"Учителем года – 2016" в Екатеринбурге стал физик из 47-й гимназии, единственный мужчина и единственный "технарь", который принимал участие в конкурсе. Сразу после объявления победителей Алексей Чуваков дал Е1.RU интервью, в котором рассказал, как картина "Переход Суворова через Альпы" помогает понять физику, дал советы молодым учителям, которые хотят сбежать из школы, и поделился, чем она держит его 30 лет.
– Сейчас дети хотят, чтобы учитель был современным. Каким должен быть современный учитель?
– Дело в том, что мы сейчас находимся в таком переломном моменте и на самом деле не знаем, что нас ждёт. Я начал работать в школе в 1986 году, работал ещё в той старой школе. А сейчас всё меняется, мы ищем, пробуем, пытаемся быть современными, чтобы соответствовать детям. Чтобы быть современным, надо поменять своё мышление. Говорят, что дети стали не такими… Современные дети больше времени проводят в интернете, меньше общаются друг с другом. Но для чего вообще учителя нужны в школе? Чтобы работать с любыми детьми.
– Детей сложнее учить из-за того, что они постоянно в телефоне?
– Сложнее, если вести уроки по-старому. Не могу сказать, что я веду уроки по-новому, но я ищу пути, пробую, не всегда это получается.
– Расскажите, какие фишки вы применяете на своих уроках?
– Когда в 9-м классе мы начинаем изучать равноускоренное движение, то я показываю картину "Переход Суворова через Альпы" и рассказываю историю, что художник столкнулся с проблемой, как изобразить скорость. И отсюда мы выходим на понятие равноускоренного движения, что скорость меняется. Если ещё говорить о картинах, я задаю детям вопрос, почему в картинах Левитана тень не тёмная, а голубого цвета, или почему в картине "Боярыня Морозова" снег разноцветный, разбираем, что это дисперсия, и так далее. Но это не моя личная методика, это всё есть в интернете. Мы, учителя, сами, как дети, всё ищем там. Все знания – на расстоянии вытянутой руки, надо уметь найти эти знания и в нужный момент применить.
– Такой подход заинтересовывает детей?
– Конечно! Вы бы видели их глаза! Они горят даже у старшеклассников, ребята удивляются, что даже на картинах можно найти физику.
– Сейчас молодые учителя уходят из школы, не выдерживая нагрузки. Как справиться с такими трудностями, у вас был такой период?
– Надо дать себе хотя бы год, лучше три года на то, чтобы побыть в профессии. В первый год не у всех всё получается, на младших классах, может, у кого-то получается, но на старших – нет. И у меня так было. Год я выждал, и через год всё нормализовалось. Потом через 6 лет мне захотелось уйти, и я взял такой тайм-аут, вёл курсы человековедения, философии для детей, отдохнул от физики, но потом понял, что физика – это то, что мне надо. Если это твоё, то никуда от этого не уйти. Профессия затягивает, я думаю, что для меня это призвание.
– В работе учителя так много рутины, что интерес к работе пропадает. Как вы от этого спасаетесь?
– У меня были такие моменты, когда начинался новый учебный год, я шёл на работу и говорил себе: "Мне не с чем пойти к детям", потом задаёшь себе вопрос: "А зачем туда идёшь?", и этот ответ находился. А вообще я ищу вдохновение, как и все, в книгах, музыке, в театре, в общении с людьми. Учитель не должен замыкаться школой.
– Ваш рабочий день заканчивается школой, или общение с учениками продолжается и после?
– Если надо пообщаться после уроков, мы можем пообщаться в социальных сетях. Но не буду лукавить, сейчас я стараюсь все школьные дела делать в школе, а дома заниматься уже другими делами, хотя это плохо получается.
– Наверняка среди ваших учеников есть дети, которым физика неинтересна. Как вы пытаетесь изменить эту ситуацию?
– Это моя боль, у меня есть такие ученики, я пытаюсь их заинтересовать, но делать это не только через предмет, но и личное общение. Иногда надо просто поговорить с ребёнком, ему не хватает любви, внимания. Надо просто сесть поговорить, спросить, почему ему неинтересно, просто общение с учеником тоже очень важно.
– А что отвечаете, когда дети спрашивают, зачем им физика?
– Когда мне задают такой вопрос, я говорю: когда ты пойдёшь в магазин и купишь обогреватель с КПД 125%, то покупай. Но помни, что КПД больше 100% быть не может. Вообще, физика – это повод научить ребёнка видеть проблему, формулировать её, ставить цели, планировать, как достичь их. Всё образование на это нацелено: увидеть проблему и решить её.
– Не могу не спросить про ЕГЭ, у вас есть рецепт, как сдать физику на пятёрку?
– Здесь вообще всё очень сложно. Все говорят, что учителя натаскивают на ЕГЭ, мне казалось, что я на ЕГЭ не натаскиваю. Года два назад я не брал специальные задачи ЕГЭ, просто брал задачи, мы их решали, и я не говорил, что мы готовимся к экзамену. Последнее время возникла необходимость натаскивать, экзамен по физике сложный, и без этого его не сдать. Очень много мы с ребятами решаем, у нас 5 часов физики в гимназии, плюс ещё час ребята приходят на консультации. Рецепт здесь простой: чем больше нарешаешь, тем лучше.
– Как вы стали учителем?
– Я всегда этого хотел. У меня не было учительского примера в семье, но профессия учителя меня всегда привлекала. Мне нравилось объяснять. Когда я учился в школе, я не давал списывать одноклассникам, но мог им объяснить, если они просили. На одном собрании классная руководительница про кого-то сказала: "Взял бы хоть списал у Алёши Чувакова", а ей ответили: "Ну да, будто он даст списать".
– Сейчас тоже строго следите за списыванием?
– Ну как слежу… Не пойман – не вор. Я стараюсь доверять детям, проявлять умеренное доверие. Не так, конечно, что ухожу в лаборантскую и не смотрю, кто чем занят. Но таких жёстких требований "Убрали всё, я за вами смотрю" у меня нет. Я говорю детям: "Ну, обманете вы меня, но себя-то не обманете".
– Что самое сложное в профессии учителя?
– Сложнее всего меняться. Ты же привыкаешь, тебе хочется спокойствия, хочется написать конспект и всё, но не получается. К каждому классу нужен свой подход: где-то дети ершистые, где-то поумнее класс, где-то девчонок больше, парней меньше. Парни – попроще, им можно сразу формулы, решать и решать… А девочкам интереснее через картины. У нас такая профессия, в которой постоянно всё меняется: программа, дети. Напишешь план, и его постоянно приходится переделывать. Психологи советуют раз в 5 лет менять профессию, а в нашей профессии раз в 5 лет всё меняется. Сейчас вообще стало интересно работать, трудно, но интересно. Хочется, чтобы дети получили максимум.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU