Лучший директор школы в Екатеринбурге Светлана Трухина вчера весь день принимала поздравления с победой в городском конкурсе. В перерыве между рабочими делами и тёплыми словами руководитель гимназии № 37 дала E1.RU интервью, в котором рассказала, страшно ли попасть к ней на ковёр, почему она не хочет быть похожей на директора школы и чем конкурс напоминает сдачу ЕГЭ.
– Все боятся попасть к директору на ковёр. А как в вашей школе? К вам страшно попасть на ковёр?
– Я вызываю к себе на ковёр. Когда вызывают к директору, это какой-то особый случай. Но я всегда не хочу, чтобы этот случай был печальным, и поэтому стараюсь приглашать в свой кабинет не только тех ребят, которые в чём-то провинились, хотя строгие и серьёзные разговоры бывают. Но мне хочется сломать этот стереотип – "к директору на ковёр". К себе в кабинет я приглашаю и по хорошим поводам – победителей олимпиад, на немецкое Рождество.
– Сейчас часто говорят, что дети стали другими. Хочу спросить вас про родителей, ведь они тоже изменились, стали больше вмешиваться в учебный процесс. Это хорошо или плохо?
– Конечно, и дети, и родители стали другими, это взаимосвязано. Согласно законам Российской Федерации, родители – это полноправные участники образовательных отношений, они имеют право и пользуются им, и это, наверное, правильно. Активная позиция родителей, заинтересованность в учёбе ребёнка должны быть. Это очень здорово, когда ребёнок видит, что папе и маме не всё равно, где он учится, какие у него успехи. И школа готова быть единомышленником, открываться, но только родители должны понимать, что если педагог в чём-то ошибается, его нужно не высылать из школы, а помогать. Когда родители в этом плане рядом с нами, это очень дорогого стоит.
– В чём миссия вашей гимназии? Какими должны быть ваши выпускники?
– У гимназии есть две миссии: образовательная и воспитательная. Нам важно дать ребёнку такие знания, чтобы он был конкурентоспособен у нас в регионе, в стране и за рубежом. Мы гордимся, когда наши выпускники приходят к нам состоявшимися людьми, пусть и необязательно сделавшими карьеру. На конкурсе был вопрос о том, что вы хотите сохранить в своей школе. Я хочу сказать про династии, не только учительские, но и ученические, когда наши выпускники приводят к нам своих детей, внуков. Для нас очень дорогого стоит, когда к нам приходят наши выпускники и говорят, что школа их сформировала. А вторая миссия – воспитательная. Пусть даже ребёнок учится на тройки, но активно участвует в жизни школы, ходит к ветеранам, помогает животным, главное, чтобы он был добрым человеком.
– Учебный процесс подчиняется строгим образовательным стандартам. Это мешает учёбе?
– Я совсем не боюсь слова "стандарт", это просто свод правил. Стандарт нового поколения оставляет простор для творчества педагогов. Что мешает работать индивидуально? Ничего, если работать грамотно. Мне кажется, новые методики объединяют детей. Сейчас дети в виртуальном процессе чаще анонимны, а в группе, в школе, когда дети плечом к плечу решают какую-то задачу, это и проявляет индивидуальность, там мнение каждого важно.
– Родители часто ругают платные услуги в школах. Если говорить об идеальной школе, платные услуги имеют место быть, или они должны исчезнуть?
– Сегодня не хватает финансирования школам, и поэтому возникает задача организовать платные образовательные услуги. Они нужны не только для организации охраны, ещё и для того, чтобы дополнительный труд педагога был оплачен. Моё детство прошло в социалистических временах, и я помню, что мы пропадали в школе с утра до вечера, после уроков ходили на кружки, но мы не думали о том, платят за это педагогам или не платят. Теперь я смотрю на это как руководитель. Родители на работе, и мы должны организовать для ребёнка после уроков площадку для реализации его талантов, чтобы он открывал себя. Труд должен оплачиваться, другое дело – за счёт родителей это делается или за счёт государства. Пока за счёт родителей, но на государственном уровне эти вопросы решаются.
– На городском конкурсе "Директор школы" вопросы задавали жюри. А в Москве на всероссийском конкурсе, где вы тоже участвовали, вопросы задавали ещё и дети. Что спросили у Вас?
– Мне достался такой вопрос: "Помните ли вы своего школьного директора, хотели бы быть на него похожим, и повлиял ли его стиль управления на вашу работу?". Я ответила, что не хочу быть похожей на того директора, что был у меня в школе. Я не хочу, чтобы меня боялись, расступались по коридору, когда я иду. Хочу, чтобы дети говорили мне: "Здравствуйте, Светлана Николаевна", а не старались мимо прошмыгнуть. Я директор, которого можно обнять. Первоклашки, второклашки, третьеклашки – они бегут по коридору и меня обнимают, для меня эта эмоция неожиданная, но очень приятная, это доверие очень важно.
– А хороший пример для подражания в вашей школе был?
– Есть, это моя учительница немецкого языка Надежда Васильевна. Для меня это идеальный учитель. Она всегда была аккуратно, опрятно и изысканно одета, всегда. Это человек, который учил нас своему предмету с большой любовью, верил в каждого из нас. Она учила нас уважать друг друга и любить. Тогда не было стандарта проектной деятельности, но она у нас всегда была, мы всегда были заняты, вместе ходили в походы.
– Расскажите, как вы приняли решение об участии во всероссийском конкурсе "Директор школы"?
– Когда я приняла это решение, никому об этом не говорила – ни в школе, ни дома, ни руководству. Этот конкурс настроен не на конкуренцию, а на обогащение. Когда мне предложили в прошлом году участвовать, я отказалась, не чувствовала себя конкурентоспособной. Но юбилейный год в гимназии мне в этом помог, когда я поняла, что наша гимназия делает добрые дела: общаемся с бывшими узниками концлагерей, ездим в детские дома. Когда я поняла, что мне есть чем поделиться, я зарегистрировалась, никому не сказав об этом. Я понимала, что в конкурсе принимает участие 346 человек, но всё равно надеялась, что меня заметят.
– Конкурс – это своего рода экзамен. За детьми на ЕГЭ следят очень строго. А за директорами тоже строго смотрели?
– У нас было письменное аналитическое задание, перед выполнением которого у нас забрали сумки, гаджеты, как на ЕГЭ. Мы сели, перед нами положили бумагу с заданиями, потом дали бумагу, на которой его выполнять, сказали, что есть полчаса на выполнение, и потом комиссия его изучала.
Напомним, лауреатом третьей степени городского конкурса "Директор школы" стала Светлана Палкина, директор школы № 137. Второе место разделили Жанна Арбанова из школы № 62 и Татьяна Галимова из 104-й гимназии. А победителем жюри признало Светлану Трухину, директора 37-й гимназии, она вошла в десятку лучших директоров страны.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU