Образование Лучший учитель Екатеринбурга: "Я учу физике по картинам Левитана и Сурикова"

Лучший учитель Екатеринбурга: "Я учу физике по картинам Левитана и Сурикова"

Алексей Чуваков рассказал, почему сбежал из школы и снова в неё вернулся.

Своё первое интервью победитель конкурса давал в зале, где проходило награждение.
 | www.e1.ruСвоё первое интервью победитель конкурса давал в зале, где проходило награждение.
 | www.e1.ru
Своё первое интервью победитель конкурса давал в зале, где проходило награждение.

"Учителем года – 2016" в Екатеринбурге стал физик из 47-й гимназии, единственный мужчина и единственный "технарь", который принимал участие в конкурсе. Сразу после объявления победителей Алексей Чуваков дал Е1.RU интервью, в котором рассказал, как картина "Переход Суворова через Альпы" помогает понять физику, дал советы молодым учителям, которые хотят сбежать из школы, и поделился, чем она держит его 30 лет.

– Сейчас дети хотят, чтобы учитель был современным. Каким должен быть современный учитель?

– Дело в том, что мы сейчас находимся в таком переломном моменте и на самом деле не знаем, что нас ждёт. Я начал работать в школе в 1986 году, работал ещё в той старой школе. А сейчас всё меняется, мы ищем, пробуем, пытаемся быть современными, чтобы соответствовать детям. Чтобы быть современным, надо поменять своё мышление. Говорят, что дети стали не такими… Современные дети больше времени проводят в интернете, меньше общаются друг с другом. Но для чего вообще учителя нужны в школе? Чтобы работать с любыми детьми.

– Детей сложнее учить из-за того, что они постоянно в телефоне?

– Сложнее, если вести уроки по-старому. Не могу сказать, что я веду уроки по-новому, но я ищу пути, пробую, не всегда это получается.

– Расскажите, какие фишки вы применяете на своих уроках?

– Когда в 9-м классе мы начинаем изучать равноускоренное движение, то я показываю картину "Переход Суворова через Альпы" и рассказываю историю, что художник столкнулся с проблемой, как изобразить скорость. И отсюда мы выходим на понятие равноускоренного движения, что скорость меняется. Если ещё говорить о картинах, я задаю детям вопрос, почему в картинах Левитана тень не тёмная, а голубого цвета, или почему в картине "Боярыня Морозова" снег разноцветный, разбираем, что это дисперсия, и так далее. Но это не моя личная методика, это всё есть в интернете. Мы, учителя, сами, как дети, всё ищем там. Все знания – на расстоянии вытянутой руки, надо уметь найти эти знания и в нужный момент применить.

На примере этой картины Алексей Чуваков объясняет, что такое равноускоренное движение.
На примере этой картины Алексей Чуваков объясняет, что такое равноускоренное движение.
На примере этой картины Алексей Чуваков объясняет, что такое равноускоренное движение.

– Такой подход заинтересовывает детей?

– Конечно! Вы бы видели их глаза! Они горят даже у старшеклассников, ребята удивляются, что даже на картинах можно найти физику.

Болеть за физика пришла большая группа поддержки.
Болеть за физика пришла большая группа поддержки.
Болеть за физика пришла большая группа поддержки.
В своей визитке учитель признался, что в душе он романтик, переоделся в художника и запел.
В своей визитке учитель признался, что в душе он романтик, переоделся в художника и запел.
В своей визитке учитель признался, что в душе он романтик, переоделся в художника и запел.

– Сейчас молодые учителя уходят из школы, не выдерживая нагрузки. Как справиться с такими трудностями, у вас был такой период?

– Надо дать себе хотя бы год, лучше три года на то, чтобы побыть в профессии. В первый год не у всех всё получается, на младших классах, может, у кого-то получается, но на старших – нет. И у меня так было. Год я выждал, и через год всё нормализовалось. Потом через 6 лет мне захотелось уйти, и я взял такой тайм-аут, вёл курсы человековедения, философии для детей, отдохнул от физики, но потом понял, что физика – это то, что мне надо. Если это твоё, то никуда от этого не уйти. Профессия затягивает, я думаю, что для меня это призвание.

– В работе учителя так много рутины, что интерес к работе пропадает. Как вы от этого спасаетесь?

– У меня были такие моменты, когда начинался новый учебный год, я шёл на работу и говорил себе: "Мне не с чем пойти к детям", потом задаёшь себе вопрос: "А зачем туда идёшь?", и этот ответ находился. А вообще я ищу вдохновение, как и все, в книгах, музыке, в театре, в общении с людьми. Учитель не должен замыкаться школой.

