Е1.RU продолжает давать полезные советы родителям вместе с учителями. В рубрике «Родительское собрание» мы расскажем о том, как развить в ребёнке грамотность, оторвать его от гаджетов, и объясним, чем занять школьника в свободное время. На этот раз речь пойдёт об интересном изучении физики.
Пожалуй, к этому предмету у школьников может быть два отношения. Либо ребята изучают физику с горящими глазами, сами выдумывают интересные опыты, с азартом решают задачи, либо тихо ненавидят её, сетуя на то, какая физика сложная и непонятная, и даже вызубрив учебник, не могут решать задачи.
Разрешить эту проблему мы попросили учителя 130-го лицея Игоря Бородина. В школе он работает около 30 лет и почти всё это время готовит ребят к участию в Международном турнире физиков. В 2011 году команда гимназии дошла до финала, который проходил в Иране. Сейчас Игорь Дмитриевич помогает ученикам готовиться к уральскому турниру по физике, который традиционно проходит в СУНЦе.
Совет первый: с интересом отвечайте на вопросы ребёнка
— Когда ребёнок в 2 года начинает задавать первые вопросы, родитель должен не отмахиваться, а постараться с интересом ответить. Если не знает ответ, надо найти его в книжке, в интернете, но ответить малышу. Если это ребёнок постарше, то надо ему подсунуть книжку, где есть ответ. Сейчас много возможностей удивить ребёнка, можно сходить в тот же «Ньютон-парк». Можно сесть рядом с ребёнком за компьютер, вместе смотреть ролики на YouTube о физических опытах, но надо показать, что тебе это интересно. Если это не так, ребёнок сразу поймёт, что его обманывают.
Совет второй: объясняйте ребёнку, почему что-то происходит
— Физика везде. Можно просто сказать, что не надо зимой прикасаться языком к металлическим предметам, а можно объяснить почему. Расскажите, что у металла есть такое свойство — быстро вбирать в себя тепло от тебя, от воды, которая на языке, потом язык пристынет, и будет больно отрывать. Когда наливают кипяток в металлическую кружку, можно просто сказать: не трогай, обожжешься, а можно объяснить, почему ты обожжешься. Объяснить, что кружка очень быстро взяла на себя тепло, и теперь она такой же температуры, как вода. А фарфоровая кружка, например, медленнее берёт на себя тепло.
Совет третий: научите ребёнка превращать задачу в картинку
— Один замечательный методист говорил: «Девиз к решению любой задачи такой: читай и рисуй». Процесс чтения — сложный процесс, итоговым его пунктом должно быть создание образа. Так в любой книге. Дадим первокласснику читать «Анну Каренину», какие-то образы у него возникнут, но неправильные. Это я к тому, что человек должен быть подготовлен к решению задачи, чтобы, когда он читал, у него что-то отозвалось и он должен быть настроен на решение. Он не должен думать так: сейчас я прочту и ничего не пойму. Он должен быть настроен на то, что прочитает и у него возникнет какая-то картинка. Если он прочитал и картинка не стыкуется, он должен задать вопрос кому-нибудь или разобраться в этом сам. Эту картинку лучше изобразить. На этом рисунке надо увидеть, что же нам дано.
Первая часть решения любой задачи — это создать образ, отразить в нём то, что дано. Условие задачи формулируется на русском языке, английском или каком-то другом. А решение пишется на языке формул. Есть очевидные формулировки, а есть нет. Иногда надо сообразить, что можешь применить ту или иную формулу, правильно расшифровать условие. И здесь можно зацепить человека, которому всё равно на физику, но ему нравится изучать иностранный язык, нравится переводить. Как в английском языке есть сочетания слов, которые переводятся легко, а есть такие, которые переводятся особенным образом, так и в физике нужно правильно «перевести» условие задачи.
Совет четвёртый: не решайте за детей домашние задания
— Вообще физика начинается в среднем звене, когда родители уже не делают с ребёнком домашние задания. Но надо приучить ребёнка к тому, чтобы если что-то не получается, он просил помочь. Если родитель сам не может решить, пусть предложит подойти к учителю, или обратится вместе с ребёнком, если вдруг он один стесняется. Потому что интерес пропадает часто из-за больших трудностей, трудность должна быть посильной. Проблема в том, что родители, помогая решить задачу, часто говорят: здесь надо сделать так, так и так, ответ будет такой. Ребёнок это всё записывает, приносит это решение, и что? Он же ничего из этого не понял. Родителям нужно чуть-чуть подтолкнуть к решению задачи, а не диктовать решение.
Можно решить за ребёнка, но потом спросить его: «Тебе всё понятно?» А потом все письменные объяснения забрать и сделать перерыв, переключить его внимание на что-то другое, попросить помыть посуду, например, а потом вернуть к решению задачи. Этот перерыв нужен для того, что ребёнок не из памяти к себе в тетрадку написал решение, а сам решил и понял. Если не получилось, надо снова объяснить, снова забрать решение и дать возможность самому найти ответ.
Совет пятый: лучший способ запомнить формулы — держать их перед глазами
— Для 11-классников, которые будут сдавать ЕГЭ, федеральный институт педагогических измерений сделал специальный файл-кодификатор, где есть все формулы, которые надо знать. Распечатай его и выучи. Поначалу надо держать перед собой список и думать, какую формулу применить, потом эти формулы запомнятся. Самое трудное — буквы в этой формуле привязать к той картинке, которая возникла в задаче, если это удалось, получились уравнения. Дальше надо включить в голове математика и решить их. Потом надо включить в голове физика, и то, что решил, перевести из формул обратно на русский язык.
Тот же прекрасный методист УПИ говорил, не помню стихи дословно, «от всяких неудач секрет простой — реши 400 задач и смело в бой». Никаких тайн тут нет, надо просто честно решать. Дети же как решают: ага, я вижу ответ, эта формула вроде бы к нему подходит. Так решать без толку. Надо осознанно решать, решать и решать.
Совет шестой: не тратьте на решение одной задачи на экзамене больше 5–10 минут
— На ЕГЭ не надо заниматься задачей, в которой что-то не понимаешь, дольше 5 минут, ну 10 минут. Это и домашнего задания касается. На экзамене время надо отслеживать. Выполнять тест надо с этой точки зрения — не тратить время на задачи, которые не знаешь, как решаются. После решения заданий, которые кажутся простыми, надо вернуться к задаче посложнее, где решение кажется более вероятным. Весь тест проходишь, если время остаётся, возвращаешься к сложным задачам, всё перепроверяешь.
Напомним, в предыдущих сериях «Родительского собрания» учительница технологии из 167-й школы дала советы о том, как приучить ребёнка помогать по дому без денег и скандалов, педагог по литературе из 2-й гимназии рассказала, как убедить подростка взять в руки книгу, учительница английского из 94-й гимназии — как помочь школьнику выучить иностранный язык без путешествий за границу, педагог по математике из 121-й школы — о том, как заинтересовать ребёнка цифрами и примерами, даже если он гуманитарий, а учитель химии — о том, как пробудить интерес к опытам.