Образование репортаж Повар ресторана, работник морга и менеджеры: кого кризис вынудил водить трамваи и троллейбусы

Повар ресторана, работник морга и менеджеры: кого кризис вынудил водить трамваи и троллейбусы

Наш корреспондент на один день бросила работу и ушла учиться в ТТУ Екатеринбурга.

Водить троллейбус на тренажёре оказалось не так просто.
 | www.e1.ruВодить троллейбус на тренажёре оказалось не так просто.
 | www.e1.ru
Водить троллейбус на тренажёре оказалось не так просто.

– Я год работал в морге. Потом решил продолжить учёбу в Медакадемии, там я отучился год, но потом ушёл: банк не дал мне второй кредит, и я не смог больше оплачивать учёбу. Вновь решил вернуться в морг, но моё место уже было занято. В итоге я пришёл сюда, учиться на водителя трамвая. Здесь, как и в морге, стабильность.

28-летний Кирилл Мегалис работал гистологом, изучал строение тканей покойников. А через полгода будет возить вас – если успешно пройдёт обучение в учебном центре трамвайно-троллейбусного управления Екатеринбурга. Как говорят там, раньше работа водителей трамваев и троллейбусов была не самая престижная в городе – на совсем небольшую зарплату шли выпускники колледжей и техникумов и женщины без образования. В последнее время контингент стал меняться. В этом году в ТТУ чаще всего приходят менеджеры, юристы, оставшиеся зимой без работы из-за кризиса.

Правда, даже несмотря на выросшее количество желающих, в ТТУ продолжают жаловаться на нехватку водителей общественного транспорта. Только треть желающих проходит отбор для обучения этим профессиям. А из оставшихся кандидатов полугодовой курс обучения и права получает только половина.

– Учиться на водителей к нам приходят из разных профессий, кого только нет! – рассказывает начальник учебно-производственного центра ТТУ Ольга Павлова. – Среди учащихся много вчерашних поваров, охранников и грузчиков. В последнее время идут менеджеры, которые работали в торговле, но из-за кризиса лишились мест. У нас теперь за партами сидят и люди с высшим образованием, например, юристы, которых, судя по всему, сейчас переизбыток. И как всегда много домохозяек, решившихся пойти работать.

– А журналисты есть?

– Ещё не было.

– Будут.

Мы решили посмотреть, как менеджеры и юристы меняют непыльную работу на душную кабину трамвая или троллейбуса и не самую большую зарплату. Корреспондент Е1.RU на один день "уволилась" из редакции и отправилась в учебный центр ТТУ на проспекте Космонавтов, 12.

Кирилл Мегалис работал гистологом в морге, а теперь учится водить трамвай.
Кирилл Мегалис работал гистологом в морге, а теперь учится водить трамвай.
Кирилл Мегалис работал гистологом в морге, а теперь учится водить трамвай.
Чтобы попасть на курсы водителей, нужно успешно пройти тесты на внимательность и быстроту реакции у психолога.
Чтобы попасть на курсы водителей, нужно успешно пройти тесты на внимательность и быстроту реакции у психолога.
Чтобы попасть на курсы водителей, нужно успешно пройти тесты на внимательность и быстроту реакции у психолога.

– Вы слишком общительная, тяжело будет одной в кабине, – говорит мне психолог Леонид Печёнкин. Прежде чем посадить за парту, а тем более дать возможность "порулить", надо пройти через кабинет психолога. Здесь после полуторачасовой беседы специалист выдаёт заключение: подходит ли кандидат для этой профессии. С помощью психологических тестов проверят на внимательность и быстроту реакции.

Из-за недостатка кадров даже слишком общительных здесь готовы взять на обучение, поэтому от психолога я отправляюсь в класс, где уже собрались будущие водители общественного транспорта.

Уроки для водителей трамваев и троллейбусов идут отдельно.

– После училища я год проработала поваром-универсалом в ресторане. Но там постоянно задерживали зарплату, поэтому ушла, – делится в перерыве моя соседка по парте 21-летняя Ольга Козлова, хрупкая красавица с аккуратным маникюром. – Думаю, в ТТУ таких задержек нет.

Оля решила пойти по стопам своей мамы – водителя троллейбуса. После кулинарного училища вместе с сестрой-близняшкой и подругой пришла учиться водить троллейбус.

Оля окончила кулинарное училище и даже работала поваром в ресторане, но недавно поняла, что хочет водить троллейбус, как мама.
Оля окончила кулинарное училище и даже работала поваром в ресторане, но недавно поняла, что хочет водить троллейбус, как мама.
Оля окончила кулинарное училище и даже работала поваром в ресторане, но недавно поняла, что хочет водить троллейбус, как мама.
Учиться на водителя троллейбуса Оля пришла в ТТУ вместе со своей сестрой-близняшкой Машей.
Учиться на водителя троллейбуса Оля пришла в ТТУ вместе со своей сестрой-близняшкой Машей.
Учиться на водителя троллейбуса Оля пришла в ТТУ вместе со своей сестрой-близняшкой Машей.

С утра и до обеда – теория, во второй половине дня – практика. Для новичков, которые учатся водить троллейбус, есть тренажёр. Внешне он выглядит как головная часть современного троллейбуса. Внутри него – в натуральную величину руль, педали, панель управления, кресло водителя. На экране – всё, что обычно видно из окна кабины и в боковые зеркала.

Новичков учат водить троллейбус на этом тренажёре.
Новичков учат водить троллейбус на этом тренажёре.
Новичков учат водить троллейбус на этом тренажёре.
Тренажёр внешне выглядит как головная часть современного троллейбуса.
Тренажёр внешне выглядит как головная часть современного троллейбуса.
Тренажёр внешне выглядит как головная часть современного троллейбуса.

– В процессе "движения" ученик может остановиться на проезжей части виртуальной дороги и тут же разобрать свои ошибки, – демонстрирует тренажёр мастер производственного обучения Ирина Чуданова. – На улицах города мы так сделать уже не сможем, так как будем мешать другим участникам движения.

Впервые сев за руль тренажёра, я попробовала проехать несколько метров. При повороте направо, не рассчитав габариты троллейбуса, въехала в столб: зажмурилась и начала лихорадочно соображать, есть ли у троллейбуса КАСКО (в реальности ДТП с троллейбусами и трамваями случаются часто, недавно, например, за мелкую аварию водителя троллейбуса сильно избили прямо на дороге).

Мастер производственного обучения Ирина Чуданова показывает, как я врезалась в столб.
Мастер производственного обучения Ирина Чуданова показывает, как я врезалась в столб.
Мастер производственного обучения Ирина Чуданова показывает, как я врезалась в столб.
А на этом тренажёре будущие водители изучают устройство и работу троллейбуса.
А на этом тренажёре будущие водители изучают устройство и работу троллейбуса.
А на этом тренажёре будущие водители изучают устройство и работу троллейбуса.

Хотя водить машину я умею, справиться с троллейбусом даже на тренажёре оказалось сложно.

После виртуального ДТП меня, конечно, не пустили водить уже настоящий троллейбус по улицам города, как это делают стажёры. Но посидеть в кабине водителя разрешили, правда, недолго – пока на урок вождения не пришёл следующий ученик. 24-летний Александр Долгин два месяца бодается с рогатым.

– Хотел пойти на трамвай, но мест уже не было, и вот я здесь, за рулём троллейбуса, – Саша выезжает на улицы Уралмаша под присмотром инструктора. Не успели мы проехать и пяти минут, как на проспекте Космонавтов стажёра подрезает легковушка. Саша слегка газует, пытаясь припугнуть нерадивого водителя.

На таких учебных троллейбусах и учатся водить стажёры.
На таких учебных троллейбусах и учатся водить стажёры.
На таких учебных троллейбусах и учатся водить стажёры.
Мне прокатиться по городу на троллейбусе не разрешили, но посидеть за рулём всё-таки дали.
Мне прокатиться по городу на троллейбусе не разрешили, но посидеть за рулём всё-таки дали.
Мне прокатиться по городу на троллейбусе не разрешили, но посидеть за рулём всё-таки дали.
Инструктор Антон Тарских обучает вождению Александра Долгина.
Инструктор Антон Тарских обучает вождению Александра Долгина.
Инструктор Антон Тарских обучает вождению Александра Долгина.

– Тихо, – укоряет курсанта инструктор Антон Тарских, – не хулигань.

– Так он вон что вытворяет! – пытается оправдаться ученик.

Антон Тарских признаётся, что работа водителя троллейбуса опасная: никогда не знаешь, как на дороге поведут себя другие.

– Зачем нужны в городе троллейбусы, разве недостаточно трамваев и автобусов, которые гораздо быстрее перевозят пассажиров? – интересуюсь я у инструктора.

– Да, троллейбус – медленный вид транспорта, но зато экологичный. Он даже тратит меньше энергии, чем тот же трамвай. А трамваю, кроме контактной сети, ещё нужно и рельсы проложить. Для троллейбуса это не нужно. Этим он и удобен.

Сделав круг по Уралмашу на троллейбусе, я иду в Северное трамвайное депо. Здесь меня уже ждёт инструктор Лидия Кардаполова, которая водит трамвай 21 год.

– Об этом я мечтала с детства. Когда маленькой я ехала в вагоне, то представляла себя водителем трамвая и нажимала на болтики впереди стоящего сиденья, представляя, что это кнопки управления трамваем.

Лидия Кардаполова водит трамвай уже 21 год.
Лидия Кардаполова водит трамвай уже 21 год.
Лидия Кардаполова водит трамвай уже 21 год.
Сложная работа водителя трамвая не мешает Лидии Кардаполовой оставаться женщиной: она не отказывается от коротких платьев и глубоких декольте.
Сложная работа водителя трамвая не мешает Лидии Кардаполовой оставаться женщиной: она не отказывается от коротких платьев и глубоких декольте.
Сложная работа водителя трамвая не мешает Лидии Кардаполовой оставаться женщиной: она не отказывается от коротких платьев и глубоких декольте.

Отработав 15 лет на трамвайном маршруте N 23, Лидия пошла в инструкторы, но она до сих пор находит время, чтобы по выходным выйти в рейс. Сложная работа водителя трамвая не мешает оставаться женщиной: на работе она не отказывается от коротких платьев и глубоких декольте.

– Если я себя чувствую женщиной, то буду вести себя как женщина и в кабине трамвая, – говорит она, переведя тяжёлым ломиком трамвайную стрелку.

– А почему большинство водителей трамваев и троллейбусов женщины? Это же так тяжело! – спрашиваю у начальника учебно-производственного центра ТТУ Ольги Павловой.

– Сейчас всё меняется. Раньше две трети водителей у нас были женщины. Теперь мужчин больше, особенно на трамваях. Что касается троллейбусов, то там 50 на 50.

Ольга Павлова признаётся: при приёме на работу предпочтение в ТТУ отдают мужчинам. Хотя с ними непросто: некоторых увольняют за пьянку уже после первых месяцев работы. Заменить их гастарбайтерами, которые с готовностью берутся рулить городскими маршрутками, в ТТУ не могут, да и не хотят: иностранцы плохо знают язык, и им трудно выучить устройство трамваев и троллейбусов.

СПРАВКА E1.RU

Если вы решили пойти учиться на водителя трамвая или троллейбуса, знайте:

– возраст кандидатов: от 20 до 40 лет;
– срок обучения: на трамвай – 5 месяцев, на троллейбус – 6 месяцев. Занятия проходят в будние дни;
– каждый месяц учащимся выплачивается стипендия – около шести тысяч рублей;
– после обучения вам гарантируется рабочее место;
– зарплата новичков: для водителей трамвая – 22 тысячи рублей, для водителей троллейбуса – 26 тысяч рублей.

Фото: Илья ДАВЫДОВ / Е1.RU; Дмитрий ГОРЧАКОВ / Е1.RU
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / Е1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления