В Нюрнберге открылся музей, который посвящен предмету, вызывающему многовековые войны между учителями и учениками. Под крышей местного университета собраны все возможные виды шпаргалок - от банальных "бомб" (то есть заранее написанных ответов на бумаге) до высокотехнологичных электронных устройств.
Немецким школьникам разрешают приносить в класс воду. Так родилась шпаргалка на бутылке. В коллекции Нюрнбергского университета есть как новые, так и старинные экземпляры - шпаргалки, датрованные 1927 годом! Их прислал один из жителей Германии.
На стендах красуются классические гармошки, второпях нацарапанный текст на клочке бумаги - так готовятся на перемене к внезапной контрольной. Бомба - заранее написанный ответ на стандартном листе. Квадратные корни на коробке - кустарщина по сравнению с лучшими образцами неформального искусства.
Жемчужина коллекции Нюрнбергского университета - часы во строенным рулоном, оригинальный механизм перемотки. История сохранила имя автора - 16-летний Вильфред Ройтер, 1956 год. Есть шпоры и на русском - привет с уроков русского языка из ГДР.
Найденная на экзамене шпаргалка, как и у нас, означает в Германии провал и пересдачу. Но большинство здешних шпаргалок ученики сами отдали коллекционеру, после учебы.
"Один беспокойный ученик на контрольной, помню, очень нервничал, весь покрылся пятнами. Я подошел к нему, он поднял руки, мол, нет ничего. И вот там была написана шпаргалка. Он получил неуд, конечно, но такую шпаргалку я не смог забрать", - говорит Гюнтер Хессенауэр, коллекционер шпаргалок, бывший преподаватель математики.
Сам он признался, что никогда не пользовался шпаргалками. У него был другой способ: "Я всегда спрашивал у соседа по парте, он лучше меня учился", - говорит Гюнтер Хессенауэр.
Шпаргалки в Нюрнберг шлют со всей Германии, но коллекция не претендует на уникальность. Шпоротехнологии универсальны и вечны.
Интернет, конечно, серьезно упростил подготовку шпаргалок, ведь можно легко найти чужую, распечатать мини-шрифтом. Однако спрятать, списать и не попасться - эту школу молодого бойца каждый по-прежнему проходит сам. Но говорить об этом можно только за стенами школы.
"Есть такие карандаши с невидимыми чернилами. Ты пишешь, и ничего не видно. А потом специальной палочкой светишь, и буквы проступают", - делится опытом девушка.
"Французский, английский, химия, биология, физика. Только учителям не говорите. Но не математика и не физкультура. То есть я писал шпоры по всем предметам, кроме этих двух", - откровенничает юноша.
Собранный фонд до шести тысяч экземпляров потихоньку заносят в компьютер, расширяя базу. Вся школьная жизнь на бумажках, для потомков и для науки будет выставлена в Интернете.