В Екатеринбурге сегодня прошёл городской конкурс "Учитель года-2014". 18 педагогов соревновались за это звание. До первого этапа конкурса, который состоялся в сентябре, дошли 12 учителей. После проведения мастер-классов осталось 10 участников, затем конкурсанты проводили открытые уроки. И по решению жюри в финал попали всего только 7 педагогов: Ульяна Александрова, учитель музыки школы N 32; Эмма Кукушкина, учитель музыки в гимназии N 47; Юлия Лепихина, учитель истории и обществознания гимназии N 5; Наталья Обожина, учитель начальных классов школы N 142; Ольга Пушкина, учитель русского языка и литературы гимназии N 202 "Менталитет", Екатерина Пупкова, учитель русского языка и литературы школы N 91; Юлия Сайдашева, учитель химии в школе N 178.
Победу одержала учитель русского языка и литературы гимназии N 202 Ольга Пушкина. В интервью E1.RU она рассказала, как мотивировать учеников выполнять сложные проекты и добиваться успеха.
– Есть ли у Вас секреты преподавания?
– Если ты идёшь на работу и готов любить, дарить, понимать, принимать каждого, то дети это очень сильно чувствуют. Здесь можно применять массу каких-то технологий, методов интересных, новшеств, но ребёнок настолько чуткий, что сразу видит – либо ты искренен, либо фальшив. Если они чувствуют, что я ими дорожу, что я хочу научить их чему-то, развить, они идут за мной.
– Как вы определяете, когда нужно быть строгой с учениками, а когда можно давать слабинку?
– Это решается не головой: сейчас – твёрдость характера, а потом – нет. Как-то само собой получается. Я очень строгий учитель, сразу могу сказать.
– По вам не видно.
– …Но очень улыбчивый. Дети любят учителей, которые требовательные, строгие, которые умеют не только улыбаться и делать добрые дела. Дети чувствуют какой-то стержень, харизму. Поэтому я могу какое-то строгое, серьёзное дело делать с улыбкой, и они верят. Они понимают, что если сейчас я строга, то так надо. Если через секунду уже произойдёт что-то другое, и я буду уже восторгаться тем, кого только что упрекала в чём-то. Они это знают, и поэтому у меня нет проблем думать – быть серьёзной или доброй, оно получается в процессе. Метод "кнута и пряника" - это самый действенный метод. То есть только пряник, только кнут ничего не решают. А вот метод справедливого кнута и пряника творит чудеса.
– Как помогать ученикам развиваться?
– Дети сами формулируют запрос. Если я вижу, что этому ребёнку больше нужен этот предмет, а не тот, то становится понятно и как-то решается. Я их всех одинаково воспринимаю: и одарённых, и обычных детей, каждого ценю не за то, что он знает правила или может написать диктант. Мне кажется, учитель больше должен на душу ребёнка смотреть и работать с ней. И для меня это важнее. Чтоб я потом с честью этого человека в жизнь отправила. Я вижу, что эта позиция действенная. Потому что как только выпускаю 11 класс, весь сентябрь дети приходят в гости. Каждый поступил в какой-то вуз, и они бегут поделиться радостью, не к классному руководителю. Почему? Я до сих пор не знаю. Им важно порадоваться. Они, видимо, чувствуют, что я хотела их к успеху привести или зарядить их. И вот первый малейший успех – поступление в вуз или что-то ещё, они приходят и делятся этой радостью. И весь сентябрь, каждый год – ты устал, провёл уроки, нужно дальше идти делать, а ты не можешь уйти, потому что дети приходят. И им действительно важно показать, что они не посрамили меня. Даже когда на экзамен идут, я говорю им: меня не посрамить, сидеть, решать экзамены и знать, что я за вами стою, и они стараются.
– В обществе действительно сейчас чувствуется запрос на успешных людей.
– Главное – зарядить жаждой жизни, желанием отдаваться любому делу на все сто, и тогда они чувствуют, если ты выложился на все сто, получится любое дело. И за школьную жизнь они проходят много таких практик. Что бы они ни начинали делать: решать задачу, писать диктант, реализовывать проект, ещё какое-то дело, у них уже установка, что это должно быть сделано на все сто. Успех очередного мероприятия провоцирует желание следующего. Я так строю свою деятельность – каждое дело – это бросок вперёд. И нужно, чтобы он был успешный, для того чтобы он захотел новый бросок совершить. Это технология, чтобы быть успешным человеком.
– Объясняете детям, что приходится много работать?
– Они на моём примере видят, что это трудозатратно. Когда мы делаем очередной проект, они видят, сколько тратится сил моих и их. И я им показываю – бесполезно ведь говорить – если времени столько не проведено, труда столько не вложено, дело не получится. К примеру, когда они подготавливают какой-то литературный проект, выходят на сцену, где полный зал, так выступают, что им говорят: вам надо это продавать. И у них появляется гордость, сразу же возрастает самооценка. Но они при этом знают, что они месяц трудились, месяц к этому шли, это была жизнь, которая была посвящена этому.
– Как развиваться педагогу, чтобы показывать достойный пример? Что нужно делать?
– Участие в конкурсе – один из примеров. Когда ты требователен к себе, ты растёшь, и на твоём примере растут дети. При этом я готова слышать и узнавать что-то новое у учеников. И они видят, что я, находясь выше, готова любому научиться. И для них это норма.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Финал конкурса "Учитель года - 2014"