Флешмоб #СпасибоУчитель уже пару недель гуляет по Фейсбуку – вся страна делится воспоминаниями о любимых учителях, тех, кто научил жить и кого невозможно забыть спустя многие годы. К Дню учителя, который отмечается сегодня, мы попросили известных екатеринбуржцев тоже поделиться на страницах нашего портала своими рассказами о своих любимых учителях, об уроках, на которые бежали с радостью.
Кто-то откликнулся на нашу просьбу постом в соцсетях, кто-то написал проникновенные строки на редакционную почту, кто-то взахлеб рассказывал о любимых учителях по телефону. Оказалось, что спустя десятки лет многие наши собеседники продолжают общаться со своими педагогами – и не только по праздникам. А у кого-то фотография школьного учителя стоит в рамке на рабочем столе.
Почитайте их трогательные воспоминания и… позвоните своему любимому учителю! Навестите его или просто вспомните добрым словом.
Первый проректор УрФУ Дмитрий Бугров:
– Свои 10 ученических лет я провёл в трёх школах моего родного Свердловска. 1-й класс – в 36-й (рядом с домом). А затем моя семья переехала в другой район, и во 2-3-м классах я учился в 45-й школе, а в 4-10-м – в школе № 9. Я хорошо помню моих учителей и всегда вспоминаю их с чувством глубокой благодарности.
И мне кажется, что среди моих педагогов была учительница, которая действительно оказала влияние… нет, не на мой профессиональный выбор или какие-то познавательные наклонности, а, скорее, непосредственно на мой характер. Это учитель начальных классов школы №45 Наталья Тихоновна Бортникова. Она стремилась воспитать в нас настоящее, взрослое чувство ответственности. В те годы она считалась одним из лучших в городе педагогов "началки". Никакого сюсюканья, никаких поблажек и скидок на затруднительное (или, наоборот, повышенное) материальное благосостояние семьи того или иного ученика. Строгость, граничившая с жесткостью (как казалось, мне, 8-летнему "бабушкиному сынку", никогда не посещавшему детский сад).
И – самое главное! – подчеркнутое отсутствие "любимчиков". Её благосклонность можно было заслужить только по делу. К примеру, я, росший в семье выпускников филологического факультета классического университета, с малолетства очень много читал – и потому был практически абсолютно грамотным. Ещё не зная правил написания, я просто помнил, как пишется каждое слово в любом из контекстов, которые когда-либо отражал мой внимательный читательский глаз. Оттого Наталья Тихоновна время от времени производила меня в свои "ассистенты" – она уходила в учительскую, а я, встав у доски, громко и с выражением зачитывал очередной диктант. Я читал, а ребята выводили слова и буквы в тетрадках. Ещё почему-то я хорошо и без ошибок считал в уме (и даже мог в уме производить операции по умножению несложных чисел). Видимо, поэтому мне поручалось проводить в классе небольшие контрольные работы по арифметике.
При этом ни у меня, ни у моих товарищей не возникало и мысли о том, чтобы воспользоваться ситуацией и просто "слить в массы" правильные буквы и цифры. Все было абсолютно честно, по-настоящему. Или, как говорят дети, "взаправду". Думаю, что наша учительница знала об этом.
Драматург Николай Коляда:
– У меня были прекрасные учителя, мне повезло в жизни. В школе у меня была прекрасная учительница по русскому языку и литературе Валентина Ивановна Овчарова, её нет уже на белом свете, царство ей небесное, светлая память. В театральном училище у меня был просто чудесный педагог Вадим Михайлович Николаев – бывший главный режиссер нашего телевидения. И в литературном институте был Вячеслав Максимович Шугаев. Все умерли, но их портреты у меня висят над письменным столом, всегда смотрю на них и всегда помню. Я очень благодарен им за то, что они сделали мне в жизни.
И своим студентам я всегда говорю: любите своих учителей и прощайте им всё, они могут быть какими угодно людьми, но они дали, что называется, путёвку в жизнь. Они помогли тебе, подтолкнули, отправили в светлую жизнь. Конечно, я хочу, чтобы и меня любили. Нужно любить учителей всю жизнь и говорить о них только хорошее.
Депутат Заксобрания Свердловской области Валерий Савельев:
– Начинал я учиться в школе казахстанского села Родниковка. В моей первой, и самой любимой, учительнице Нине Ивановне Шкуренко были исключительные доброта, душевность и любовь к детям. С Ниной Ивановной все эти годы я постоянно созваниваюсь – в обязательном порядке на все праздники, а не только на День её рождения, 1 сентября и День учителя. Её фотография – среди фотографий моих родных и друзей – всегда стоит в моём рабочем кабинете.
Сейчас Нине Ивановне уже 86 лет, она по-прежнему живёт в Казахстане. Дай Бог ей долголетия! Каждый раз она очень рада меня слышать по телефону, расспрашивает о работе и семье и, что греха таить, поправляет иногда, если неправильно поставлю ударение в слове. Я бесконечно благодарен ей за данные мне знания, за её тепло и заботу.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова:
– В школе я училась хорошо, но не была отличницей. Я училась в удовольствие, поэтому могла себе позволить не очень любить физику, четвёрка по ней меня вполне устраивала. Но если бы мне по русскому языку поставили четыре… А что касается литературы, то я никогда не могла себе представить, чтобы у меня по ней была оценка ниже пятерки. Нина Николаевна Маликова учила нас русскому языку и литературе. И была классным руководителем. При первой же возможности она отправлялась с нами в поход. Мы проехали с ней весь Чуйский тракт. Были на Телецком озере и на Манжероке. Алтай мы изучили весь.
А ещё, помню, она любила возить нас в оперный театр в Новосибирск. С первого спектакля хотели выгнать: мальчишки смеялись, не понимая, как можно петь, вместо того, чтобы говорить. Это была опера итальянского композитора Леонкавалло "Паяцы". А сегодня мы все любим оперу, литературу, грамотно пишем. С Ниной Николаевной я встречаюсь, когда приезжаю в родные края на Алтай. Очень благодарна ей не только за школьные уроки.
Когда я училась в школе, то очень хотела стать учителем русского языка и литературы. Тогда вместо того, чтобы пойти на курсы домохозяек, я пошла учиться на водителя, чтобы получить права. Меня попросили написать в газету о том, как в нашей школе готовят водителей. Моя первая заметка, которая называлась "Когда ветер навстречу", вышла на страницах "Алтайской правды". Эта газета потом и дала мне рекомендацию для поступления на факультет журналистики Уральского государственного университета.
Солист группы N.E.V.A Кирилл Нечаев:
– Я бы хотел сказать большое спасибо и пожелать крепчайшего здоровья Тамаре Прокопьевне, своему первому учителю, она с большой любовью и заботой учила меня и моих будущих школьных друзей. Людмиле Михайловне моей классной руководительнице, которая сплотила наш класс! Научила меня стремиться к успеху и закаляла мой дух! Своему учителю музыки Любови Андреевне, которая, несмотря на то, что я был разгильдяем, всё равно верила в меня. Как-то я пришёл на урок, с горящими глазами забежал в класс и говорю: "Любовь Андреевна, послушайте, что я придумал!!!" Сыграв ей отрывок того, что осенило меня утром, я с надеждой ждал одобрения. "Кирюш, ты молодец, но это Чайковский", – сказала она с милой улыбкой. Я, конечно, расстроился, но на всю жизнь запомнил, что если ты что-то придумал, будь готов к тому, что это могло быть придумано до тебя.
Я бы хотел сказать большое спасибо Наталье Ивановне, своему преподавателю по вокалу. За всё, чему она меня научила. За её поддержку и веру. Я бы хотел сказать спасибо всем работникам Шалинского дома культуры, где прошло моё детство! Они подарили мне мечту о сцене! Я хотел бы сказать спасибо своей любимой маме! Моему первому учителю и самому важному человеку в моей жизни! Мама, я тебя люблю!
Начальник управления образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева:
– В шестом классе появился предмет физика и в мою жизнь красиво вошла Татьяна Александровна Легких. Она вела у нас предмет три года, до 9 класса. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы я совершенно влюбилась в физику. Ну а с Татьяной Александровной мы так и идём рядом с тех пор... Если бы не она, моя жизнь сложилась бы совершенно по-другому.
Химию в седьмом и восьмом классе у нас вёл Сергей Анатольевич Москвин – лучший химик всех времён и народов. Тогда, правда, он ещё не был такой легендой, как сегодня, но образ уже проступал довольно отчетливо... Неорганическую химию я не особенно понимала, но на его уроках мне нравилось – опыты, лабораторные работы, раковина и горелка на каждой парте... Спустя несколько лет, когда я пришла работать в "девятку", завязалась наша дружба, которой я очень горжусь. Мудрость, интеллигентность, такт, огромные знания и потрясающее чувство юмора – все эти качества, в полной мере присущие ему, не оставляют равнодушными ни детей, ни коллег.
На моём пути было ещё много прекрасных учителей, и невозможно в одном посте написать обо всех. Но всем хочется сказать спасибо. Благодаря им школьные годы стали самым счастливым временем моей жизни, где всё было как надо – и учеба, и взросление, и любовь, и разочарования, и обретение себя в конечном итоге. Благодаря им, спустя пять лет после окончания школы, я вернулась в родную "девятку", и отдала любимой учительской профессии двадцать лет. На этом пути становления меня как учителя рядом со мной тоже были учителя – мои коллеги. У каждого из них я училась, и каждый оставил след в моем сердце. Скажу подробнее лишь о двух самых близких мне людях – Кларе Павловне Гавриловой и Марине Львовне Кацнельсон. Именно благодаря им я состоялась как учитель.
А ещё я очень признательна своим ученикам – всем тем, ради кого ты каждый день делаешь своё любимое дело. Они учат нас тому, чего нет в учебниках и нормативных документах. Они открывают нам свои души – самое дорогое, что есть на свете. Ничем не измерить эту степень доверия. Их нельзя обмануть и разочаровать... Лишь бы они были счастливы! А в этом году мой сын перевёлся из УРГЭУ в пединститут. Может, всё продолжается? И когда-нибудь и ему кто-то скажет: "Спасибо, учитель!"
Мэр Екатеринбург Евгений Ройзман:
– Мне всегда везло с учителями русского языка и литературы и учителями истории. Видимо поэтому так получилось, что я так много читал и могу писать и стихи, и прозу, когда есть время, и научные тексты. И, видимо, поэтому я стал историком. В своё время автор одного хорошего дореволюционного учебника по истории сказал: "У меня нет задачи, чтобы дети запомнили даты. Моя задача – чтобы у детей появился интерес". Мне в этом плане повезло – у меня были те учителя, которые сумели привить у меня интерес, и я, как могу, продолжаю их дело.
В университете читала Галина Аркадьевна, огромная ей благодарность, фамилию, к сожалению, её не помню. Впервые по-настоящему познакомила меня с серьёзной критической литературой и по Пушкину, и по Лермонтову Роза Вольфовна, всю жизнь её помню. Историю у нас в 27-й школе вёл, имени отчества не помню, учитель Гущев, потом была Раиса Ивановна, я их обоих помню, к ним большое чувство благодарности.
Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский:
– У меня два любимых учителя – один из школы, один из вуза. На мой взгляд, главное, что должен дать учитель – это отношение к делу, некий общий уровень культуры, понимания, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда ожидания от тебя высокие, то формируется определённая планка. Очень важно, как учитель говорит, как он выстраивает отношения с тобой.
Мои любимые учителя дали мне даже не какие-то конкретные знания, а помогли сформировать отношение к себе, к профессии. Сергей Кокшаров – преподавал в вузе, он археолог, доктор исторических наук, он дотошный профессионал. В экспедициях он на первое место всегда ставил человека, науку – на второе, это очень важно. И второй мой любимый учитель из школы – это Валерий Синяков.
Директор музея ИЗО Никита Корытин:
– Вся моя старшая родня работала в естественных науках. Наше с братом одновременное дезертирство в гуманитарную сферу, тем не менее, было воспринято с пониманием, так как в ранние девяностые с развалом советской экономики и науки, всем казалось, что юристы, лингвисты и прочие культурологи спасут Россию. Я учился на факультете с блестящим преподавательским составом – филфак УрГУ, и, безусловно, не менее десятка человек оставили ничем не выводимый отпечаток в моём сознании.
Но перезагрузил мое мировоззрение и определил вектор, которого я держусь до сих пор, человек, которого я встретил почти случайно. Валентин Вонифатьевич Корона преподавал на биофаке, занимался вопросами морфологии растений, но, так как основным предметом его интересов была симметрия, он увлекся и художественным материалом, а именно стиховедением. На этой почве он и стал вхож в кабинеты третьего этажа УрГУ.
Впервые я услышал и увидел его студентом третьего курса на Дергачевских чтениях, среди нашей смертельно скучной филологической "филателии". Его доклад о Маяковском, естественно, сопровождавшийся формулами и графиками, проходил в гробовой тишине и тревожной атмосфере, так как аудитория безрезультатно тщилась понять, о чём же идёт речь. Для меня, как и для большинства присутствовавших, довольно тёмным тогда остался смысл того, о чём говорил Валентин Вонифатьевич, но зато мне со всей очевидностью стало ясно, что именно такого знания жаждет мой мозг, так как тогда я только начал погружаться в тему количественных методов в искусствознании и уже успел начитаться всяких глупостей, поизучать науку статистику.
Благодаря Елене Березович я раздобыл его телефон. Можно и не говорить, что творилось у меня в душе, когда, посмотрев на часы после нашей первой встречи, я обнаружил, что разговор длился три с половиной часа. Наше общение стало регулярным, и для меня эти недолгие годы до его преждевременной смерти были практически новым высшим образованием. Помимо понимания многих вещей в устройстве человеческого знания, я был покорен самой его личностью. Валентин Вонифатьевич – воплощение именно того образа блестяще образованного, неординарно мыслящего, всегда ироничного, но скромного интеллектуала, которого создала советская наука и который может стать настоящим личностным ориентиром.
Музыкант группы "Сансара" Александр Гагарин:
– Мне всегда везло с учителями, и я многим могу сейчас сказать "спасибо, учитель", но, когда в рамках акции попросили рассказать о конкретном человеке, я сразу знал, кого бы хотел здесь вспомнить. После окончания 9-го класса и художественной школы, лицея имени Дягилева, я поступил в ХПУ-42 – ювелирное училище, расположенное в Екатеринбурге на мрачном отрезке улицы Блюхера, напротив Михайловского кладбища. Историю за 10–11 классы там преподавал Владимир Сергеевич Козлов
Человек, который мог рассказать интересно и доступно о чём угодно вне своего предмета. Что и запомнилось. Дело в том, что жители задних рядов в классе всегда знали, как "сорвать" урок, сменив историческую тему на любую другую. Достаточно было затянуть что-то вроде "Владимир Сергеевич, а вы верите в снежного человека" или "Ну-у-у, Владимир Сергеевич, ну расскажите нам про чёрные дыры". Когда подключался весь класс, Владимир Сергеевич в итоге сдавался и тратил учебные часы на ответ. И так все два года. Постоянные отступления от программы. Уроки истории в ХПУ-42 всегда превращались в подобие некоего науч-поп-сериала из цикла "Хочу всё знать". Было всегда безумно интересно, а главное – эта история приучила интересоваться многими вещами за пределами своей профессиональной деятельности.
Психолог Анна Кирьянова:
– Мне одна учительница чрезвычайно понравилась – она мою дочку в первом классе учила. Татьяна Петровна. Обычная такая, немолодая тётенька с крашеными волосами и морщинками, в блузе с цветами. Слегка покрикивала на детей, но, скорее, одобрительно, а не злобно. Одного мальчика схватила за шиворот и приподняла. И говорит с нескрываемой похвалой: "Смотрите, такой клоп, а уже матерится!". В общем, не для доски почёта учительница, а просто – Татьяна Петровна. И была годовая контрольная по математике. Татьяна Петровна меня подозвала и молча дочкину контрольную протянула. Да. Там два криво написанных примера. И Микки Маус нарисован.
Мне стало неловко и стыдно – как же так? Что же это? Как такое могло получиться? Я приготовилась оправдывать ребенка, а Татьяна Петровна и говорит: "Как отлично нарисован этот Микки Маус! Я его попыталась перерисовать на бумажку – так у меня хуже получилось. Вы только посмотрите, какой он весёлый! Как он ловко дрыгает ножкой! А как туфельку ребёнок нарисовал – это просто загляденье, а не туфелька! А прическа у Микки Мауса такая задорная, мысиком; ушки торчат! И как он улыбается! Знаете, наверное, ваша дочка станет художницей. Это просто замечательный талант!".
Я робко пролепетала: "А примеры? А задача?". Татьяна Петровна, восхищенно разглядывая Микки Мауса, ответила, что задачи жизнь заставит решать. А вот нарисовать Микки Мауса – это мало кто может... Контрольную ребёнок потом переписал. И я её совсем не ругала – я вообще детей не ругаю. А дочка стала художником-мультипликатором. Комиксы рисует. И решает задачи, которые ставит жизнь – как без этого? И из всех учителей я вот Татьяну Петровну и помню. С удовольствием помню – как Микки Мауса...
Фото: Валерий ШАРИФУЛИН / ТАСС; Илья ДАВЫДОВ; Артём УСТЮЖАНИН/Е1.RU;
urfu.ru; пресс-служба Уполномоченного по правам человека Свердловской области;
пресс-служба Валерия САВЕЛЬЕВА; N.E.V.A/ vk.com;
Никита КОРЫТИН, Анна КИРЬЯНОВА/facebook.com