
– Я год работал в морге. Потом решил продолжить учёбу в Медакадемии, там я отучился год, но потом ушёл: банк не дал мне второй кредит, и я не смог больше оплачивать учёбу. Вновь решил вернуться в морг, но моё место уже было занято. В итоге я пришёл сюда, учиться на водителя трамвая. Здесь, как и в морге, стабильность.
28-летний Кирилл Мегалис работал гистологом, изучал строение тканей покойников. А через полгода будет возить вас – если успешно пройдёт обучение в учебном центре трамвайно-троллейбусного управления Екатеринбурга. Как говорят там, раньше работа водителей трамваев и троллейбусов была не самая престижная в городе – на совсем небольшую зарплату шли выпускники колледжей и техникумов и женщины без образования. В последнее время контингент стал меняться. В этом году в ТТУ чаще всего приходят менеджеры, юристы, оставшиеся зимой без работы из-за кризиса.
Правда, даже несмотря на выросшее количество желающих, в ТТУ продолжают жаловаться на нехватку водителей общественного транспорта. Только треть желающих проходит отбор для обучения этим профессиям. А из оставшихся кандидатов полугодовой курс обучения и права получает только половина.
– Учиться на водителей к нам приходят из разных профессий, кого только нет! – рассказывает начальник учебно-производственного центра ТТУ Ольга Павлова. – Среди учащихся много вчерашних поваров, охранников и грузчиков. В последнее время идут менеджеры, которые работали в торговле, но из-за кризиса лишились мест. У нас теперь за партами сидят и люди с высшим образованием, например, юристы, которых, судя по всему, сейчас переизбыток. И как всегда много домохозяек, решившихся пойти работать.
– А журналисты есть?
– Ещё не было.
– Будут.
Мы решили посмотреть, как менеджеры и юристы меняют непыльную работу на душную кабину трамвая или троллейбуса и не самую большую зарплату. Корреспондент Е1.RU на один день "уволилась" из редакции и отправилась в учебный центр ТТУ на проспекте Космонавтов, 12.


– Вы слишком общительная, тяжело будет одной в кабине, – говорит мне психолог Леонид Печёнкин. Прежде чем посадить за парту, а тем более дать возможность "порулить", надо пройти через кабинет психолога. Здесь после полуторачасовой беседы специалист выдаёт заключение: подходит ли кандидат для этой профессии. С помощью психологических тестов проверят на внимательность и быстроту реакции.
Из-за недостатка кадров даже слишком общительных здесь готовы взять на обучение, поэтому от психолога я отправляюсь в класс, где уже собрались будущие водители общественного транспорта.
Уроки для водителей трамваев и троллейбусов идут отдельно.
– После училища я год проработала поваром-универсалом в ресторане. Но там постоянно задерживали зарплату, поэтому ушла, – делится в перерыве моя соседка по парте 21-летняя Ольга Козлова, хрупкая красавица с аккуратным маникюром. – Думаю, в ТТУ таких задержек нет.
Оля решила пойти по стопам своей мамы – водителя троллейбуса. После кулинарного училища вместе с сестрой-близняшкой и подругой пришла учиться водить троллейбус.


С утра и до обеда – теория, во второй половине дня – практика. Для новичков, которые учатся водить троллейбус, есть тренажёр. Внешне он выглядит как головная часть современного троллейбуса. Внутри него – в натуральную величину руль, педали, панель управления, кресло водителя. На экране – всё, что обычно видно из окна кабины и в боковые зеркала.


– В процессе "движения" ученик может остановиться на проезжей части виртуальной дороги и тут же разобрать свои ошибки, – демонстрирует тренажёр мастер производственного обучения Ирина Чуданова. – На улицах города мы так сделать уже не сможем, так как будем мешать другим участникам движения.
Впервые сев за руль тренажёра, я попробовала проехать несколько метров. При повороте направо, не рассчитав габариты троллейбуса, въехала в столб: зажмурилась и начала лихорадочно соображать, есть ли у троллейбуса КАСКО (в реальности ДТП с троллейбусами и трамваями случаются часто, недавно, например, за мелкую аварию водителя троллейбуса сильно избили прямо на дороге).


