В ноябре 2016-го одно из самых престижных учебных заведений Екатеринбурга — гимназия № 9, легендарная «девятка» — отметила 155-летие. Полтора века назад в здание на берегу Исети вошли первые ученики. За эти годы оно повидало разных «постояльцев» — и штаб Красной гвардии, и железнодорожников, и раненых бойцов. Но неизменно туда возвращались те, для кого здание было построено, — дети.
В преддверии дня рождения «девятки» руководитель музея истории гимназии № 9 Неля Воронина показала E1.RU архивные фотографии и рассказала, какую роль в появлении гимназии сыграл Александр II, почему в школу не захотел войти Колчак и как во время строительства здания власти Свердловска обманули Сталина.
Как Александр II открыл в Екатеринбурге первую мужскую гимназию
Вопрос об открытии в Екатеринбурге гимназии впервые был поднят в 1831 году. В Уральском регионе тогда было только три гимназии: в Перми, Тобольске и Уфе. В Екатеринбурге же такого учебного заведения не было, и главный начальник горных заводов Уральского хребта Владимир Глинка решил это исправить. Он мечтал о появлении горной гимназии (город был горнозаводской столицей, как-никак), но сначала позволили открыть только училище, по статусу оно было ниже. В 1847 году по проекту архитектора Карла Турского началось строительство здания.
— Было выбрано место в самом центре Екатеринбурга — на углу Главного проспекта и Кафедральной площади, — рассказывает руководитель музея истории гимназии № 9 Неля Воронина. — Говорят, на этом месте стоял домик Василия Никитича Татищева и якобы отсюда начинаются подземные ходы, которые ведут под Городской пруд до Вознесенской горки — где был постоянный дом Татищева. Так это или нет, я не знаю — сие не доказано.
К 1852 году здание было построено. Ещё год в нём шла отделка, и в 1853 году открылось Уральское горное училище.
Взошедший на трон в 1855 году Александр II всё-таки решает открыть в Екатеринбурге гимназию широкого профиля. Ей нашли место на втором этаже здания Горного училища. 22 октября (по новому календарю 4 ноября) 1861 года в День Казанской Божией Матери в городе открылась мужская гимназия Его Императорского Величества Александра II.
Образование в ней было платным, поэтому обучаться в гимназии могли только дети обеспеченных горожан. Одним из главных предметов тогда считался Закон Божий. Гимназисты также изучали церковно-славянский, русский, латинский, греческий, немецкий и французский языки, математику, физику, черчение, историю, географию, естествознание, пение и другие предметы.
В 1879 году здание в центре города было полностью передано гимназии. А Уральское горное училище получило здание напротив — то, где сейчас находится колледж имени Ползунова.
— Третий этаж гимназии тогда же отдали под пансион — там жили те, кто приехал учиться из других городов: Хабаровска, Владивостока, Челябинска. Детям до этого приходилось снимать комнаты за большие деньги. А здесь и недорого, и очень удобно, — продолжает руководитель музея истории гимназии № 9.
В начале XX века, когда в Екатеринбурге уже были открыты две женские гимназии, девушки приходили в мужскую гимназию на праздники.
— В сентябре они приходили в гимназический сад, где их встречали мальчики с корзинкой. Оттуда гимназистки, не глядя, доставали фанты и узнавали, на какой праздник в Екатеринбургскую мужскую гимназию та или иная гимназия будет приглашена, — говорит Неля Воронина.
В 1912 году к зданию гимназии по проекту архитектора Константина Бабыкина был пристроен гимнастический спортивный зал — корпус со стороны Городского пруда. Вдоль Набережной по улице Гимназической (ныне Рабочей молодёжи) по вечерам гуляли горожане.
— К 150-летию гимназии мы предлагали переименовать улицу и возвратить ей подлинное имя. Но нас не услышали. Может быть, к 160-летию у нас получится это сделать, — говорит руководитель музея.
Как Колчак не захотел остановиться в гимназии
В мае 1918 года мирную жизнь екатеринбуржцев нарушила гражданская война.
— Четвёртой четверти у гимназистов в тот год не было, дети её не закончили. Но все экзамены им были проставлены, — рассказывает Неля Воронина. — В 1919 году Екатеринбургскую мужскую гимназию закрыли, некоторые сотрудники, например, учитель математики Георг-Самуил Иванович Эбергардт, ушли вслед за Колчаком. Однако вскоре учитель всё же вернулся.
Во время одного из визитов в Екатеринбург адмирала Александра Колчака ему предложили поселиться в мужской гимназии.
— Александра Васильевича нужно было где-то разместить. Возникла идея разместить его в мужской гимназии. Когда ему предложили, он спросил: «А дети где?» — «Учатся», — ответили. «Вот пусть учатся дети, а мне, пожалуйста, в другом месте», — сказал на это Колчак. Так что он не посмел зайти сюда, но пишут, что штаб его располагался здесь. В итоге его поселили в другом здании, которое находится рядом с «Домом книги», — говорит Воронина.
Как власти Свердловска обманули Сталина
В 1919 году здание занял штаб Красной гвардии, а в 1920 году — правление Пермской железной дороги. Однако через восемь лет сюда вновь вернулись дети, открылись сразу три школы: школа № 2 имени Горького, № 12 имени Тургенева и № 129 имени Бубнова.
В 1937 году к ним ненадолго присоединяется «девятка», которая образовалась при объединении школ № 43 и 129. Новое здание для школы № 9 строили на ул. 9 Января, 51а (ныне улица Бориса Ельцина), но к 1 сентября доделать его не успели.
— В 1937 году широко праздновалось 20-летие Великого Октября. Иосифу Виссарионовичу Сталину нужно было послать поздравительную телеграмму с Великим Октябрём и доложить, что «школа чистая и светлая построена благодаря Вашим усилиям, наш великий и любимый вождь». Это письмо было послано, хотя дети ютились в бывшем здании мужской гимназии. Солгали. Сказать в 20-летие Октября, что школа не открылась, было страшно. Полетели бы многие головы, — говорит Воронина.
В новое четырёхэтажное здание на улице 9 Января «девятка» переехала 1 января 1938 года.
— Поначалу школа № 9 была самая заурядная. Лучшие ученики были во 2-й, 5-й и 12-й школах, — говорит Неля Воронина. — А вот когда у нас два выпуска стали лучшими, все ахнули.
Школа № 9 в годы войны
Первый выпуск «девятки» совпал с началом Великой Отечественной войны. 21 июня 1941 года в Харитоновском саду был выпускной бал.
— Потанцевали, пришли, упали замертво, а утром ребят разбудили страшной вестью, что началась война. И они все по цепочке собрались у военкомата, — рассказывает хранительница музея истории гимназии.
В военные годы здания многих школ, в том числе и бывшей мужской гимназии, отдали под госпитали. «Девятка» переехала в здание из красного кирпича по проспекту Ленина, 13, в 1943 году школу перевезли на Ленина, 33. Думали, что временно, оказалось — навсегда.
Во дворе «девятки» выращивали тыквы и орехи
В советские годы школа № 9 была знаменита своим приусадебным участком, который находился во внутреннем дворе.
— Я помню в конце 60-х годов роскошную выставку юных натуралистов, которая проходила в здании Горного училища. На этой выставке свердловские ребята представляли овощи, выращенные на пришкольных участках. Моё внимание привлекла огромнейшая тыква, читаю: «Выращено юннатами 9-й школы». Тогда я и представить себе не могла, что через много лет стану работать в этой школе, отдам ей более 20 лет своей жизни, — говорит Неля Воронина.
Школьники также выращивали арахис и скрещивали дикую вишню с южными сортами.
— Куст этой вишни с огромными ягодами рос у нас до 2006 года, пока гимназию не закрыли на реконструкцию. Было жалко расставаться с ним, поэтому замдиректора по АХЧ пообещал пересадить его на другое место, — вспоминает хранительница школьного музея.
Большая реконструкция
Реконструировать «девятку», которая получила статус гимназии в 1991 году, решили из-за нехватки классных комнат. А главное — к тому времени в ней не было капитального ремонта уже несколько десятков лет.
— Гимназия просто задыхалась, — говорит Неля Воронина. — Первоначально был проект, который подразумевал надстройку четвёртого этажа. Однако на последнем этапе согласования проекта пришли специалисты по охране памятников архитектуры и забраковали его. Здание гимназии — это памятник архитектуры федерального значения, поэтому портить его фасады категорически нельзя.
Здание, которое было изначально построено в виде буквы «П», решили замкнуть. Для этого строители возвели мощный трёхэтажный блок по центру внутреннего двора и четвёртую стену с севера. Это пространство заняли хореографический, актовый, лекционный и обеденный залы с прозрачными крышами в виде пирамид. Также добавилось несколько новых классов. Большая реконструкция проходила под контролем мэра Аркадия Чернецкого и директора гимназии № 9 Валентины Желтоножко. Она длилась год, и уже 1 сентября 2007 года ученики «девятки» вернулись в родные классы.
Реконструкция длилась год. Всё это время дети из «девятки» учились в других школах города. Ребята и сами педагоги с нетерпением ждали возвращения в родную гимназию.
— Однажды во время реконструкции я пришла в гимназию. Захожу и смотрю: передо мной стена с отёсанной штукатуркой и оголённой кирпичной кладкой. Тогда я поняла, что передо мной предстала сама история, — говорит Воронина. — Я протянула руки и почувствовала от стен тепло. Сложив ладони, побежала в 69-ю школу, где учились наши. Захожу в один класс, говорю: «Ребятки, я вам принесла подарок». Они спрашивают: «Какой?» Я говорю: «Вот эти руки сейчас касались настоящей кирпичной стены нашей гимназии». Они обомлели, стоят и говорят: «А дотронуться можно?» «Можно», — отвечаю. Очень скучали дети по своей гимназии!
Известные ученики
Среди выпускников «девятки» — много известных екатеринбуржев. Это и первый проректор УрФУ Дмитрий Бугров, и начальник Управления образования Екатерина Сибирцева, и глава Орджоникидзевского района Вячеслав Трапезников. Их студенческие фотографии хранятся в музее истории гимназии.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; Государственный архив Свердловской области, архив музея истории гимназии № 9, 1723.ru