Почти половина детей школьного возраста в Екатеринбурге имеет проблемы с осанкой. Таковы данные исследований, которые проводили среди 1000 екатеринбургских школьников. Выяснилось, что среди ортопедических проблем доминируют нарушение осанки и нарушения, связанные с положением стоп, — в основном, плоскостопие.
Как только ребёнок приходит в 1-й класс и начинает проводить значительную часть времени сидя, он, можно сказать, оказывается в группе риска.
— Сидячая поза — это главный фактор, который провоцирует нарушение осанки, — рассказал E1.RU заведующий отделением детской ортопедии НИИ травматологии и ортопедии имени Чаклина, главный внештатный детский ортопед области Андрей Пулатов. — Когда дети садятся, они сталкиваются с массой нерешённых взрослыми вопросов. Ещё в советские времена физиологи поняли, что столешницы парт должны иметь наклон, чтобы ребёнку не пришлось постоянно сгибаться. К сожалению, потом от этого отказались.
— Чем опасны обычные плоские парты?
— Сидя за ней, ребёнок нагибается, и результат неправильной позы — наличие сутулости, кифотическая осанка, нарушение осанки во фронтальной плоскости.
— Что делать родителям, чтобы как-то нивелировать эту ситуацию со школьными партами?
— Значительную часть времени ребёнок занимается дома. Надо постараться дома создать правильные условия. Стол и стул, во-первых, должны соответствовать росту ребёнка. Идеальный вариант — ростовая мебель-трансформер, которую можно регулировать по высоте. Столешница должна иметь небольшой наклон. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок сидел прямо, держал плечи прямо. И никаких крутящихся стульев.
— А крутящиеся стулья чем плохи?
— Ребёнок садится, стульчик разворачивает, как ему удобно облокачивается локтем на стол, сидя в полуоборота, позвоночник имеет сложную геометрическую фигуру в такой позе, а она становится привычной, в результате позвоночник формируется с нарушением. Но нужно понимать: одна только правильная мебель не решит всех проблем. Самое главное, что могут сделать родители, это заниматься ЛФК, укреплять мышечный корсет.
— Какие-то специальные занятия?
— Обычные занятия для укрепления позвоночника. Найдите в литературе, в Интернете, их много, и они очень доступны, надо делать это регулярно, для профилактики, не надеясь на одну только школьную физкультуру. Если ребёнок имеет слабый мышечный корсет и не занимается гимнастикой, то сколько бы его не заставляли сидеть прямо, он всё равно будет возвращаться к привычной позе, потому что ему просто тяжело. Сам по себе позвоночник — это всего лишь каркас, без мышц он ничто. Нарушение осанки и плоскостопие — это, по сути дела, две стороны одной медали. Первопричина и того, и другого — слабое физическое развитие, слабые мышцы.
— Переключимся на рюкзаки-ранцы. Какие правильные?
— Правильный ранец должен равномерно распределять нагрузку. Лямки должны быть одинаковыми, надо следить, чтобы одна не становилась длиннее другой. Оптимальный вариант конструкции рюкзака — жёсткая спинка, которая повторяет физиологические изгибы спины. И дополнительная поддержка — лямки на поясе, это уменьшит тяжесть, которая ложится на плечи.
— У хороших туристических рюкзаков принцип тот же.
— Да, первые туристические рюкзаки имели конструктивные недочёты. Они не перераспределяли груз. Туристы, чтобы уменьшить нагрузку на плечи, ходили полусогнутыми, а это влияло на позвоночник, конечно. Потом они видоизменились, люди стали понимать, что нужна анатомическая спина, которая ставит позвоночник в комфортные условия. То же самое относится и к сумкам для детей.
— А есть какой-то оптимальный вес? Насколько тяжёлым может быть рюкзак для того или иного возраста?
— Есть рекомендации, но я так скажу: каждый детский организм индивидуален. Мы можем иметь спортсмена или совершенно субтильного ребёнка одного возраста, которые ходят в один класс, но они могут сильно отличаться по физической подготовке. Нельзя так взять и всех под один шаблон загнать. Надо очень хорошо родителям смотреть за ребёнком, оценивать, под силу ли ноша. Если дети не спортивные, если у них слабый мышечный корсет, а их перегружают, это будет способствовать нарушению осанки — прежде всего возникновению кифоза. Обратите внимание, как ребёнок стоит в своей обычной расслабленной позе. Если позвоночник изогнут, это тоже заметно.
— Было время, когда модно было носить «дипломаты», потом сумки через плечо…
— Для школьников оптимальное — это всё-таки ранцы. Ношение сумки в одной руке нежелательно. Как правило, одна рука чуть сильнее. Дети больше носят на той стороне, которая более сильная. Под нагрузкой плечо поднимается выше. Сумки через плечо — тоже не вариант, они не уравновешивают центр тяжести.
— Вопрос по поводу обуви. Нужно покупать специальную ортопедическую обувь?
— Важно понимать вот что — само по себе ношение специальной обуви не решит проблему плоскостопия. Если такой проблемы нет, то дополнительная поддержка вообще не нужна, достаточно купить удобную обувь, соответствующую размеру, не на вырост ни в коем случае, из натуральных материалов. Если проблемы есть, то опасность вот в чём — мы даём ребёнку ортопедические стельки, он их использует, мы видим, что всё хорошо. Но если он перестаёт носить стельки, то стопа снова плоская. То есть обувь — это только дополнительная мера, а основная — это гимнастика, это ЛФК.
— С какого возраста нужно заниматься?
— В идеале — с того, когда ребёнок начинает ходить.
— С года?
— Иногда малыш начинает ходить, и родители видят, что он еще слабенький, ему тяжело, покупают обувь с высокими берцами, супинаторами, чтобы удобнее было. А нужно не это, не только это — нужно, чтобы малыш ходил по разным неровным поверхностям, по песочку, по массажному коврику, и тогда через некоторое время супинаторы не понадобятся. Вот к этому родители должны его подвести.
— До какого возраста можно исправить?
— Скорректировать эти проблемы можно, пока организм растёт. Если речь идёт не о структуральных изменениях — в некоторых случаях можно исправить ситуацию только хирургическим путём. В идеале — раз в год показывать ребёнка хорошему ортопеду. Другое дело, что у нас ортопедов в поликлиниках часто нет, и направляют к хирургам, которые могут всем подряд ставить диагноз «сколиоз». Грамотный специалист посмотрит, как ребёнок сидит, стоит, какие у него привычные позы, разберёт причины. Порекомендует упражнения. Так что лучше, конечно, найти возможность посетить ортопеда — для детей школьного возраста это очень актуально. Но, повторюсь, многое можно делать дома самим — просто этим надо заниматься.
Рисунок: E1.RU