Хотя водить машину я умею, справиться с троллейбусом даже на тренажёре оказалось сложно.
После виртуального ДТП меня, конечно, не пустили водить уже настоящий троллейбус по улицам города, как это делают стажёры. Но посидеть в кабине водителя разрешили, правда, недолго – пока на урок вождения не пришёл следующий ученик. 24-летний Александр Долгин два месяца бодается с рогатым.
– Хотел пойти на трамвай, но мест уже не было, и вот я здесь, за рулём троллейбуса, – Саша выезжает на улицы Уралмаша под присмотром инструктора. Не успели мы проехать и пяти минут, как на проспекте Космонавтов стажёра подрезает легковушка. Саша слегка газует, пытаясь припугнуть нерадивого водителя.



– Тихо, – укоряет курсанта инструктор Антон Тарских, – не хулигань.
– Так он вон что вытворяет! – пытается оправдаться ученик.
Антон Тарских признаётся, что работа водителя троллейбуса опасная: никогда не знаешь, как на дороге поведут себя другие.
– Зачем нужны в городе троллейбусы, разве недостаточно трамваев и автобусов, которые гораздо быстрее перевозят пассажиров? – интересуюсь я у инструктора.
– Да, троллейбус – медленный вид транспорта, но зато экологичный. Он даже тратит меньше энергии, чем тот же трамвай. А трамваю, кроме контактной сети, ещё нужно и рельсы проложить. Для троллейбуса это не нужно. Этим он и удобен.
Сделав круг по Уралмашу на троллейбусе, я иду в Северное трамвайное депо. Здесь меня уже ждёт инструктор Лидия Кардаполова, которая водит трамвай 21 год.
– Об этом я мечтала с детства. Когда маленькой я ехала в вагоне, то представляла себя водителем трамвая и нажимала на болтики впереди стоящего сиденья, представляя, что это кнопки управления трамваем.



Отработав 15 лет на трамвайном маршруте N 23, Лидия пошла в инструкторы, но она до сих пор находит время, чтобы по выходным выйти в рейс. Сложная работа водителя трамвая не мешает оставаться женщиной: на работе она не отказывается от коротких платьев и глубоких декольте.
– Если я себя чувствую женщиной, то буду вести себя как женщина и в кабине трамвая, – говорит она, переведя тяжёлым ломиком трамвайную стрелку.
– А почему большинство водителей трамваев и троллейбусов женщины? Это же так тяжело! – спрашиваю у начальника учебно-производственного центра ТТУ Ольги Павловой.
– Сейчас всё меняется. Раньше две трети водителей у нас были женщины. Теперь мужчин больше, особенно на трамваях. Что касается троллейбусов, то там 50 на 50.
Ольга Павлова признаётся: при приёме на работу предпочтение в ТТУ отдают мужчинам. Хотя с ними непросто: некоторых увольняют за пьянку уже после первых месяцев работы. Заменить их гастарбайтерами, которые с готовностью берутся рулить городскими маршрутками, в ТТУ не могут, да и не хотят: иностранцы плохо знают язык, и им трудно выучить устройство трамваев и троллейбусов.
СПРАВКА E1.RU
Если вы решили пойти учиться на водителя трамвая или троллейбуса, знайте:
– возраст кандидатов: от 20 до 40 лет;
– срок обучения: на трамвай – 5 месяцев, на троллейбус – 6 месяцев. Занятия проходят в будние дни;
– каждый месяц учащимся выплачивается стипендия – около шести тысяч рублей;
– после обучения вам гарантируется рабочее место;
– зарплата новичков: для водителей трамвая – 22 тысячи рублей, для водителей троллейбуса – 26 тысяч рублей.
Фото: Илья ДАВЫДОВ / Е1.RU; Дмитрий ГОРЧАКОВ / Е1.RU
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / Е1.RU