Марк Вишня — мальчик, который 9 лет назад прославил Екатеринбург на шоу «Минута славы». Он поразил всю страну тем, что в два года складывал в уме огромные цифры быстрее, чем их набирали на калькуляторе. После участия в программе на Марка обрушилась волна популярности: кто-то считал его гениальным, а кто-то больным, и родители закрыли мальчика от прессы. Сейчас ему 12 лет — и он не хочет быть математиком.
В два часа дня Марк приходит из школы, немного отдыхает и через пару часов готов принять гостей. Сегодня нет ни ИЗО, ни шахмат, поэтому время пообщаться с нами есть. Избалованный (или замученный?) в детстве вниманием журналистов Марк признаётся, что сейчас волнуется, когда общается с незнакомыми людьми, но любит, когда его спрашивают о его жизни. Разговор начинаем с его мамой — Натальей Вишней.
— Как поменялась жизнь Марка, вашей семьи после участия в проекте «Минута славы»?
— Прежде всего хочу сказать, что в «Минуте славы» никто не стремился участвовать, потому что слава нам была не нужна. Семья у нас телевизионная: тогда я была телеведущей, папа тоже у нас репортёр. В тот момент у нас подрастал старший сын Матвей, который хотел сниматься, везде играть. Когда у Марка обнаружились таланты — мы увидели, что он знает цифры, считает в два года, Матвей за нашей спиной написал на передачу «Уникальный талант» — так тогда называлась «Минуты славы». Матвей написал письмо, что у его брата уникальный талант — он в 2 года знает таблицу умножения. Потом в Екатеринбург приехали с кастингом, и он сказал: «Пойдёмте, Марка покажем». Можно сказать, Матвей был продюсером Марка. Когда Марк участвовал в программе, он был очень маленький и ничего оттуда не помнит, там он просто занимался своим любимым занятием, а для меня съёмки были обычным телевизионным процессом.
— Изменилось, наверное, то, что после программы появилось много журналистов, которые хотели рассказывать о Марке. На тот момент мало детей так ярко проявляли себя в раннем возрасте, поэтому бы больше столкнулись с негативным мнением о Марке, после чего мы закрыли его от прессы. Нам говорили, что раннее развитие губит ребёнка, что оно ни к чему, и почему-то говорили, что он больной — аутист, что у нормальных детей не может быть таких способностей.
Приезжали к нам из Москвы журналисты снимать программу, видели, что у нас обычная семья, что все дети с ранним развитием. Мы даже возили Марка в Институт мозга, чтобы эксперты дали своё заключение. И нам там ответили, что да, такие дети встречаются, что Марк — нормальный ребёнок, просто увлечённый цифрами.
— Бывает так, что смотришь видеозаписи из детства и не веришь, что на них ты. Марк, когда ты смотришь на себя в «Минуте славы», в других программах, ты веришь, что это было с тобой?
— Марк увидел эти записи только года два назад. Мы не развивали у него никакой звёздной болезни. Марк вообще долго не знал, что он в «Минуте славы» участвовал, — ответила за него мама.
— Неужели до этого в детском саду, начальной школе никто не рассказал Марку, что он звезда?
— Его ровесникам в детском саду тоже было 2–3 года, и они не помнят эту программу, не знают, что Марк в ней участвовал. Он играл с ними в те же игры и никак в садике от ровесников не отличался. А дома Марк уже занимался, чем ему нравится, это уже были его развлечения.
— Учителя точно знали, что Марк — ребёнок особенный. И они не рассказали ничего ему? Непредвзято относились?
— Когда Марк пошёл в первый класс, мы приняли решение отдать его в частную школу. Наверное, как все одарённые люди, Марк в первом классе был немножко не собран, он не знал, где его вещи лежат, многие вещи упускал. Первую неделю он ходил без портфеля, просто его забывал. Спрашиваю: Марк, ты почему без портфеля? А он даже не замечал, что он без портфеля, поэтому мы понимали, что в обычной школе с этим будут трудности, и отдали Марка в частную школу «Согласие». Большое спасибо этой школе, где с ним хорошо занимались, развивали, там он в третьем классе выиграл городскую олимпиаду «Знайка». На начальном этапе Марк был отличником, но в пределах школы. Мы благодарны нашей учительнице, что она не выделяла его, никто не говорил ей, что он лучше кого-то, и мы не говорили. Потому что никто не имеет право «выпячить» себя и говорить, что он лучше других.
— Но сейчас-то Марк вырос, и одноклассники наверняка в курсе, что их одноклассник — Марк Вишня, это тот самый мальчик из «Минуты славы», прозвище тебе не дали?
— Конечно, все одноклассники это знают, но никто не обращается ко мне как «мальчик-калькулятор» или «тот самый из «Минуты славы», — присоединяется к разговору Марк. — Ко мне по имени обращаются, и я не вижу в этом ничего такого удивительного. Потому что я думаю, что ничем не выделяюсь. Было дело, когда я считал хорошо, но это… было. Сейчас у меня уже другие интересы.