– Ваш рабочий день заканчивается школой, или общение с учениками продолжается и после?

– Если надо пообщаться после уроков, мы можем пообщаться в социальных сетях. Но не буду лукавить, сейчас я стараюсь все школьные дела делать в школе, а дома заниматься уже другими делами, хотя это плохо получается.

– Наверняка среди ваших учеников есть дети, которым физика неинтересна. Как вы пытаетесь изменить эту ситуацию?

– Это моя боль, у меня есть такие ученики, я пытаюсь их заинтересовать, но делать это не только через предмет, но и личное общение. Иногда надо просто поговорить с ребёнком, ему не хватает любви, внимания. Надо просто сесть поговорить, спросить, почему ему неинтересно, просто общение с учеником тоже очень важно.

После награждения с победителем сфотографировалась Екатерина Сибирцева, кстати, в школе она тоже преподавала физику.
После награждения с победителем сфотографировалась Екатерина Сибирцева, кстати, в школе она тоже преподавала физику.
После награждения с победителем сфотографировалась Екатерина Сибирцева, кстати, в школе она тоже преподавала физику.
Алексея Чувакова долго поздравляли коллеги.
Алексея Чувакова долго поздравляли коллеги.
Алексея Чувакова долго поздравляли коллеги.

– А что отвечаете, когда дети спрашивают, зачем им физика?

– Когда мне задают такой вопрос, я говорю: когда ты пойдёшь в магазин и купишь обогреватель с КПД 125%, то покупай. Но помни, что КПД больше 100% быть не может. Вообще, физика – это повод научить ребёнка видеть проблему, формулировать её, ставить цели, планировать, как достичь их. Всё образование на это нацелено: увидеть проблему и решить её.

– Не могу не спросить про ЕГЭ, у вас есть рецепт, как сдать физику на пятёрку?

– Здесь вообще всё очень сложно. Все говорят, что учителя натаскивают на ЕГЭ, мне казалось, что я на ЕГЭ не натаскиваю. Года два назад я не брал специальные задачи ЕГЭ, просто брал задачи, мы их решали, и я не говорил, что мы готовимся к экзамену. Последнее время возникла необходимость натаскивать, экзамен по физике сложный, и без этого его не сдать. Очень много мы с ребятами решаем, у нас 5 часов физики в гимназии, плюс ещё час ребята приходят на консультации. Рецепт здесь простой: чем больше нарешаешь, тем лучше.

– Как вы стали учителем?

– Я всегда этого хотел. У меня не было учительского примера в семье, но профессия учителя меня всегда привлекала. Мне нравилось объяснять. Когда я учился в школе, я не давал списывать одноклассникам, но мог им объяснить, если они просили. На одном собрании классная руководительница про кого-то сказала: "Взял бы хоть списал у Алёши Чувакова", а ей ответили: "Ну да, будто он даст списать".

Физик признался, что, когда учился в школе, не давал списывать, но всегда был готов объяснить задачку одноклассникам.
Физик признался, что, когда учился в школе, не давал списывать, но всегда был готов объяснить задачку одноклассникам.
Физик признался, что, когда учился в школе, не давал списывать, но всегда был готов объяснить задачку одноклассникам.

– Сейчас тоже строго следите за списыванием?

– Ну как слежу… Не пойман – не вор. Я стараюсь доверять детям, проявлять умеренное доверие. Не так, конечно, что ухожу в лаборантскую и не смотрю, кто чем занят. Но таких жёстких требований "Убрали всё, я за вами смотрю" у меня нет. Я говорю детям: "Ну, обманете вы меня, но себя-то не обманете".

– Что самое сложное в профессии учителя?

– Сложнее всего меняться. Ты же привыкаешь, тебе хочется спокойствия, хочется написать конспект и всё, но не получается. К каждому классу нужен свой подход: где-то дети ершистые, где-то поумнее класс, где-то девчонок больше, парней меньше. Парни – попроще, им можно сразу формулы, решать и решать… А девочкам интереснее через картины. У нас такая профессия, в которой постоянно всё меняется: программа, дети. Напишешь план, и его постоянно приходится переделывать. Психологи советуют раз в 5 лет менять профессию, а в нашей профессии раз в 5 лет всё меняется. Сейчас вообще стало интересно работать, трудно, но интересно. Хочется, чтобы дети получили максимум.

Пятый номер на конкурсе стал для Алексея Чувакова счастливым.
Пятый номер на конкурсе стал для Алексея Чувакова счастливым.
Пятый номер на конкурсе стал для Алексея Чувакова счастливым.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления