Образование обзор 11 тёплых воспоминаний: известные екатеринбуржцы рассказали о своих любимых учителях

11 тёплых воспоминаний: известные екатеринбуржцы рассказали о своих любимых учителях

Музыканты, политики, чиновники, директора музеев и омбудсмен признались в любви педагогам.

Кому-то любимый учитель помог определиться с профессией, кого-то – сделал человеком. 

Флешмоб #СпасибоУчитель уже пару недель гуляет по Фейсбуку – вся страна делится воспоминаниями о любимых учителях, тех, кто научил жить и кого невозможно забыть спустя многие годы. К Дню учителя, который отмечается сегодня, мы попросили известных екатеринбуржцев тоже поделиться на страницах нашего портала своими рассказами о своих любимых учителях, об уроках, на которые бежали с радостью.

Кто-то откликнулся на нашу просьбу постом в соцсетях, кто-то написал проникновенные строки на редакционную почту, кто-то взахлеб рассказывал о любимых учителях по телефону. Оказалось, что спустя десятки лет многие наши собеседники продолжают общаться со своими педагогами – и не только по праздникам. А у кого-то фотография школьного учителя стоит в рамке на рабочем столе.

Почитайте их трогательные воспоминания и… позвоните своему любимому учителю! Навестите его или просто вспомните добрым словом.

Первый проректор УрФУ Дмитрий Бугров:

– Свои 10 ученических лет я провёл в трёх школах моего родного Свердловска. 1-й класс – в 36-й (рядом с домом). А затем моя семья переехала в другой район, и во 2-3-м классах я учился в 45-й школе, а в 4-10-м – в школе № 9. Я хорошо помню моих учителей и всегда вспоминаю их с чувством глубокой благодарности.

И мне кажется, что среди моих педагогов была учительница, которая действительно оказала влияние… нет, не на мой профессиональный выбор или какие-то познавательные наклонности, а, скорее, непосредственно на мой характер. Это учитель начальных классов школы №45 Наталья Тихоновна Бортникова. Она стремилась воспитать в нас настоящее, взрослое чувство ответственности. В те годы она считалась одним из лучших в городе педагогов "началки". Никакого сюсюканья, никаких поблажек и скидок на затруднительное (или, наоборот, повышенное) материальное благосостояние семьи того или иного ученика. Строгость, граничившая с жесткостью (как казалось, мне, 8-летнему "бабушкиному сынку", никогда не посещавшему детский сад).

Дмитрий Бугров считает, что его характер сформировала первая учительница.

И – самое главное! – подчеркнутое отсутствие "любимчиков". Её благосклонность можно было заслужить только по делу. К примеру, я, росший в семье выпускников филологического факультета классического университета, с малолетства очень много читал – и потому был практически абсолютно грамотным. Ещё не зная правил написания, я просто помнил, как пишется каждое слово в любом из контекстов, которые когда-либо отражал мой внимательный читательский глаз. Оттого Наталья Тихоновна время от времени производила меня в свои "ассистенты" – она уходила в учительскую, а я, встав у доски, громко и с выражением зачитывал очередной диктант. Я читал, а ребята выводили слова и буквы в тетрадках. Ещё почему-то я хорошо и без ошибок считал в уме (и даже мог в уме производить операции по умножению несложных чисел). Видимо, поэтому мне поручалось проводить в классе небольшие контрольные работы по арифметике.

При этом ни у меня, ни у моих товарищей не возникало и мысли о том, чтобы воспользоваться ситуацией и просто "слить в массы" правильные буквы и цифры. Все было абсолютно честно, по-настоящему. Или, как говорят дети, "взаправду". Думаю, что наша учительница знала об этом.

Драматург Николай Коляда:

– У меня были прекрасные учителя, мне повезло в жизни. В школе у меня была прекрасная учительница по русскому языку и литературе Валентина Ивановна Овчарова, её нет уже на белом свете, царство ей небесное, светлая память. В театральном училище у меня был просто чудесный педагог Вадим Михайлович Николаев – бывший главный режиссер нашего телевидения. И в литературном институте был Вячеслав Максимович Шугаев. Все умерли, но их портреты у меня висят над письменным столом, всегда смотрю на них и всегда помню. Я очень благодарен им за то, что они сделали мне в жизни.

У Николая Коляды фотографии любимых учителей висят над письменным столом.

И своим студентам я всегда говорю: любите своих учителей и прощайте им всё, они могут быть какими угодно людьми, но они дали, что называется, путёвку в жизнь. Они помогли тебе, подтолкнули, отправили в светлую жизнь. Конечно, я хочу, чтобы и меня любили. Нужно любить учителей всю жизнь и говорить о них только хорошее.

Депутат Заксобрания Свердловской области Валерий Савельев:

– Начинал я учиться в школе казахстанского села Родниковка. В моей первой, и самой любимой, учительнице Нине Ивановне Шкуренко были исключительные доброта, душевность и любовь к детям. С Ниной Ивановной все эти годы я постоянно созваниваюсь – в обязательном порядке на все праздники, а не только на День её рождения, 1 сентября и День учителя. Её фотография – среди фотографий моих родных и друзей – всегда стоит в моём рабочем кабинете.

Валерий Савельев часто звонит своей учительнице, и она до сих поправляет его в ударениях.

Сейчас Нине Ивановне уже 86 лет, она по-прежнему живёт в Казахстане. Дай Бог ей долголетия! Каждый раз она очень рада меня слышать по телефону, расспрашивает о работе и семье и, что греха таить, поправляет иногда, если неправильно поставлю ударение в слове. Я бесконечно благодарен ей за данные мне знания, за её тепло и заботу.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова:

– В школе я училась хорошо, но не была отличницей. Я училась в удовольствие, поэтому могла себе позволить не очень любить физику, четвёрка по ней меня вполне устраивала. Но если бы мне по русскому языку поставили четыре… А что касается литературы, то я никогда не могла себе представить, чтобы у меня по ней была оценка ниже пятерки. Нина Николаевна Маликова учила нас русскому языку и литературе. И была классным руководителем. При первой же возможности она отправлялась с нами в поход. Мы проехали с ней весь Чуйский тракт. Были на Телецком озере и на Манжероке. Алтай мы изучили весь.

А ещё, помню, она любила возить нас в оперный театр в Новосибирск. С первого спектакля хотели выгнать: мальчишки смеялись, не понимая, как можно петь, вместо того, чтобы говорить. Это была опера итальянского композитора Леонкавалло "Паяцы". А сегодня мы все любим оперу, литературу, грамотно пишем. С Ниной Николаевной я встречаюсь, когда приезжаю в родные края на Алтай. Очень благодарна ей не только за школьные уроки.

Татьяна Мерзлякова так любила свою учительницу русского языка и литературы, что сама хотела стать педагогом.

Когда я училась в школе, то очень хотела стать учителем русского языка и литературы. Тогда вместо того, чтобы пойти на курсы домохозяек, я пошла учиться на водителя, чтобы получить права. Меня попросили написать в газету о том, как в нашей школе готовят водителей. Моя первая заметка, которая называлась "Когда ветер навстречу", вышла на страницах "Алтайской правды". Эта газета потом и дала мне рекомендацию для поступления на факультет журналистики Уральского государственного университета.

Солист группы N.E.V.A Кирилл Нечаев:

– Я бы хотел сказать большое спасибо и пожелать крепчайшего здоровья Тамаре Прокопьевне, своему первому учителю, она с большой любовью и заботой учила меня и моих будущих школьных друзей. Людмиле Михайловне моей классной руководительнице, которая сплотила наш класс! Научила меня стремиться к успеху и закаляла мой дух! Своему учителю музыки Любови Андреевне, которая, несмотря на то, что я был разгильдяем, всё равно верила в меня. Как-то я пришёл на урок, с горящими глазами забежал в класс и говорю: "Любовь Андреевна, послушайте, что я придумал!!!" Сыграв ей отрывок того, что осенило меня утром, я с надеждой ждал одобрения. "Кирюш, ты молодец, но это Чайковский", – сказала она с милой улыбкой. Я, конечно, расстроился, но на всю жизнь запомнил, что если ты что-то придумал, будь готов к тому, что это могло быть придумано до тебя.

Кирилл Нечаев благодарит своего учителя музыки за то, что она верила в него, хотя он был разгильдяем.

Я бы хотел сказать большое спасибо Наталье Ивановне, своему преподавателю по вокалу. За всё, чему она меня научила. За её поддержку и веру. Я бы хотел сказать спасибо всем работникам Шалинского дома культуры, где прошло моё детство! Они подарили мне мечту о сцене! Я хотел бы сказать спасибо своей любимой маме! Моему первому учителю и самому важному человеку в моей жизни! Мама, я тебя люблю!

Начальник управления образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева:

– В шестом классе появился предмет физика и в мою жизнь красиво вошла Татьяна Александровна Легких. Она вела у нас предмет три года, до 9 класса. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы я совершенно влюбилась в физику. Ну а с Татьяной Александровной мы так и идём рядом с тех пор... Если бы не она, моя жизнь сложилась бы совершенно по-другому.

Химию в седьмом и восьмом классе у нас вёл Сергей Анатольевич Москвин – лучший химик всех времён и народов. Тогда, правда, он ещё не был такой легендой, как сегодня, но образ уже проступал довольно отчетливо... Неорганическую химию я не особенно понимала, но на его уроках мне нравилось – опыты, лабораторные работы, раковина и горелка на каждой парте... Спустя несколько лет, когда я пришла работать в "девятку", завязалась наша дружба, которой я очень горжусь. Мудрость, интеллигентность, такт, огромные знания и потрясающее чувство юмора – все эти качества, в полной мере присущие ему, не оставляют равнодушными ни детей, ни коллег.

Екатерина Сибирцева признаётся, что именно благодаря учителям школьные годы стали лучшим временем в жизни.

На моём пути было ещё много прекрасных учителей, и невозможно в одном посте написать обо всех. Но всем хочется сказать спасибо. Благодаря им школьные годы стали самым счастливым временем моей жизни, где всё было как надо – и учеба, и взросление, и любовь, и разочарования, и обретение себя в конечном итоге. Благодаря им, спустя пять лет после окончания школы, я вернулась в родную "девятку", и отдала любимой учительской профессии двадцать лет. На этом пути становления меня как учителя рядом со мной тоже были учителя – мои коллеги. У каждого из них я училась, и каждый оставил след в моем сердце. Скажу подробнее лишь о двух самых близких мне людях – Кларе Павловне Гавриловой и Марине Львовне Кацнельсон. Именно благодаря им я состоялась как учитель.

А ещё я очень признательна своим ученикам – всем тем, ради кого ты каждый день делаешь своё любимое дело. Они учат нас тому, чего нет в учебниках и нормативных документах. Они открывают нам свои души – самое дорогое, что есть на свете. Ничем не измерить эту степень доверия. Их нельзя обмануть и разочаровать... Лишь бы они были счастливы! А в этом году мой сын перевёлся из УРГЭУ в пединститут. Может, всё продолжается? И когда-нибудь и ему кто-то скажет: "Спасибо, учитель!"

Мэр Екатеринбург Евгений Ройзман:

– Мне всегда везло с учителями русского языка и литературы и учителями истории. Видимо поэтому так получилось, что я так много читал и могу писать и стихи, и прозу, когда есть время, и научные тексты. И, видимо, поэтому я стал историком. В своё время автор одного хорошего дореволюционного учебника по истории сказал: "У меня нет задачи, чтобы дети запомнили даты. Моя задача – чтобы у детей появился интерес". Мне в этом плане повезло – у меня были те учителя, которые сумели привить у меня интерес, и я, как могу, продолжаю их дело.

Евгений Ройзман своими любимыми учителями называет педагогов по истории и литературе.

В университете читала Галина Аркадьевна, огромная ей благодарность, фамилию, к сожалению, её не помню. Впервые по-настоящему познакомила меня с серьёзной критической литературой и по Пушкину, и по Лермонтову Роза Вольфовна, всю жизнь её помню. Историю у нас в 27-й школе вёл, имени отчества не помню, учитель Гущев, потом была Раиса Ивановна, я их обоих помню, к ним большое чувство благодарности.

Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский:

– У меня два любимых учителя – один из школы, один из вуза. На мой взгляд, главное, что должен дать учитель – это отношение к делу, некий общий уровень культуры, понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда ожидания от тебя высокие, то формируется определённая планка. Очень важно, как учитель говорит, как он выстраивает отношения с тобой.

Сергей Каменский считает, что учителя дали ему не только знания, но и помогли сформировать отношение к себе и профессии.

Мои любимые учителя дали мне даже не какие-то конкретные знания, а помогли сформировать отношение к себе, к профессии. Сергей Кокшаров – преподавал в вузе, он археолог, доктор исторических наук, он дотошный профессионал. В экспедициях он на первое место всегда ставил человека, науку – на второе, это очень важно. И второй мой любимый учитель из школы – это Валерий Синяков.

Директор музея ИЗО Никита Корытин:

– Вся моя старшая родня работала в естественных науках. Наше с братом одновременное дезертирство в гуманитарную сферу, тем не менее, было воспринято с пониманием, так как в ранние девяностые с развалом советской экономики и науки, всем казалось, что юристы, лингвисты и прочие культурологи спасут Россию. Я учился на факультете с блестящим преподавательским составом – филфак УрГУ, и, безусловно, не менее десятка человек оставили ничем не выводимый отпечаток в моём сознании.

Но перезагрузил мое мировоззрение и определил вектор, которого я держусь до сих пор, человек, которого я встретил почти случайно. Валентин Вонифатьевич Корона преподавал на биофаке, занимался вопросами морфологии растений, но, так как основным предметом его интересов была симметрия, он увлекся и художественным материалом, а именно стиховедением. На этой почве он и стал вхож в кабинеты третьего этажа УрГУ.

Никита Корытин, хотя учился на филологическом, больше всего восхищался преподавателем биофака.

Впервые я услышал и увидел его студентом третьего курса на Дергачевских чтениях, среди нашей смертельно скучной филологической "филателии". Его доклад о Маяковском, естественно, сопровождавшийся формулами и графиками, проходил в гробовой тишине и тревожной атмосфере, так как аудитория безрезультатно тщилась понять, о чём же идёт речь. Для меня, как и для большинства присутствовавших, довольно тёмным тогда остался смысл того, о чём говорил Валентин Вонифатьевич, но зато мне со всей очевидностью стало ясно, что именно такого знания жаждет мой мозг, так как тогда я только начал погружаться в тему количественных методов в искусствознании и уже успел начитаться всяких глупостей, поизучать науку статистику.

Благодаря Елене Березович я раздобыл его телефон. Можно и не говорить, что творилось у меня в душе, когда, посмотрев на часы после нашей первой встречи, я обнаружил, что разговор длился три с половиной часа. Наше общение стало регулярным, и для меня эти недолгие годы до его преждевременной смерти были практически новым высшим образованием. Помимо понимания многих вещей в устройстве человеческого знания, я был покорен самой его личностью. Валентин Вонифатьевич – воплощение именно того образа блестяще образованного, неординарно мыслящего, всегда ироничного, но скромного интеллектуала, которого создала советская наука и который может стать настоящим личностным ориентиром.

Музыкант группы "Сансара" Александр Гагарин:

– Мне всегда везло с учителями, и я многим могу сейчас сказать "спасибо, учитель", но, когда в рамках акции попросили рассказать о конкретном человеке, я сразу знал, кого бы хотел здесь вспомнить. После окончания 9-го класса и художественной школы, лицея имени Дягилева, я поступил в ХПУ-42 – ювелирное училище, расположенное в Екатеринбурге на мрачном отрезке улицы Блюхера, напротив Михайловского кладбища. Историю за 10–11 классы там преподавал Владимир Сергеевич Козлов

Александр Гагарин благодарен любимому учителю за уроки истории, похожие на передачу "Хочу всё знать".

Человек, который мог рассказать интересно и доступно о чём угодно вне своего предмета. Что и запомнилось. Дело в том, что жители задних рядов в классе всегда знали, как "сорвать" урок, сменив историческую тему на любую другую. Достаточно было затянуть что-то вроде "Владимир Сергеевич, а вы верите в снежного человека" или "Ну-у-у, Владимир Сергеевич, ну расскажите нам про чёрные дыры". Когда подключался весь класс, Владимир Сергеевич в итоге сдавался и тратил учебные часы на ответ. И так все два года. Постоянные отступления от программы. Уроки истории в ХПУ-42 всегда превращались в подобие некоего науч-поп-сериала из цикла "Хочу всё знать". Было всегда безумно интересно, а главное – эта история приучила интересоваться многими вещами за пределами своей профессиональной деятельности.

Психолог Анна Кирьянова:

– Мне одна учительница чрезвычайно понравилась – она мою дочку в первом классе учила. Татьяна Петровна. Обычная такая, немолодая тётенька с крашеными волосами и морщинками, в блузе с цветами. Слегка покрикивала на детей, но, скорее, одобрительно, а не злобно. Одного мальчика схватила за шиворот и приподняла. И говорит с нескрываемой похвалой: "Смотрите, такой клоп, а уже матерится!". В общем, не для доски почёта учительница, а просто – Татьяна Петровна. И была годовая контрольная по математике. Татьяна Петровна меня подозвала и молча дочкину контрольную протянула. Да. Там два криво написанных примера. И Микки Маус нарисован.

Анна Кирьянова признаётся, что учитель её дочери первая разглядела в девочке талант художника.

Мне стало неловко и стыдно – как же так? Что же это? Как такое могло получиться? Я приготовилась оправдывать ребенка, а Татьяна Петровна и говорит: "Как отлично нарисован этот Микки Маус! Я его попыталась перерисовать на бумажку – так у меня хуже получилось. Вы только посмотрите, какой он весёлый! Как он ловко дрыгает ножкой! А как туфельку ребёнок нарисовал – это просто загляденье, а не туфелька! А прическа у Микки Мауса такая задорная, мысиком; ушки торчат! И как он улыбается! Знаете, наверное, ваша дочка станет художницей. Это просто замечательный талант!".

Я робко пролепетала: "А примеры? А задача?". Татьяна Петровна, восхищенно разглядывая Микки Мауса, ответила, что задачи жизнь заставит решать. А вот нарисовать Микки Мауса – это мало кто может... Контрольную ребёнок потом переписал. И я её совсем не ругала – я вообще детей не ругаю. А дочка стала художником-мультипликатором. Комиксы рисует. И решает задачи, которые ставит жизнь – как без этого? И из всех учителей я вот Татьяну Петровну и помню. С удовольствием помню – как Микки Мауса...

Фото: Валерий ШАРИФУЛИН / ТАСС; Илья ДАВЫДОВ; Артём УСТЮЖАНИН/Е1.RU;

urfu.ru; пресс-служба Уполномоченного по правам человека Свердловской области;

пресс-служба Валерия САВЕЛЬЕВА; N.E.V.A/ vk.com;

Никита КОРЫТИН, Анна КИРЬЯНОВА/facebook.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления