Образование Ученые против мифов интервью Учёные против мифов: чем плохо умение читать в 3 года и заменит ли садик школу развития

Учёные против мифов: чем плохо умение читать в 3 года и заменит ли садик школу развития

Разбираем популярные заблуждения о раннем развитии вместе с кандидатом психологических наук из УрГПУ

Наш эксперт — кандидат психологических наук Юлия Водяха

Е1.RU продолжает развенчивать мифы вместе с екатеринбургскими учёными. На этот раз речь пойдёт о заблуждениях, связанных с ранним развитием.

Выясним, надо ли бежать в школу развития, как только ребёнок начал говорить и в каком возрасте лучше учить английский, узнаем, все ли читающие в 4 года дети — гении, чему учить ребёнка «после трёх» уже поздно и как так выходит, что двоечники становятся успешнее отличников.

Ответить на эти вопросы мы попросили кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ Юлию Водяху.

Миф первый: ребёнка надо научить читать ещё до школы

— Если говорить о формировании таких навыков, как чтение и письмо, то для этого есть благоприятные периоды — 6–7 лет. Дошкольный возраст — это возраст, благоприятный для игры. Это самый лучший помощник для подготовки ребёнка к школе. В игре формируется восприятие, память, мышление, общительность, воля, а затем и умение контролировать себя, и даже желание учиться в школе, — объясняет Юлия Водяха. — Если родители начинают обучать ребёнка раньше, то, возможно, ребёнку будет сложно пересказывать текст, ему будет сложно сидеть на уроке, не будет желания учиться из-за того, что он не наигрался, школьник не будет понимать свою новую роль ученика — не станет слушать родителя, учителя.

По словам психолога, игра — это лучший способ подготовки ребёнка к школе.

— Некоторые родители считают, что, если ребёнок читает в 3 года — он гений.

— Чтение — это всего лишь навык. Есть очень простые методики научения ребёнка чтению, например, кубики Зайцева (кубики со слогами). С их помощью ребёнка можно научить даже в 2–2,5 года. Скоростных характеристик чтения можно добиться. Скорость чтения может достигать 150–200 слов в минуту к 1-му классу. Но чуть позже возникнут проблемы, связанные с пониманием содержания текста, и памятью. В начальной школе и старше будут сложности с заучиванием стихотворений. На «разговаривающих» предметах в среднем звене — на истории, географии — будет сложно пересказывать.

Те дети, которые в дошкольном возрасте играют, а не читают, как правило, не сталкиваются с такими проблемами. Более того, динамика движения глаз при чтении у детей, которых рано научили читать, другая. Они как бы перескакивают и возвращаются со слога на слог. Читают такие дети быстро, но понять содержание текста не успевают, поэтому пересказать, ответить на вопросы по тексту не могут. Ради чего тогда всё?

Юлия Водяха отмечает, что малыша можно научить читать, но смысла прочитанного он не поймёт.

Результат обучения чтению виден сразу — по тем же кубикам Зайцева ребёнок читает уже через 3 недели. И родители думают, что их ребёнок — вундеркинд, но это не так. А вот результат сюжетно-ролевой игры будет виден не сразу. Играющие дети знают много стихотворений, легко их заучивают, умеют общаться, могут занять себя на какое-то время, они просто внимательнее. У них выше психологическая готовность к обучению в школе и в будущем выше академическая и социальная успешность. Им легко и учиться, и общаться.

Если мы научим ребёнка рано писать, мы рискуем создать для него определённые проблемы. Очень часто учителя начальной школы сталкиваются с тем, что ребёнка приходится переучивать: он неправильно держит ручку при письме — рука напряжена, устает быстрее, пишет буквы неправильно — нарушаются соединения между буквами, почерк прерывистый, зеркалит буквы и так далее.

Сложности с заучиванием стихов могут быть следствием того, что ребёнка рано научили читать.

— Но некоторые родители говорят, что специально не учили ребёнка читать, он научился этому сам…

— Ребёнок не может научиться сам, это как сказка про Маугли, сам раз и начал — так не бывает. Может быть, в семьях педагогов, когда детей берут на уроки. В 3 года малыш открывает любимую книжку сказок, водит пальчиком по странице и почти наизусть рассказывает то, что запомнил.

— Значит, если ребёнок приходит в первый класс, совсем не умея читать, это не страшно?

— Это совсем не страшно, 6,5–7 лет — это абсолютно нормальный возраст для получения этого навыка, только в этом возрасте возникает эффективная зрительная дифференцировка — различение. Кто-то, конечно, учится читать раньше, например, в 5 лет. Но это не критично, если ребёнок сам этого хочет. А вот если в этом возрасте заставлять ребенка учиться читать, то можно отбить желание брать в руки книгу.

Миф второй: «После трёх уже поздно»

— Действительно есть такая книжка Масару Ибуки, она получила широкую известность. Но, если внимательно читать, вы увидите, что автор почти на каждой странице пишет о том, что надо идти за ребёнком, надо наблюдать за ребёнком, делать то, что нравится ребёнку… Речь не идёт о том, чтобы заставлять делать то, что для этого возраста не характерно. Нельзя ребёнка заставлять, тем более в ущерб игре.

По словам эксперта, хороший детский сад заменит любую школу развития.

— Если есть смысл в опережающем развитии, значит, польза от школ развития всё-таки какая-то есть?

— Если ребёнок посещает детский сад, в котором работают дипломированные специалисты в области педагогики и психологии дошкольника, то задачи посещать школу развития нет. Родителям стоит знать ответы на простые вопросы: какое образование у воспитателей группы, которую посещает их ребенок? есть ли в детском саду психолог, логопед? какое у них образование? по какой программе работает детский сад?

Садик, в котором работают профессионалы, вполне может обеспечить все основные образовательно-воспитательные потребности. Конечно, если речь не идёт о каких-то особенностях развития ребенка. Примерно в 30% случаев могут потребоваться дополнительные занятия с логопедом, психологом, специалистом по физическому воспитанию.

«Не запрещайте ребёнку играть, даже в школьном возрасте», — отмечает Юлия Водяха.

Не надо «забивать» всё свободное время ребёнка дополнительными занятиями. У него должно быть время для свободной игры. В дошкольном возрасте спортивная секция, например плавание, принесет гораздо больше пользы, чем тот же иностранный язык, обучение письму, чтению. Вообще, иностранный можно изучать в 9–10 лет, когда освоены азы родного языка.

— Но говорят, что иностранный надо начинать учить, чем раньше, тем лучше…

— Если изучать иностранный язык с раннего возраста, у детей могут возникнуть серьёзные понятийные нарушения. У детей, в семье которых мама на одном языке говорит, а папа на другом, возникает путаница. Например, мама — русская, папа — турок, они постоянно ездят из России в Турцию, а дома говорят на английском. Ребёнок в одной фразе может соединить сразу три языка. Таким детям очень сложно решать логические задачи. Утверждения, что английский лучше учить в раннем возрасте, объясняются тем, что малыша легче научить, — но легче кому? Педагогу!

Миф третий: до 5 лет с ребёнком надо обращаться как с царём

— Когда ребёнок приходит в детский сад, он должен понимать содержание слова «нельзя». Надо объяснять, конечно, почему нельзя, но само слово ребёнок должен знать. Надо спокойно-спокойно объяснять. Говорить: ну ты же хороший мальчик, а хорошие мальчики так не поступают, и объяснять, что не так.

Приведу пример. Я общаюсь с девочкой. Она неправильно вела себя в магазине. Я спрашиваю у неё: «Ты себя как вела?». Она голову опускает и говорит: «Плохо». Я спрашиваю: «А что ты плохого сделала?» Она глаза вверх поднимает и говорит: «Не знаю…» То есть ей мама постоянно говорит, что она плохо себя ведёт, но ни разу не объяснила, как себя вести, что неправильно.

Если вы что-то запрещаете — дайте что-то взамен. Если запрещаете брать пульт от телевизора — дайте в руки другой предмет. Тот же пример с компьютером. Не надо придумывать, как ребёнка вытягивать из-за него, надо предложить ему другое занятие — пойдем погуляем в парке, покатаемся на лошадях, сходим в гости.

Никакие развивающие игрушки на планшете или компьютере не заменят малышам обычные кубики.

Взрослый должен подавать пример ребёнку: быть честным, добрым, спокойным. Воспитание не предполагает повышение голоса, тем более крика. Не надо ругать ребёнка, если он что-то сделал не так. Скорее всего, он просто не знает, как правильно. А если у него уже сформировалась привычка делать что-то, только если взрослый начал кричать, — это повод обратиться к психологу. Эту привычку нужно поменять, и чем раньше, тем лучше.

Миф четвёртый: развивающие компьютерные игры — хорошая замена пирамидкам и кубикам

— Принцип развивающего занятия с использованием пирамидок, кубиков, матрёшек состоит в том, чтобы развивать мелкую моторику. Ребёнок раннего возраста в этот момент познаёт окружающий мир, предметы, свойства предметов. Например, можно использовать такое упражнение, обязательно под присмотром родителя: в отверстие пустой баночки от зубочисток опускать зёрнышко чечевицы. Ребёнку очень трудно взять маленькое зёрнышко, бусинку. А так формируется «пинцетный захват», который помогает ребёнку в будущем писать. Ребенок должен не в компьютерной игре, щелкая мышкой, «раскрашивать» картинку, а сам, держа в руке кисть или карандаш, рисовать, смешивать краски.

Ребёнку необходимо «возиться» с мелкими предметами, чтобы научиться правильно держать ручку.

Игра на компьютере — это псевдозамена деятельности. Это удобно для родителей: дал ребёнку планшет, телефон или усадил за компьютер — и ребёнок вроде бы что-то делает и при этом не мешает родителям. Да, родители могут отдыхать в это время, но в будущем они получают проблемы. Сейчас примерно у 40% детей есть нарушения, связанные с тонкой моторикой. Им сложнее научиться писать, чем их родителям, когда те были детьми.

Миф пятый: чем меньше у ребёнка свободного времени, тем лучше

— Бывают случаи, когда родители просят о психологических занятиях для своего ребёнка, при этом показывают его расписание, где нет ни одной свободной минуты. Все в разных «развивающих» занятиях. Мама очень включена в процесс образования, есть шофёр, который возит ребёнка от одного центра развития до другого. У таких детей очень сильное утомление. Чрезмерная нагрузка может вызвать и истощение.

У ребёнка обязательно должно быть много времени и условий для игры с ровесниками. В начальной школе дети тоже играют. Это очень хорошо. Родителям нельзя останавливать игру, нельзя говорить ребенку: «Ты уже большой, а играют только малыши. Прекращай играть!» Игра сама уйдёт, когда выполнит все свои функции: сформирует социальные навыки, ведущие социальные мотивы, произвольность поведения и так далее.

Юлия Водяха советует родителям не изводить ребёнка критикой, чтобы избежать формирования комплексов.

— Часто бывает ситуация, что ребёнок не хочет ходить даже на один кружок: начинает и вскоре бросает. Почему?

— В подростковом возрасте действительно можно наблюдать такую ситуацию, когда подросток записывается в секцию, посещает пару занятий и бросает. Нам, взрослым, нужно понять, что так подросток апробирует окружающую действительность. Не надо сразу покупать ребёнку дорогой фотоаппарат, если он записался в фотокружок. Задача родителей — дать своему ребёнку возможность попробовать. Важно помнить, что в новом для себя занятии подросток сталкивается с трудностями, и тогда задача взрослого объяснить, что не сразу всё получается и надо прилагать определенные усилия. Ситуацию неуспеха родители и подросток должны преодолеть вместе.

Критика подростка, выражение неуверенности, что «из ребёнка получится что-то путнее», бравада «Вот я в его годы уже…» ни к чему хорошему привести не может. Например, папа сказал подростку, что из него никогда не получится «настоящий мужик». Мальчик вырос, ему уже 45 лет, но он всё ещё доказывает, что из него может получиться этот самый «настоящий мужик». Он, по сути, не живёт, а доказывает, при этом совершая множество неправильных поступков.

Миф шестой: рано развитым детям неинтересно учиться в школе

— Может быть и такая ситуация. Я умею читать, все остальные ещё читают по слогам, мне неинтересно на таком уроке. А ещё у этих детей возникает ощущение, что им всё легко даётся, потому что они способнее других. Такие дети не приучаются постоянно преодолевать трудности, а в младшем школьном возрасте очень важно научиться преодолевать трудности, связанные со сложной «неинтересной» мыслительной деятельностью. Младший школьник самостоятельно выполняет сложное задание, которое у него не получается. Ему сложно, а он все равно это делает. Также важно родителю вместе с ребёнком пережить ситуацию неуспеха — ту же первую двойку.

Миф седьмой: ребёнка надо развивать в одном направлении

— В дошкольном возрасте сложно оценить, какие у ребёнка способности, кроме явной одарённости, которую могут определить специалисты. Конечно, родитель должен сам наблюдать за ребёнком и предлагать ему те занятия, в которых у него есть определённые достижения, но ни в коем случае не в ущерб другим видам деятельности, игре, общению со сверстниками.

У ребёнка должно быть много интересов, чтобы из него не получился «ботаник».

Если мы развиваем ребёнка только в одном направлении, мы его ограничиваем, а иногда делаем «социальным инвалидом» — он ничего не может, кроме того, чему его учили каждый день. Порой родители дают подростку установку: ты будешь великим спортсменом, развивают его только в этом направлении, в ущерб общению с друзьями, в ущерб учёбе. Спорт — вещь жестокая. И в какой-то момент есть риск получить травму, с которой достижения в спорте невозможны. Подросток оказывается на перепутье: друзей вне спортивной команды нет, в учёбе от одноклассников отстал, общаться не научился.

Миф восьмой: слишком развитый ребёнок станет «ботаником»

— Здесь как раз речь о молодом человеке, развитом однолинейно. Чрезмерное внимание к результатам обучения по одной дисциплине в ущерб общению и развитию по другим направлениям. Приведу пример. Ребёнка в 4 года привели в детский сад, бабушка у этого ребёнка искусствовед, вместо сказок читала древнегреческие мифы, навыки игровой деятельности полностью отсутствуют. Ребёнок наизусть увлеченно рассказывает содержание мифа, другие дети поначалу относятся к его рассказам с большим интересом и зовут его играть. Интересный рассказчик вдруг становится участником сюжетно-ролевой игры. Сюжет, который он предлагает, — это сюжетная линия мифа. Начинается игра, постепенно дети пытаются внести в сюжет изменения. Мальчик агрессивно реагирует на предложения других детей. И вскоре остаётся один, открывает книжку с мифами и со стороны наблюдает за другими детьми. Ему обидно, что другие дети его не понимают. Он хочет играть вместе с ними, но не умеет. У этого ребёнка есть риск быть «непринятым» в любом детском коллективе.

У общительного «ботаника» может быть много друзей.

Если же наш очень способный в чём-то малыш не ограничен в общении, родители создают условия для познания разных областей, не зацикливаются на одном направлении развития, то он растет способным, коммуникабельным, разносторонне развитым и успешным. Он обязательно будет социально успешен во взрослой жизни.

Миф девятый: дети за последние 10–20 лет стали умнее

— Изменения в умственном развитии современных дошкольников действительно есть, но не всегда в сторону увеличения. Единственный показатель, который существенно возрос, — это показатель IQ, который увеличился за счёт эрудиции. Современные дошкольники эрудированы — знают многое о многом, но их знания не системны, не включены в деятельность при решении мыслительных задач. Несистематизированные, невостребованные знания испаряются. И мы наблюдаем, что ребёнок вроде бы обладает энциклопедическими знаниями, но при этом не может решить проблемную ситуацию здесь и сейчас. Хотя 20–30 лет назад дети такого же возраста с такими задачами справлялись успешно.

Изменилась в худшую сторону и произвольность поведения современных детей. Младшим школьникам тяжело себя организовать, удержать внимание во время сложной умственной деятельности.

Но применить свои знания в полной мере современные дети не могут.

Есть такой миф, что дети стали более эмоциональными. Совсем нет. Они стали более тревожными, более социально некомпетентными, им сложнее выстраивать отношения с ровесниками, с взрослыми. Понимание эмоций другого человека тоже изменилось. Исследования показывают, что дети-дошкольники легко различают только две эмоции: страх и злость. Они больше времени проводят за компьютером, телевизором, меньше общаются со сверстниками. Мы видим экранное залипание ребёнка и черпаем последствия, которые внешне похожи на повышенную эмоциональность. Завышенные требования взрослых ещё больше усиливают эмоциональное неблагополучие ребёнка.

Выход есть — в дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнку надо много играть со сверстниками. А идея родителя научить ребёнка «читать раньше, чем ходить» — это совершенное непонимание особенностей психического развития ребенка, это такая ошибка родителя, негативные последствия которой будут продолжаться в течение многих лет.

— Домашнее образование с хорошими учителями может заменить школу?

— Я противник домашнего образования, а в начальной школе особенно. Для нормального развития ребёнок должен ходить в детский сад и школу, где много детей. Никакие профессора при домашнем образовании детей не заменят полноценную игровую деятельность и не создадут групповые формы обучения. Исключением являются ситуации, в которых речь идёт о медицинских ограничениях.

«Не надо придумывать, как ребёнка вытягивать из-за компьютера, надо предложить ему другое занятие», — советует эксперт.

В какой семье возможно домашнее образование? В многодетной семье, с детьми разного возраста, чуть старше ребенка, и чуть младше, где у мамы есть высшее педагогическое образование (факультет дошкольного и начального образования + факультет психологии), а также опыт работы в этой сфере. Но попробуйте все эти условия соблюсти.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU

Инфографика: Пётр ГИНДИН / Е1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Знакомства
Объявления