как проверять текст методом микроскопа и чем вредны диктанты.