— Что интересно тебе сейчас?
— Мне нравятся анимация и литература. В будущем я хочу стать или писателем, или аниматором. На рисование и на рукопись, назовём это так, я делаю большой упор. В школе тоже занят в особенности этим.
Иногда я пишу, но пока это чисто проба пера. Я думаю начать более серьёзно писать где-то к 14–15 годам. Сейчас я изредка пишу мини-зарисовочки, рассказики и всё такое. Это истории дня, мои впечатления, пишу по настроению обычно.
— Много уже написал? Маме даёшь читать?
Марк: Нет, я никому не показываю, не публикую. Всё, что я написал, есть у меня в телефоне, но я это не публикую. Пишу немного в стиле фэнтези. У моих персонажей есть авторские права — из мультов, разного рода фильмов, сериалов, в таком духе.
Наталья: Нам Марк не показывает, что пишет, не считает нужным. Хотя было время, когда Марк стал усиленно писать, мы хотели забрать и опубликовать, но желание Марка — закон.
— Какой у тебя режим дня? После школы твой день сильно загружен?
Марк: У меня есть занятия, которые я выбрал сам и на которые я хожу, а мама просто согласилась с моим выбором. Как сказала мама, моё желание — это практически закон в нашей семье. Я хожу на шахматы и на рисование в ИЗО-студию, два года уже.
Наталья: До этого Марк ходил на английский, опережал программу, получил два сертификата Кембриджа, у него хороший уровень английского. Но мы не стали торпедировать и решили в этом году не нагружать мозг, так как у Марка с английским и так всё хорошо. По сути, школа — это школа, а всё остальное — развлечение, чтобы не перегружаться: ИЗО, расслабление, шахматы.
— Марк, а тебе не скучно со сверстниками? В детском саду, школе они не казались тебе глупыми?
— Вообще, буду честен, такой проблемы у меня никогда не было. Они всегда мне казались такими же, как я. Просто я выглядел немного поумнее, но на деле всегда был таким же, как и они. И общался со всеми, и даже продолжаю сейчас, у меня остался один знакомый из детского сада.
Друзей у меня много, с ними общаться я люблю, но с незнакомыми боюсь общаться. Я привык создавать себе тот круг общения, который мне нравится. Если какой-то случайный человек вне моего круга захочет со мной поговорить, я буду молчать. Нет, я не говорю, что мне не нравится сейчас давать интервью. Мне нравится рассказывать о своей жизни, это позволяет её анализировать. Но, буду честен, я делаю это не из-за славы. Мне просто нравится и всё.
— Ты проводишь время в социальных сетях?
— Буду честен, я трачу на это не особенно много времени. За компьютером я больше играю. Захожу, конечно, иногда проверить свою соцсеть, но меня это не особенно заинтересовывает. Больше мне нравится реальная жизнь.
— После участия в проектах на тебя свалилось огромное внимание журналистов. Тебе не надоело давать интервью?
Марк: Было такое, раздражало очень. Но, к счастью, мама решила устранить всю информацию обо мне.
Наталья: Марк сказал нам: «Я не артист! Вон Матвея идите снимайте, пусть он будет на сцене, мне это не нужно». Тогда это внимание действительно ему мешало.
— Ну а с математикой как дела сейчас?
Марк: Буду честен, вообще, в целом русская программа обучения мне не очень нравится. Она довольно скучная и неинтересная. Сама математика неплоха, но косяки есть, вернее, интереса к ней нет. Я бы с удовольствием занимался, если бы была та программа, которая мне нравится, например, как в Финляндии.
Наталья: Марк познакомился с программами образования в Финляндии, Швеции, Европе, Америке. Марк говорит, что в программе нашей школы не хватает наглядности. Она очень плоская…
— А какой для тебя идеальный урок?
— Это урок в виде презентации самих работ учеников, чтобы большинство времени урок проводил не учитель, а ученик. И чтобы учитель подавал урок так, как это нравится ученику. Учитывая то, что это работа с социальностью, это поможет детям в будущем быть более общительными и менее скромными. Они смогут, наверное, делать что-то больше с другими людьми и контактировать с ними будет проще.
— Раз ты говоришь, что российская система образования несовершенна, как ты относишься к ЕГЭ? Они могут дать объективную оценку знаниям?
— В любой стране есть тесты, и в любой программе есть тесты, и нет в них ничего плохого. Но если на уроках их давать каждый день, то это ужасно. Хочется, чтобы оценка знаний была более творческой.
— После окончания школы ты хочешь получать высшее образование в России или за границей?
— За границей. Скорее всего, я буду учиться в одном из Остинских университетов на аниматора, возможно, программиста.
— Ну а после получения образования ты хочешь вернуться в Россию или останешься за границей?
— Над этим я ещё думаю, но, скорее всего, останусь там. Но поэзию русскую забывать не буду, Родину свою я люблю.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Видео: MinutaSlavi / youtube.com; Руслан ШАРАФУТДИНОВ / Е1.RU