Физик-ядерщик из Екатеринбурга снимает видеоролики, в которых просто и весело рассказывает о химии, ставит опыты, каких в школах дети не видят. Александр Иванов называет себя учёным-пиарщиком и ведёт свой канал на YouTube для ребят, которые на уроках сидят в телефоне. О своём проекте он рассказал Ройзману, теперь говорит, что остаётся дойти до Кадырова и Медведева.
– Я закончил физтех УрФУ, учился на кафедре редких металлов и наноматериалов. Здесь мы занимаемся и физикой, и химией, потому что делить их нельзя – в области атомной промышленности нужно учитывать и то, и другое. Проект "Химия – это просто" я создал три года назад, потому что знания по химии у многих очень плохие. Кто-то должен бороться с этим, поэтому я и решил заняться таким проектом, – рассказывает о себе Александр Иванов.
– Почему ты решил, что знания по химии плохие?
– Знания по химии хромают и у школьников, и у студентов. Я много общаюсь с людьми, и часто мне задают такие вопросы, что этих хочется попросить открыть простецкий учебник химии. Если базовых знаний нет, то всё совсем плохо. Вот, например, когда людям говорят "соль", они думают, что это поваренная соль, и при этом не могут назвать её химическую формулу.
– Я каждый год хожу в свою школу на целый день на уроки. Сажусь и смотрю, чем занимаются дети и как их учат, не только на химию, на все уроки. Не буду скрывать, когда я сам был школьником, у нас на первых трёх партах сидели и учились, а на остальных занимались всякой ерундой – кто-то семечки жевал, кто-то в пейджере играл, кто-то записочки писал, в общем, было чем заняться. Сейчас, дай бог, на первых двух партах учатся, а на других все сидят в телефонах. Потому что это интереснее, чем смотреть на доску и слушать занудного учителя. У детей нет мотивации. Если учитель не может замотивировать, заинтересовать, то ребёнок идёт по пути наименьшего сопротивления – в телефон, где можно попереписываться, мемчики посмотреть, в танчики поиграть.
– Какой должен быть идеальный урок химии в школе?
– Урок должен быть интересен детям. Учитель и ученики должны общаться на одном языке. Когда мы общаемся на одном языке, нам комфортно, мы друг друга понимаем. Как только учитель переходит на научную терминологию, а дети её не знают, они не будут участвовать в диалоге. Грубо говоря, вы знаете английский, пришли на урок испанского, вам интересно будет? Любопытно только 5 минут, а дальше нет.
В основе науки лежит математика. В школе все складывали груши и яблоки, в химии то же самое, только вместо груш и яблок химические элементы. Чтобы урок удался, надо не пытаться проявить интерес, а говорить на одном языке.
– Ты всё-таки не в "педе" учился. Откуда взялся интерес к педагогике?
– У меня все родные или учителя, или врачи. О себе могу сказать, что я сейчас учёный-пиарщик. Но совмещать то и другое нельзя. Если я буду дальше так продолжать, то буду первым в мире, у кого это получилось. Потому что если уходить в пиар науки, то ты завязываешь с наукой – времени не хватает. Поэтому я здесь провожу опыты. Поставил опыт, он идёт 4 часа, надо же чем-то заняться в это время, и я придумал себе хобби – делать научно-популярные видео. В это время я пишу сценарий, провожу химические реакции, озвучиваю, монтирую.
– Сколько роликов ты уже снял?
– Сейчас я снял 87 роликов. Это не какой-то определённый курс, например, за какой-то класс. Объясню почему. Популяризировать науку надо среди кого? Среди школьников и студентов. Они обитают где? Нет, не в школе, там они могут физически сидеть, а обитают в социальных сетях и на YouTube, со второй парты они все там. Значит, приходить и учить чему-то надо туда. Что популярно на YouTube? Различные тематики, идти в одном направлении неинтересно. Надо в одну тему закинуть удочку, в другую, третью. Надо снять такие ролики, чтобы их можно было понять кому угодно, даже 5-летнему ребёнку. Есть идея снять ролики обо всех химических элементах.
– Твои ролики – это такие крутые видеоуроки?
– Нет, видеоучебники мне не нравятся. Вот есть такие ролики в интернете на 40 минут, где учитель стоит у доски и что-то рассказывает: "Сейчас мы рассматриваем тему "Валентность", и пишет некрасивым почерком на доске. И это смотреть 40 минут? Ученик в школе отсидел эти 40 минут. Я подаю информацию такой, какой она должна быть. Чтобы не бежать в библиотеку в поисках информации и чтобы не было скучно. Даю сухой остаток, разбавленный шутками, красивыми и яркими картинками. Ролики должны быть дополнительным инструментом учителю, если у него нет возможности показать какие-то опыты. Я рассматриваю свой проект не как заменитель, а как дополнительный материал.
– Много денег уходит на съёмку роликов?
– Затрат на ролики уходит очень много. Если найдётся бизнесмен, который выступает за то, чтобы образование было бесплатным и готов идею поддержать, я буду очень рад, даже если он будет просто самоокупаться. Образования рекламщика у меня нет, и много денег ушло мимо. Плюс оборудование, камера, штатив. Ещё времени много уходит на сам процесс, планка качества задирается, хочется делать лучше. Пока ты выпускаешь новое, проект на YouTube живёт, как только перестаёшь – он уходит на дно. Он должен работать, пока его могу делать я или пока я не передам его кому-то, кто будет делать его за меня.
– Ты недавно сходил на приём к Ройзману, рассказал о своём проекте, пошло после этого дело в гору?
– После похода к Ройзману на канал пришли 400 человек. Теперь надо дойти до Кадырова, Медведева, Рогозина, Собчак. Если до Путина дойти, и он скажет: "Смотрите все канал "Химия – это просто", то вообще будет здорово.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Видео: Химия – Просто / Youtube.com